“Нейросеть — это бесконечное пространство для сотрудничества”: главред Sostav про редполитику, рекламные тренды и будущее

27 Мар Время чтения 30 мин 2010

Что Sostav представляет из себя сегодня? Из чего складывается редакционная политика издания? По каким критериям оценивается хороший текст? Каковы тренды на рынке рекламы в 2025? Как грамотная работа с генеративными нейросетями помогает экономить время создания контента?

Сегодня в подкасте долгожданный мною гость — Роман Бедретдинов — главный редактор индустриального издания Sostav.ru, амбассадор генеративных нейросетей и автор Telegram-канала «Падшая листва». Поговорили про журналистику, маркетинг, тренды, написание хороших текстов и работу с нейросетями.

Роман, расскажи про свой карьерный путь

Я освоил аж 18 профессий. Будучи студентом, пять лет работал в казино: научился американской системе организации процессов и качественному общению с клиентами. Позже создал с другом юридическую компанию. Развивали ее девять лет: я представлял клиентов в судах. Первое мое образование — культурологическое, второе — юридическое. 

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
Однажды в Нельзябуке я увидел сообщение клиентки, что нужен автор по специальным поручениям для звезды А класса. Со словом я работаю 25 лет, поэтому написал разные тексты. Через два дня я получил эту должность.

Потом был спичрайтером и digital-директором известной телеведущей Тины Канделаки. Проработал с ней четыре с половиной года. Позже стал креативным директором московского агентства БЛЭК, а в июне прошлого года перешел в Sostav — прекрасное и любимое мною издание, которое генеральный директор Александр Трубников развивает более 25 лет.

Что сегодня представляет из себя Sostav?

У нас несколько проектов. Основной — портал Sostav.ru, где 2,8 млн заходов в месяц, 1,5 из которых — уникальные пользователи. У нас есть популярный Telegram-канал. Также есть портал AItoolz, посвященный ИИ. А еще — портал про кадры и вакансии Нетворкинг & ХедХантинг.

Расскажи про структуру редакции Sostav

В личном Telegram-канале я вел дневник, где записывал текущие дела. Там можно все прочитать.

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
Средний возраст редакции — 25 лет. У нас есть digital-отдел, отдел потребительского рынка, медийный отдел, SMM-отдел, коммерческий и креативный отделы. Еще есть новостники: три корреспондента работают в будни, один — в выходные.

Если сегментировать весть контент: есть большая коммерческая часть, редакционная часть (подбор инфоповодов), коллаборации с авторами. К ярким личностям я хожу сам, и мы совместно создаем качественные материалы. Также развиваем YouTube и подкасты: берем интервью с лидерами рынка.

Каковы твои задачи как главного редактора?

Я изменил и определяю редакционную политику нашего издания: разработал различные критерии, скорректировал гайды для клиентов.

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
Моя главная руководящая цель — контроль за тем, чтобы все наши материалы соответствовали нашей редполитике и высоким бенчмаркам. Которым, к слову, немногие могут соответствовать.

Я контролирую создание материалов, пишу статьи и колонки, занимаюсь операционной деятельностью, HR (найм и ротация людей между отделами), взаимодействую с коммерческим отделом.

У нас есть гениальный технический директор — Павел Бобылев. Его отдел занимается программированием, версткой, разработкой спецпроектов.

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
Наш портал про ИИ — не просто сайт с материалами, а большой набор бесплатных нейросетевых инструментов.

Управляющий директор Sostav — Виктория Инкелес, а исполнительный, который забирает 90% текучки, — Маргарита Щербакова.

Как попасть к вам на работу?

Sostav выпускает статусные и востребованные на рынке рейтинги — позиции брендов и агентств. Мы запускали свой медиа-центр, и искали человека с глубоким аналитическим мышлением. Я пригласил свою подругу Дарью — вместе с программистами она создает техническую и коммуникационную подложку.

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
Сейчас вакансий у нас нет. За последние восемь лет я не видел людей, которые пишут так, как я. У меня были прекрасные педагоги, плюс жизненный опыт и доля таланта. Я много лет писал стихи, что влияет на ритмику.

Когда приходят новые журналисты, я их проверяю: глубину изучения фактуры, умение работать с нейросетями — без этого уже на контентную работу не устроиться. И смотрю на живые тексты: базовый уровень должен быть высоким.

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
80% нашего коллектива — зуммеры. Это отдельная проблема для миллениалов. Мы смотрим на открытость, наличие журналисткой жилки, желание развиваться в маркетинге и своем направлении. Человек может хорошо писать, но не понимать, как устроен рынок.

По каким критериям в Sostav проходят статьи?

Не секрет, что за всех руководителей хороший пиарщик пишет сам. У нас есть шесть критериев, которые вписаны во все гайды. Это первое сообщение, которое я отправляю в Telegram тем, кто к нам обращается:

  1. Всеобъемлющее раскрытие темы — у практикующих специалистов нет времени на прочтение поверхностных материалов.
  2. Каждый материал должен быть инструментом для принятия решений или корректировки бизнес-стратегий в духе нашего времени.
  3. Живой слог — даже самый классный материал не может быть скучным.
  4. Отсутствие рекламы — мы не приемлем рекламу чего-либо — для этого есть коммерческие формы сотрудничества.
  5. Комментарии экспертов — с помощью них можно повысить экспертность материалов.
  6. Отсутствие ошибок и описок — в эпоху инструментов, которые правят текст, их наличие говорит о том, что человек делает свою работу безалаберно и лениво.
Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
Я очень критически отношусь к ошибкам и критикую их вслух, даже самые значимые издания.

С исследованиями отдельная история. Многие пиарщики считают, что исследование — легкий путь, чтобы попасть на страницы издания. Но для исследований должны быть:

  • большая база респондентов;
  • релевантная тема.

В последнее время я много работаю с нейросетями: преподаю, рассказываю, как создавать контент вместе с ними. Все присланные мне материалы проходят соответствие референсам: сначала материал читает нейросеть, затем — я.

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
Не все понимают, что материал, который подписан компанией и автором — это его лицо, продукт, которым он показывает, что владеет темой и умеет создавать сам материал. И что он заботится об аудитории.

Есть ли у тебя и редакции топ болей?

Из последнего: приходит запрос на эксперта, но когда я читаю материал — он ни о чем. 

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
Материал без полезностей и с поверхностной темой — это очень больно. Или “пустота”: ужасно, когда пиарщик делает что-то только для KPI.

Бывают материалы, где по первым абзацам видно, что человек старался, а потом устал и дописывает абы что. Или когда человек не позаботился о мониторинге рынка и исследовании своей темы. 

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
Когда приходит материал с оценкой семь и ниже — мне сразу становится больно. Для меня любой первый контакт — это имя человека и то, что он написал в первом сообщении.

Я — человек сентиментальный: расстраиваюсь за людей, когда они свою работу выполняют халтурно. Это катастрофа.

Публикуете ли вы статьи для новичков?

Материал для новичков мы не берем  — у нас нет образовательного раздела. Все через подкасты.

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
Но если профессионал расскажет, как учить людей — он может вшить базовые вещи, и это будет круто. 

Статьи для новичков подходят для начинающих стартаперов.

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
Но мы — профессиональное издание. Если у человека есть инсайт или тема, которая кажется ему простой, ее все равно можно подать нетривиально, поработав с генеративной сетью.

Все упирается в ум и проницательность человека. 

Роман Бедретдинов 
главный редактор Sostav.ru
У нас молодые авторы и высокопрофессиональные материалы, которые мы проверяем минимум дважды.

Куда писать? Напрямую тебе или через редакционную почту?

Наши корреспонденты и редакторы проверяют почту, указанную на сайте: news@sostav.ru. Для меня же электронная почта умерла, когда я пришел в Telegram. 

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
Я «неправильный» редактор: отвечаю всем, кто нашел мой ник. А бывают редакции, которые не рецензируют материалы, и те улетают в пропасть.

В общий рабочий чат коллеги присылают только то, в чем сомневаются, а я или мой заместитель утверждаем. 

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
Мы не являемся пропастью: читаем материалы и отвечаем на сообщения. Telegram для нас — самый удобный канал связи.

Чем отличается коммерческий материал от обычного?

Рекламный материал от нерекламного отличается erid: мы неукоснительно соблюдаем законодательство. 

С коммерческими материалами мы работаем в трех форматах:

  1. Нам присылают качественный, полностью готовый материал к публикации.
  2. Работаем с материалами, требующими коммерческую редактуру на соответствие erid.
  3. Пишем статьи на любую тему силами нашего коммерческого редактора.

Каковы тренды и тенденции рекламного рынка в этом году?

Если подводить итоги прошлого года — рекламный рынок вырос на 25%, несмотря на все ограничения. Значит, деньги в рынке есть. Выделю несколько тенденций:

  1. Радио и ритейл-медиа (без фрода) набирают популярность.

Так, директор Х5 Media Каролина Соколова сказала, что их магазины открыты везде, гуще некуда. И нужно понимать, как дальше зарабатывать.

Роман Бедретдинов
 главный редактор Sostav.ru
На рынке маркетинга замедлилась физическая торговля, и люди зарабатывают на медиа и рекламе.

ТВ по-прежнему работает прекрасно: в прошлом году присутствие людей в digital и на телике сравнялось.

2. Брендинг и performance-философия.

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
В маркетинге два направления: брендинг и performance. Но у нас даже у брендинговой рекламы на ТВ  — performance-философия.

Например, Самокат продает не только образ жизни, но и скидки. Скидочная составляющая у нас очень большая: людям кажется, что без них не будет продаж.

3. Сокращение рынка из-за высокой ключевой ставки. Умные люди говорят, что весь текущий год рынок будет умирать. Те, у кого есть деньги (большие экосистемы и агентства) — пройдут, потому что могут предоставлять клиентам кредитное плечо.

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
А компаниям поменьше будет тяжело. Но рынок будет сокращаться не шоково, а медленно задыхаться.

Денег на рекламном рынке по-прежнему много. Появился закон о креативных индустриях: инструмент поддержки региональных агентств и креаторов государством. Но пока это рамочная история — экономическая ситуация этому не благоволит.

4. Креативная изоляция — мы оказались оторваны от международных фестивалей: наши креаторы не могут получать каннских львов.

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
Но мы делаем потрясающие и по-настоящему классные вещи. Даже региональные агентства делают хороший, инновационный продукт.

5. Эволюция наружной рекламы — технологичность сильно развивается. Все, что есть крутого в мире, есть и у нас.

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
Но проблемы есть в каждой отрасли. Деньги есть, но денег нет: креатив есть, но он не известен на весь мир.

6. Низкий уровень корпоративной культуры в России (токсичные коммуникации).

7. Ценовые тендеры — с ними нужно работать.

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
У нас в космос летают ракеты, собранные из запчастей, которые произвели люди, давшие наименьшую ценность. Это прекрасная иллюстрация того, что у нас происходит.

8. Консолидация рынка. Это неизбежность, поэтому мы видим большие цифровые экосистемы — МТС, Сбер, Т-Банк. Они очень устойчивые, технологичные, у них много возможностей развиваться за счет внутренних ресурсов.

То же самое касается агентств: есть огромные группы компаний, которые распределили большие деньги, а маленькие компании в такие тендеры попасть не могут.

9. Сложность попадания на ТВ — среднему бизнесу, потому что ТВ-инвентарь раскупается на 90% на следующий год.

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
Согласно статистике, самый главный рекламодатель на ключевых телеканалах — Сбер. По количеству телевизионного времени он в два раза превышает Ozon, который занимает второе место.

10. Инфлюенс-маркетинг — более доступный инвентарь, где может строить брендинг средний и малый бизнес.

Дяченко Александр
бренд-стратег, автор подкаста «Маркетинг и реальность»
Друзья! Не забывайте заходить на наш сайт — marketing.audio — где уже есть множество выпусков на темы, поднятые Романом: фродбрендингинфлюенс-маркетинг, креативная рамкапиар и многое другое.

Поговорим про ИИ. Не убивает ли нейросеть человеческий контент?

По теме генеративных нейросетей я преподаю студентам в вышке, выступаю на мероприятиях, учу коллег. Сегодня это самая интересная и полезная тема.

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
Я — амбассадор использования генеративных сетей. При этом, благодаря образованию, у меня набита рука на тексты.

В 2023 году я думал, что нейросеть не умеет писать так, как я. В прошлом году я понял, что нейросеть может сделать так, как мне надо.

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
А в этом году я понял, что нейросеть не умеет писать, как я, может сделать, как мне надо, и прекрасно понимает мои промпты. Она никогда не будет делать вместо меня, но может работать вместе со мной.

У меня есть потрясающий алгоритм. Мне показали, как настраивать ChatGPT и составить свой психологический анализ, а потом загрузить туда все свои тексты.

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
Проделав все это, нейросеть начинает понимать, кто ты и как пишешь. Но полностью написать за меня она не сможет: есть доля таланта, ментальное состояние в моменте, запросы рынка, наконец.

Работа с генеративной нейросетью состоит из двух частей. Первая часть — подробная инструкция по тому, как нужно работать + мой психологический портрет + мои тексты. Вторая часть — отдельные чаты для разных задач. Например, чат проверки орфографии: после нее он дает мне список исправлений.

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
Человек, который работает плохо — не будет проверять тексты и перечитывать их. Тот, кто работает получше — проверит текст с помощью нейросети. А тот, кто еще круче понимает нейросети — не хочет подменять машину собой, а хочет, чтобы она его научила.

У меня есть чат с бенчмарками: он знает, что нужно дать оценку по каждому из условий. В него загружены мои референсы. Этот чат + инструкция сильно экономят время, которое я потрачу на создание других глубоких продуктов. Есть чаты по отдельным отраслям. Все это — пространство для совместной работы.

Роман Бедретдинов
 главный редактор Sostav.ru
Важно говорить с нейросетью человеческим языком. Это всегда совместная работа: ты даешь базовый промпт. 

Я загружаю в нейросеть идеи будущей статьи, она предлагает варианты, подзаголовки. Далее я пишу текст и прошу нейросеть оценить его. Она оценивает и указывает на белые пятна.

Роман Бедретдинов 
главный редактор Sostav.ru
Это хороший помощник: сам я не ухвачу все аспекты из-за других дел. Статья будет хорошей без помощи нейросети, но не реализует задуманного мною на 100%. Нейросеть — это бесконечное пространство для сотрудничества. Люди — конечные и устающие. Если поработать с нейросетью, как я сказал и получить продукт — это все равно маленькая часть возможного.

Проблема в конечности человека и конечности понимания бесконечности. Я жду, когда люди это осознают.

Роман Бедретдинов
главный редактор Sostav.ru
Человек может не хватать звезд с неба, но быть крутым оператором нейросети. Это уже добавляет очки к эрудиции. Нейросеть — это возможность профессору разговаривать с равным себе профессором, а школьнику — с равным себе школьником.

Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу подкаста «Маркетинг и реальность», где выходит дополнительный материал по темам маркетинга, брендинга, PR и всего того, что не успевает попасть в основные выпуски подкаста.

Над материалом работали:

По вопросам рекламы, участия, спонсорства и нативных интеграции в бренд-медиа и подкаст «Маркетинг и реальность» — pr@marketing.audio

Категории: PR
Комментарии
Написать комментарий...