Пиар на добре или социальная ответственность — зачем брендам благотворительные проекты? Обсудили эксперты в новом выпуске подкаста СберМаркетинга MEDIA MIX
Накануне Дня мецената и благотворителя, отмечаемого в России 13 апреля, команда СберМаркетинга подготовила выпуск первого видеоподкаста о рекламе MEDIA MIX, посвятив его теме сотрудничества брендов с некоммерческими организациями. Вместе с ведущей Анной Ветринской эксперты и представители проектов «СберВместе», «Tooba Россия», «Помощь рядом» и «Благо.ру» ответили на главные вопросы, зачем брендам идти в благотворительность, с чего начинать этот путь, а также как делать это максимально успешно и эффективно.
Среди главных причин, по которым современные бренды инициируют благотворительные мероприятия, открывают фонды и вступают в некоммерческие проекты, эксперты отметили рост корпоративной социальной ответственности (КСО) и потребность приносить пользу общественности, а также желание усилить lovemark-стратегию и следовать текущим трендам рынка. Участие в благотворительных проектах оказывает позитивное влияние на многие аспекты бизнеса, включая рост прибыли через повышение доверия, узнавания и лояльности со стороны аудитории.
Поиск партнера для благотворительного проекта, как и любое другое партнерство, строится на взаимном выборе и доверии. Успех зависит от общих ценностей, взглядов и целей всех участников. Для того чтобы найти подходящих партнеров, компании могут воспользоваться соответствующими площадками-агрегаторами, которые выступают не только витринами предложений, но и берут на себя ответственность за верификацию деятельности некоммерческих организаций (НКО) и контроль целевого расхода средств, собранных на платформе.
Культура благотворительности в России находится в стадии развития. С одной стороны, выстраивание системы, решающей вопросы определенной социальной направленности — это большой труд, требующий времени и высокой экспертности. С другой — существуют барьеры в виде низкой осведомленности о благотворительных и волонтерских активностях. Многие меценаты предпочитают не афишировать свои добрые дела, следуя поговорке «Делай добро и бросай его в воду». По мнению Лилии Мударисовой, чтобы изменить эту установку и нормализовать благотворительность, следует запускать больше инициатив, таких как праздник «Щедрый вторник». Цель этого мероприятия, которое проходит ежегодно в конце ноября/начале декабря, — вовлекать людей в благотворительность через объединение НКО, бизнеса, госучреждений, инициативных групп и частных лиц, а также мотивировать участников делиться результатами своего вклада в общее доброе дело на широкую аудиторию.
Гости студии обсудили различные подходы к продвижению благотворительных проектов: методы без бюджета, такие как pro bono, и традиционные инструменты. По словам экспертов, традиционные рекламные кампании для крупных брендов зачастую малоэффективны. Более продуктивна работа с существующей клиентской базой. Елена Шлегель отметила важность экологичного представления благотворительных запросов даже лояльным клиентам и учета реакции на них. Например, далеко не все пользователи банковских услуг готовы к участию в благотворительных акциях, поэтому для проекта «СберВместе» была создана ИИ-модель, которая определяет клиентов, склонных к пожертвованиям. Основу выборки нейросети составляют клиенты, отобранные по ряду параметров, таких как донорство крови, наличие приемных детей, следование эко-повестке и прочим. Сегментация пользователей позволила программе за пять лет увеличить базу потенциальных меценатов с 7 до 20 миллионов человек.
Малым компаниям, напротив, следует сосредоточиться на постоянном поиске новой аудитории. Анастасия Фатова указала на возможные трудности в данном подходе — недоверие со стороны клиентов и непонимание механики пожертвований. Однако упрощение пользовательского опыта на сайте или в приложении и коммуникация через инфлюенсеров или спортивные мероприятия помогут решить эти вопросы еще до их возникновения. Дарья Степаненко также рассказала о механике Яндекса, позволяющей делать пожертвования при покупках в «Яндекс Лавке». Незначительное округление суммы, часть из которой идет на оказание помощи, позволяет клиентам превратить благотворительность в часть своей повседневной жизни.
В заключение беседы эксперты отметили динамику роста российских некоммерческих организаций и участия россиян в благотворительных проектах. Согласно данным Charity Aid Foundation, Россия занимает 35-ую строчку рейтинга стран-благотворителей World Giving Index 2024. 71% взрослых жителей РФ готовы помочь незнакомым нуждающимся, 42% — деньгами, 23% — участием в волонтерских проектах. И это позитивный тренд по сравнению с прошлыми периодами. Сегодня благотворительность постепенно становится нормой и неотъемлемой частью лайфстайла частных лиц и современных брендов, каждый из которых желает сделать свой посильный вклад в развитие благосостояния страны, своего региона и его обитателей.
Елена Шлегель, руководитель благотворительной платформы Сбербанка «СберВместе»
Анастасия Фатова, операционный директор благотворительного приложения «Tooba Россия»
Дарья Степаненко, руководитель социального продукта Яндекса «Помощь рядом»
Лилия Мударисова, руководитель платформы «Благо.ру»
Модератор: Анна Ветринская, директор агентского направления СберМаркетинга