Можно сделать сайт за 40 тысяч рублей в одном агентстве, а можно за миллион в другом. Какие этапы разработки сайта влияют на стоимость? На что ориентироваться заказчику? Разбирались вместе с Екатериной Кашаевой, руководителем отдела по работе с клиентами Darvin Digital.
— Екатерина, как формируется цена на разработку сайта, из чего она складывается?
— В первую очередь, цена зависит от того, какой сайт нужен клиенту, какое решение лучше подойдет. Для того, чтобы выяснить задачи и видение результата, мы в Darvin Digital задаем ряд вопросов. Спрашиваем клиента, что у него за бизнес и каким целям будет служить веб-сайт: информационным, коммерческим. Если компания продает с помощью сайта, уточняем, что это за продукты, какие по ним есть приоритеты. Большое влияние на функционал оказывает количество этих продуктов: если их много, то нужны более сложные системы, синхронизация с 1С, программой «Мой склад» или какой-то другой базой, где есть вся информация о товарах, ведется их учет. Также необходим такой функционал как фильтрация товаров, сортировка — для того, чтобы пользователь мог быстро найти нужный ему продукт. Если продуктов немного, то, соответственно, и функционал проще. Спрашиваем, на какие примеры ориентируется клиент, какой опыт в плане онлайн-развития у него уже есть.
— Какая часть клиентов приходит в Darvin с запросом именно на создание сайта?
— Изначально за разработкой обращаются 20-25% клиентов, большинство же сейчас приходит уже со своим сайтом. Однако часто эти ресурсы не отвечают современным требованиям — по дизайну, функциональности (пример: клиент занимается продажами, а на сайте нет каталога). У каждого сайта есть определенный процент конверсии, и если на сайте чего-то не хватает, то заказов будет, естественно, меньше. Оптимальным решением будет сначала разработать новый сайт, а потом уже вкладывать бюджеты в продвижение — так средства будут расходоваться гораздо более эффективно. Несмотря на то, что изначально у клиента может не быть запроса на создание сайта, около 50% тех, кто обращается с запросом на продвижение, нуждаются либо в создании посадочной страницы, либо в разработке сайта. Потребность в этом формируется уже в разговоре с нами.
— Один из популярных форматов сейчас — это landing page, создание отдельной посадочной страницы, которую можно разработать за 2-3 недели. Стоимость разработки такого сайта у нас в Darvin начинается от 60 000 рублей. Цена зависит от пожеланий клиента: бывает, нужно реализовать какие-то сложные задачи по анимации, например. Еще стоимость лендинга зависит от количества блоков: «О нас», «Продукты», «Отзывы» и т.д. Количество таких блоков влияет и на стоимость исполнения с точки зрения дизайна, и на размер самой посадочной страницы. После согласования с клиентом структуры лендинга, дизайнер формирует стоимость работ, учитывая дополнительные пожелания. Фиксированных цен у нас нет, стоимость всегда рассчитывается индивидуально. Это зависит от того, какие этапы разработки сайта нужны в конкретном случае.
— А если клиенту нужен не лендинг, а полноценный сайт?
— Второе популярное решение — это сайт на основе прототипов, здесь срок разработки составляет в районе 1,5-2 месяцев. Стоимость стартует от 120 тысяч рублей. Прототип чем-то похож на шаблон, но более надежный, уникальный, поэтому дает больше возможностей для доработки дизайна и функционала. Несколько фактов о наших сайтах на прототипе:
Мы изначально подбираем прототип, который наиболее близок к сфере бизнеса клиента. Если это сайт услуг, то смотрим вместе с клиентом прототипы по услугам. Если это интернет-магазин, выбираем прототипы интернет-магазинов. Из 2-3 вариантов клиент останавливается на одном.
По стоимости прототипы могут быть разные. Есть более простые, а есть сложные, с широким функционалом. Например, интернет-магазины с модулем экспорта из Excel, позволяющим загружать товары и клонировать карточки товаров. Бывает, что какой-то функционал нужно доработать — к примеру, реализовать функцию добавления в избранное. Это идёт уже плюсом к стоимости проекта.
— Можно назвать стоимость такого сложного сайта на прототипе?
— Вообще, если буквально подходить к определению «эконом», то в данном сегменте клиенты, как правило, ориентируются на бюджет в районе 60 000 рублей. У нас таких решений нет. Но если оценить рынок в целом, взяв в расчет агентства, которые меньше чем за 1,5 млн рублей даже не возьмутся за разработку сайта, то наши сайты на прототипе действительно ближе к решению «эконом». При этом на рынке сейчас достаточно предложений по разработке сайта за 40, 50 или 70 тысяч рублей. Я уже не говорю о фрилансерах, которые могут сделать сайт на шаблоне за 10 тысяч. Тем не менее, наш ценник от 120 тысяч рублей за такое решение — это недорого.
Приведем два примера расчета стоимости нашего сайта на прототипе. Допустим, есть два клиента, оба они выбрали прототип интернет-магазина за 150 тысяч рублей:
— Мы поговорили про конструкторы и сайты на прототипе, а делает ли Darvin уникальные сайты, которые программируются с нуля?
— Да, такое решение мы тоже предлагаем. Немного дешевле — от 400 тысяч рублей — может стоить создание корпоративного сайта. А если нужно сделать интернет-магазин, то разработка обойдется минимум в 700-800 тысяч рублей. Сроки изготовления сайта тоже больше: от 3-4 месяцев.
Что значит сайты уникальной разработки? Если в прототипе уже есть заданный функционал и структура, то здесь конкретно под клиента с нуля разрабатывается полностью всё: структура сайта, размер, цвет и расположение каждого элемента, каждого блока. Все пожелания воплощаются и по функционалу, возможности практически безграничны. Даже если какого-то функционала никогда не было, и мы никогда его не делали, можем браться за такие задачи.
В стоимость работ (основные этапы разработки сайта) — и на прототипе, и уникальной разработки — у нас входит 20 страниц. Остальное либо делаем за дополнительную плату мы, либо клиент самостоятельно занимается наполнением (так происходит чаще всего). Сайты мы делаем на собственной системе управления Darvin CMS. В административной панели у нас всё очень просто: можно легко добавлять новые страницы, товары. Если у клиента много товаров, то наполнение происходит с помощью нашего модуля синхронизации с программой учета товаров. Все описания и цены товара подтягиваются автоматически из этой системы.
— Сколько специалистов работает над созданием сайтов в Darvin и какие у них должности?
— Над разработкой лендингов и сайтов у нас работают отдел дизайна и отдел разработчиков — там есть верстальщики, есть программисты, которые работают с программным кодом. Какие этапы разработки сайта добавляются, если проект мы будем развивать в дальнейшем, продвигать в интернете? В этом случае подключаются ещё и SEO-специалисты, а также специалисты отдела интернет-маркетинга. Они могут дать какие-то важные рекомендации, попросить изменить что-то по контенту или дизайну, чтобы повысить конверсионность сайта и эффективность его продвижения.
Заказывая сайт фрилансеру, нужно понимать, что его экспертиза, скорее всего, будет ограничена. Это приведет либо к поиску дополнительных специалистов, либо к выбору более простого решения. Поэтому сайт может получиться менее функциональным, менее надежным. Но есть и плюс — стоимость работы фрилансера, как правило, ниже по сравнению с ценником от команды исполнителей из агентства.
— Что вы посоветуете заказчику перед которым стоит задача разработки сайта?
— Не торопиться. Внимательно проработать техническое задание с агентством, в которое вы обращаетесь. Выбрать домен и хостинг. Понять, какие этапы разработки сайта нужно пройти именно вам.
Важный момент — изучить своих конкурентов, компании, которые находятся в топ-10 по вашим релевантным запросам. Например, если вы продаете стулья фирмы XXX, то посмотрите, какие сайты будут в топе поисковиков по запросу «купить стул XXX» — и внимательно изучите эти сайты. Чтобы ваш сайт продавал, нужно ориентироваться на тех, кто уже в топ-10, их функционал, подачу, структуру. Конечно, нужно понимать, что небольшая компания с ограниченным ассортиментом — например, продающая перчатки одного бренда, — никогда не сможет обогнать по запросу «купить перчатки» крупные интернет-магазины, где продается огромный ассортимент самых разных аксессуаров. В этом случае продвигаться все еще можно, но по более узким запросам.
— Во-первых, нужно понимать свои бюджеты и цели. Если речь о каком-то начинающем бизнесе, где денег на старте обычно мало, то можно создать какую-то одну посадочную страницу, с помощью которой можно рекламировать свой продукт. В этом случае, возможно, вообще не стоит обращаться в агентство. Хороший вариант — найти фрилансера или даже настроить сайт на шаблоне самостоятельно, просто чтобы с чего-то начать.
Если заказчик уже какое-то время существует на рынке и продает свои услуги или продукты, то ему нужен полноценный сайт, который был бы эффективным инструментом продаж.
На что ориентироваться при выборе, где заказать разработку сайта?
Цена на создание сайта у разных агентств может быть очень разной, и возникает вопрос — за что именно платит заказчик? Посетители сайта вряд ли поймут, написан он с нуля или нет. Шаблонные решения — это не очень хорошо, в то же время изыски дизайна в определенных сферах могут быть совершенно лишними.
За что платят веб-разработчику на самом деле? Чтобы сайт выполнял задачи, которые перед ним стоят. В любом случае, главное — чтобы сайт был конверсионным, удобным и современным. Мы в Darvin можем с этим помочь.