Найти корень проблемы. Модель айсберга

2023-06-07 18:03:36 Время чтения 2 мин 1610

Любая проблемная ситуация может иметь глубокие корни и незаметную предысторию. Отследить их помогает модель айсберга. Понятная метафора — у айсберга только 10% объёма находится над водой. Согласно этой модели, мы видим лишь события, всё остальное — скрыто: шаблоны, структуры и ментальные модели, которые к ним приводят.

Как работать с моделью?

1-й уровень — берём события, которые вас тревожат;

2-й уровень — ныряем под воду, ищем повторявшиеся действия, которые приводили к таким же следствиям. Шаблонное поведение;

3-й уровень — находим, какие структуры в компании рождают эти проблемные шаблоны;

4-й уровень — достигаем основания айсберга. Здесь можно отследить, какие установки сотрудников приводят к созданию несовершенных структур и проблемных действий.

Пример: приложение вышло с ошибками. Прежние его версии тоже выходили с ошибками — это шаблон. К нему приводит структурная проблема — в компании мало тестировщиков. А главная причина — в том, что руководитель отдела тестирования не считает нужным увеличивать штат.

Быстрых шаблонов для работы с этой моделью, как в случае с диаграммой Исикавы, в сервисах и приложениях пока не видел. Зато много иллюстраций по запросу iceberg model находится просто через поиск.

Берём их, обновленный Photoshop и отправляемся исследовать ментальное дно нашего айсберга.

О других моделях мышления вы можете прочитать в моём телеграм-канале.