Свои сильнее: российские БАДы вытесняют зарубежные аналоги с полок

8 Апр Время чтения 3 мин 295

Российский рынок БАД продолжает расти за счет расширения производства, укрепления позиций отечественных брендов и устойчивого потребительского спроса.

По итогам 2023 года объем производства пищевых и биологически активных добавок в России достиг 150 тыс. тонн, что на 21,9% больше, чем годом ранее. С 2017 года производство в стране выросло почти в четыре раза. В январе–августе 2024 года выпуск составил 109,4 тыс. тонн. Ожидалось, что по итогам всего года производство может достичь 173,9 тыс. тонн, а к 2028 году приблизиться к 250 тыс. тонн.

Активное развитие отрасли подтверждает и финансовая динамика компаний, работающих в сегменте. В конце 2024 года компания «AnalyticResearchGroup» провела мониторинг 240+ предприятий, представленных на рынке пищевых добавок и БАД. Совокупная выручка этих игроков по итогам 2023 года составила 68,1 млрд рублей.

Наибольший прирост выручки в абсолютном выражении показали крупные игроки отрасли. ЗАО «Эвалар» (Алтайский край) — ведущий российский производитель БАД на основе природных компонентов, в том числе растительного, минерального и животного происхождения, увеличил выручку в 2023 году на 4,5 млрд рублей. Томская компания ООО «Артлайф», занимающаяся выпуском БАД, специализированного питания и косметики на биотехнологической основе, показала прирост на 892 млн рублей. ООО «Квадрат-С», предлагающее широкий ассортимент добавок и функционального питания, увеличило выручку на 645 млн рублей.

В относительном выражении лидерами по темпам роста стали не такие крупные игроки (их выручка не превышала 150 млн. руб.):

  • московская компания ООО «Хэлскеа Солюшнс», известна производством витаминных комплексов под брендом HEALTHIS
  • ООО «Атриум» (Краснодарский край), работает по модели полного цикла — от разработки рецептуры до выпуска готовой продукции под СТМ
  • АО «Натуральное Здоровье» из Татарстана, занимается производством профилактических препаратов, энергоинформационных продуктов и БАД для поддержания здоровья.

Российский рынок биологически активных добавок в 2023-2024 годах демонстрировал устойчивый рост как в денежном, так и в натуральном выражении. Одновременно усиливались позиции российских производителей, что связано с уходом зарубежных брендов и с активным развитием СТМ аптечных сетей.

Параллельно государство вводило новые меры регулирования (обязательную маркировку продукции, призванную повысить прозрачность и качество ассортимента), а потребительский интерес к добавкам оставался высоким, особенно среди женщин и молодежи.

Получить детальную информацию о развитии рынка можно в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Российский рынок пищевых добавок и БАД: комплексный анализ и прогноз. Ноябрь, 2024».