Шаблон JTBD-интервью - внутри. А еще - немного теории и много честной практики: как готовились к интервью, какие результаты получили, какие ошибки (глупые и не очень) совершили.
Привет! Меня зовут Антон, я - CEO умного чата BITCDP на базе AI.
Летом 2022 мы провели свое первое “взрослое” JTBD-исследование, чтобы сформировать продуктовую стратегию для стартового модуля нашей CDP - умного онлайн-чата.
Чтобы что:
Для этого - нужно было выявить:
С методологией JTBD “вживую” мы работали впервые.
В некоторых аспектах, скажу честно, отступали от канонов. Упрощали, чтобы ускорить процесс.
И даже в этом случае инвестировали в исследование порядка 2-х месяцев.
В статье - очень кратко расскажу о методологии JTBD. Не очень кратко - об опыте проведения JTBD-интервью, наших инсайтах и фейлах.
Пишу максимально простым языком - не с целью получить упреки в “капитанстве”, а чтобы было понятно 🙂
Для тех, кому интересно больше узнать про JTBD, оставлю ниже ссылки на бесплатные ресурсы (сайты и книги).
Статью разделил на 2 части, вторую опубликую к 14 февраля ;)
Итак, погнали 🚀
JTBD (Jobs to be done) - это подход к проектированию (созданию) продукта. В основе JTBD лежит простая мысль: потребитель не просто покупает продукт, а “нанимает” его для выполнения какой-либо работы.
Работа - это описание прогресса, которого человек хочет достичь в определенной ситуации.
Например:
Сегмент - группа людей, объединённых одной работой.
Теория работ значительно расширяет привычный метод описания ЦА - метод персон.
В нашем примере - в сегменте тех, кто хочет «скоротать время в поездке», могут соседствовать и мужчина 40 лет из Москвы, и девушка 23 лет из Саратова. А конкурентами за внимание ЦА выступят не другие книги, а игра на смартфоне, сон или разговор с попутчиком.
Глобально, теория работ предполагает, что каждый человек стремится стать в чем-то лучше, круче, “прокачаннее”, перейти в желаемое эмоциональное состояние, а роль продукта - помочь ему в этом.
Люди покупают не продукты, а лучшую версию себя:
Теория “работ” позволяет выяснить мотивы, которые движут людьми в момент принятия решения о покупке.
А зачем это для бизнеса?
Все просто: чтобы создавать продукт, который отвечает реальным запросам клиента (выполняет важные работы потребителя). А не просто “нашпигован” функционалом, который кажется классным разработчику.
В зависимости от того, насколько хорошо продукт решает проблему пользователя, принимается решение о покупке.
Как описать работу:
Шаблон описания работы выглядит так:
Когда человек оказывается в определённом контексте, перед ним формируется работа. И для выполнения этой работы - нужно найти решение.
Задачи продукта:
Какие есть типы работ:
Сложно? Давайте на примере:
Job story:
Когда <контекст>, я (он, ты)...+ глагол+, чтобы...+глагол
Когда я прихожу на работу в понедельник, я хочу быстро употребить что-то невредное и вкусное, чтобы снизить уровень тревожности и выглядеть более уверенным на утренней планерке.
Что такое JTBD-ислледование?
JTBD-иccледование - это глубинное интервью для изучения определенного пользовательского опыта.
Цель JTBD-интервью - понять потребности людей (ЦА) и сформулировать на их основе Big Job, Small Jobs и Micro Jobs.
JTВD-исследование по шагам:
✅ 1 шаг. Определить бизнес-задачу.
✅ 2 шаг. Определить ЦА (кого будем изучать).
✅ 3 шаг. Составить список вопросов (шаблон JTBD-интервью).
✅ 4 шаг. Подобрать респондентов.
✅ 5 шаг. Провести серию интервью.
✅ 6 шаг. Выделить из интервью список работ.
✅ 7 шаг. Сформулировать Job stories.
✅ 8 шаг. Приоритизировать Job stories.
✅ 9 шаг. Продумать идеи решений и сообщения.
✅ 10 шаг. Приоритизировать решения.
✅ 11 шаг. Реализовать решения.
Больше про JTBD можно узнать на бесплатном курсе Tilda и в книге Алана Клемента (здесь можно скачать бесплатно в pdf). Для english speakers 🙃очень советую прочитать еще книгу Intercom.
Сформировав понимание JTBD, более глубоко изучить методологию можно, например, в блоге Дмитрия Капаева. Не реклама, искренняя рекомендация 😉
Переходим от теории к практике.
1 и 2 шаг JTBD-исследования преодолеть было нетрудно: мы понимали, что у нас за продукт, и для какой аудитории его готовим. Продукт, с которым выходили на JTBD - CDP-платформа для малого и среднего бизнеса.
3 шаг - список вопросов. Шаблоны JTBD-интервью не очень легко, но гуглятся. У нас был шаблон после внутреннего обучения в акселераторе компании “Первый БИТ”.
Скачать наш шаблон можно здесь. Если возникнут вопросы по шаблону - пишите в комментарии или мне в личку.
Из каких блоков состояло наше интервью:
✅ Знакомство
✅ Покупка
✅ Как искали решения
✅ Почему купили
✅ Опыт использования решения
✅ Оценка нашего варианта решения бизнес-задачи.
В чем ошиблись:
Как исправили:
Инсайты:
4 шаг - поиск респондентов. Наша ЦА - маркетологи и собственники бизнеса.
Чтобы выйти на ЦА:
В чем ошиблись:
Например, один из знакомых маркетологов предположил, что мы проводим что-то типа оценки знаний, и согласился встретиться с нами с заметной опаской.
Как исправили:
Инсайты:
Если использовать первый инсайт, то вполне возможно “заполучить” на интервью даже самые холодные контакты из телефонной книги.
5 шаг - проведение интервью. Самая интересная и трудозатратная часть 🙂
Интервью проводили в Zoom или Яндекс.Телемост. Чаще - в Zoom. Продолжительность - от 30 минут до 2 часов (да, были и такие!).
Как фиксировали информацию: запись встреч в Zoom + отдельно фиксировали инсайты во время проведения интервью.
На интервью подключались вдвоем, командой из продакта и интернет-маркетолога. Беседа строилась от лица одного интервьюера, второй - отмечал важные, на его взгляд, моменты разговора.
Мы включались в беседу с видео, чтобы респонденту было комфортнее. Однако включить камеру в ответ не просили: еще на этапе приглашения на интервью обговаривали, что “камера - опционально”.
В чем ошиблись:
Как исправили:
Инсайты:
Итак, на этом я закончу первую часть статьи: она получилась достаточно большой, а длинные тексты читать не всегда интересно.
Про наш опыт работы с этапами 6-11 я расскажу в следующей статье - подготовлю ее к 14-15 февраля.
О каких этапах JTBD-интервью расскажу в следующей статье:
Как и ранее, приглашаю вас принять участие в бесплатном тестировании нашего продукта - умного онлайн-чата. Он умеет закрывать до 80% обращений с сайта без участия операторов.