Подводные камни в выплатах CPA-партнёрам

2024-10-08 15:48:49 Время чтения 8 мин 564

На первый взгляд выплачивать вознаграждения партнёрам достаточно просто: нужно лишь рассчитать размер вознаграждений в зависимости от количества принесённых лидов и собственно произвести выплаты. Однако на деле этот процесс выглядит гораздо сложнее, а допущенные ошибки могут привести как к недовольству со стороны партнёров, так и юридическим проблемам. 

Одним из направлений деятельности компании PIM Solutions является сопровождение рекламных партнёров. Оно заключается в обеспечении операционной деятельности всех взаимоотношений рекламодателей и их партнёров, работающих по CPA-модели. Это договоры, оферты, подготовка разной документации, отчетов и пр. Значимой частью этой деятельности является организация платежей партнёрам. Сами платежи, разумеется, проводят банки, однако этот процесс сопряжен со множеством смежных мероприятий: нужно рассчитать размер вознаграждений, проверить все документы, выплатить налоги и взносы в качестве налогового агента, отправить отчёты в Пенсионный фонд и пр. 

За годы работы мы накопили большой опыт и наработали внушительную экспертизу по этому вопросу. В этой статье мы поделимся своим опытом организатора выплат (ОВ) и расскажем о неочевидных нюансах, которые стоит учитывать при проведении выплат.

Как организован процесс выплат CPA-партнёрам

Рекламодатель привлекает партнёров, которые должны приносить ему целевые действия (новые клиенты, регистрации в программах, установки приложений и т.д.). По истечении отчетного периода он должен выплатить своим партнёрам вознаграждение в зависимости от количества принесённых лидов. Поскольку процесс выплат довольно специфичен, чаще всего им занимается не сам рекламодатель, а организатор выплат. 

В конце месяца ОВ получает от рекламодателя информацию о том, сколько заработали партнёры в течение этого месяца и какое им причитается вознаграждение. С этих выплат, как и с любого другого дохода, должны выплачиваться налоги. Здесь начинаются свои особенности. 

Юридически партнёры могут быть представителями одной из 4 групп: юрлица, ИП, самозанятые, физлица. Первые три группы платят налоги самостоятельно, а в случае с физлицами их налоговым агентом становится ОВ. Он удерживает НДФЛ, оплачивает необходимые взносы и отправляет отчёты в Пенсионный фонд.  

С самозанятыми есть ещё одна особенность – после получения выплат они должны самостоятельно выбивать чек в приложении «Мой налог». Часто, получив деньги, они этим пренебрегают или попросту забывают отправить чек. Это чревато тем, что, во-первых, в таком случае они не платят налог и могут получить штрафы и доначисления, а во-вторых, рекламодатель и организатор выплат не могут признать эту сумму в своих расходах. 

Мы решили эту проблему, интегрировавшись с сервисами, которые автоматически выписывают чеки сразу после проведения выплаты партнёру. 

Подводные камни

Финансовые взаимоотношения с физическими лицами имеют много нюансов, и некоторые из них могут проявляться в самый неожиданный момент. Во-первых, партнёры-физлица могут получать разные льготы от государства, и если он получает другие доходы, в том числе выплаты от рекламодателей, то он может лишиться некоторых льгот. 

А если, например, партнёр является военнослужащим, то получение CPA-выплат может обернуться увольнением, поскольку эта категория граждан не может получать сторонние доходы. Регистрируясь в партнёрской программе, физлица не всегда осознают, что вознаграждения по ней приравниваются к выплате по трудовому договору за зарплату. По сути, это работа по договору ГПХ с физическими лицами.

Партнёров постоянно предупреждают об этом: при регистрации, в личном кабинете, во время различных тренингов. Однако нередко они начинают переживать только после первой выплаты, и их вопросы приходится решать всем вместе. 

Также у физлиц-партнёров могут быть арестованы счета, по ним могут приходить исполнительные листы от приставов, у них могут быть алименты и т.д. Организатор выплат должен за этим внимательно следить. Если у партнёра арестованы счета, то вознаграждение в любом случае выплачивается. При этом сам партнёр ничего не получит, зато размер его долгов уменьшится на сумму вознаграждения. 

Если он должен платить алименты или у него есть долги перед приставом, то ОВ должен удерживать часть вознаграждения, то есть платить или только приставам, или и приставам, и физическому лицу – в зависимости от того, что написано в исполнительном листе.

Ещё одна группа подводных камней связана с попытками мошенничества. Случается, что партнёры указывают платежные реквизиты умерших людей или просто посторонних лиц. Обычно таким образом люди пытаются обойти ограничения, связанные с наложенными на них взысканиями. Поэтому мы всегда проверяем данные получателя платежа и следим, чтобы они совпадали с данными зарегистрированного партнёра. В ряде случаев замораживаем выплаты до выяснения обстоятельств. 

Разумеется, постоянно приходится сталкиваться с фродом, его мы вычищаем с помощью специальных алгоритмов. 

Массовые выплаты и горячие периоды

Ещё одна группа рисков, пожалуй, самая опасная, связана с резким увеличением количества выплат. Мы столкнулись с ней в прошлом году, когда запускали партнёрскую программу одного крупного рекламодателя. Неожиданно для всех эта программа вызвала огромный ажиотаж, и за несколько месяцев количество привлеченных партнёров и, соответственно, выплат выросло в десятки раз. 

У нас всегда была тщательная система контроля выплат. По каждой платежке мы внимательно проверяли наличие всех документов. Пока не будут проставлены все галочки, что все документы предоставлены и они проверены, платёж не проходил. Когда количество выплат резко выросло, процесс проверки затянулся. Нам нужны было придумать, каким образом ускорить валидацию выплат, чтобы она работала так же надёжно и на больших объёмах. 

В результате мы полностью поменяли алгоритмы проверки и систему валидации выплат. В частности была усилена валидация на этапе регистрации партнёров. То, что раньше проверялось на этапе выплат, теперь проверяется заранее. Также была  автоматизирована проводка документов в 1С, усилена система ответа по ошибкам, а также внедрены многие другие нововведения, в т.ч. ноу-хау, которые позволили значительно сократить время на верификацию данных для выплат. Таким образом, мы смогли автоматизировать весь процесс и обеспечить своевременность выплат партнёрам в условиях резко возросшей нагрузки. Этот опыт является уникальным для нашего рынка. 


Как мы показали, выплаты партнёрам по CPA сопряжены с целым рядом сложностей и подводных камней. Их обязательно нужно учитывать, запуская собственные партнёрские программы.