Почему происходит выгорание сотрудников в ИТ сфере, как это отражается на бизнесе и что необходимо предпринять, чтобы не выгореть на работе? One-to-one встречи, talent-менеджер и задачи для души — руководители компании Siberian.pro делятся опытом решения проблемы.
Мы в Siberian.pro работаем полностью удаленно — это помогает нанимать сильных специалистов вне зависимости от локации и оптимизировать ресурсы на рабочих проектах.
Чтобы человек чувствовал себя комфортно в распределенной команде, нужно прикладывать усилия и организовывать живое общение. Мы предлагаем много возможностей: онлайн- и офлайн-мероприятия для сотрудников, внерабочие активности и игры. Когда возникают проблемы, на помощь приходит корпоративный психолог. И всегда можно открыто обсудить любые проблемы с руководством или коллегами.
Но даже такие меры не помогли нам избежать распространенной проблемы — выгорания сотрудников. Одна из наших сотрудниц обратилась к своему руководителю за помощью, почувствовав эмоциональное истощение и негатив к своим профессиональным обязанностям.
Мы выслушали и поддержали, попробовали вместе решить проблему, которая в случае конкретной сотрудницы возникла из-за недостатка общения на удаленке. Предложили ей поработать в коворкинге, чтобы разделить дом и рабочее пространство, и переключиться на новые задачи. Параллельно этой ситуацией занимались Talent-менеджер и руководитель команды.
Работают ли эти методы? Поделится Карина, руководитель отдела аналитики Siberian.pro, которая непосредственно занималась выгоранием сотрудницы. Карина расскажет подробнее о том, что такое эмоциональное выгорание в IT и почему синдром выгорания на работе особенно часто встречается в нашей сфере. Поделится лайфхаками, как руководителю распознать симптомы профессионального выгорания сотрудников, чтобы вовремя принять меры. Материал был опубликован на сайте Skillbox Media.
«Я выгорел», — с этой фразы однажды началась встреча с участником моей команды. Многие до сих пор сомневаются в существовании этого явления, другие — настолько мнительны, что, видя признаки эмоционального выгорания у коллеги, тут же обнаруживают их у себя. Как не допустить «перекидывания огня» в команде от одного к другому и тушить «подгорающих» на ранней стадии? Предлагаю разобраться, что делать при выгорании в IT.
«Выгорание» или «Burnout» — это состояние, вызванное хроническим стрессом на работе, с которым не удаётся справиться. Впервые термин был использован в начале 70-х годов прошлого века в отношении медицинских работников.
Долгие годы считалось, что синдром выгорания может коснуться лишь тех, кто по долгу своей профессии обязан помогать другим. Высокая степень ответственности и длительное эмоциональное напряжение с течением времени приводят к усталости и потере интереса к работе. Позднее было замечено, что симптомы профессионального выгорания наблюдаются в более широком круге профессий, а в наши дни добрались и до специалистов в области ИТ. Как итог, в 2022 году ВОЗ официально признала синдром эмоционального выгорания болезнью.
Специалисты явно подчеркивают, что синдром выгорания — это следствие взаимодействия человека с профессией. Гибкий график работы, офис с печеньками или возможность работать из любой точки мира, высокое денежное вознаграждение, ДМС и занятия английским — всё это и многое другое предлагают сейчас IT-компании в своих вакансиях. Восторг! Разве можно выгореть при таких условиях труда?
Интересно, что согласно результатам исследования практически все привлекательные условия в IT-компаниях являются причинами выгорания:
«Поняла, что выгорела, когда заболела за неделю до отпуска. Рефлексия подсказала, что основная причина кроется в моей профессии. Когда напряжение на работе возрастает по причине сжатых сроков и большой нагрузки, я боюсь об этом говорить, я мирюсь и терплю, потому что осознаю всю степень ответственности перед командой и заказчиком. Это подавляет меня и вызывает апатию к работе, а затем я чувствую агрессию и токсичность, от которой страдают мои коллеги».
«На моё выгорание повлияла не только работа, но и причины личного характера: состояние здоровья, проблемы в отношениях, повышенная тревожность. Я не совсем внимательно отношусь к своему образу жизни, работая удалённо. Могу целый день просидеть за компьютером, и не заметить этого. Мне тяжело себя организовать».
«Это состояние высасывает из тебя все силы, не остаётся энергии и желания выполнять свои рабочие задачи. Ничего не хочется делать. Чувствуешь себя бесполезным. Со мной такое не первый раз. В прошлый раз я просто уволился, никому ничего не сказав».
Важно помнить, что все IT-специалисты — разработчики, аналитики, дизайнеры, тестировщики, архитекторы и даже менеджеры — представители интеллектуальных профессий. Вместе со стремительным развитием цифровых технологий непрерывно растут и требования к работникам. Самая важная и самая сложная часть работы — это непрерывное обучение. Все айтишники в параллель выполнению своих должностных обязанностей вынуждены постоянно самосовершенствоваться, учиться и переучиваться, осваивать новые подходы, практики и методики.
Ученые отмечают, что циклическое освоение новых технологий — это критическая проблема для ИТ-специалистов. Все представители IT-отрасли находятся в непрерывной гонке за ежедневно меняющейся действительностью, что приводит к психологическому выгоранию.
Ненормированный рабочий день становится все более распространенным явлением в сфере ИТ. Он подразумевает не только работу вечерами и выходными, но также и отсутствие границы между личной и профессиональной жизнью.
Исследователи Института профессионального здоровья Финляндии провели анализ 12 исследований, начиная 1958 годом и до сегодняшнего дня, в котором участвовали около 22 000 человек со всего света. Анализ выявил, что у участников с ненормированным графиком работы опасность развития сердечно-сосудистых заболеваний достигает 80%. По словам автора исследований, доктора Марианны Виртанен, это определяется длительностью воздействия стресса на психическое состояние работника.
Рынок активно развивается, конкуренция на хорошие позиции становится острее. Страх упустить возможности и философия «разбогатей или умри» только добавляют напряжения. В стремлении добиться богатства и успеха люди часто забывают о других ценностях жизни. А их эмоциональное состояние начинает сильно зависеть от свершений. Они попадают в замкнутый круг. С одной стороны, отсутствие достижений может привести к депрессии или тревожному расстройству, а с другой стороны, такая чрезмерная амбициозность быстро истощает и приводит к выгоранию.
В распределенной команде некоторые сотрудники могут чувствовать себя оторванными от коллектива и одинокими. Для кого-то вполне привычно работать в тишине и не общаться, однако большинство людей начинает ощущать нехватку социального взаимодействия. Им не хватает эмоций от работы в коллективе и достижения общих целей, иногда хочется обсудить пути решения проблемы или услышать совет со стороны.
Интересно, что социальная изоляция – это одновременно и причина, и симптом выгорания. Согласно исследованиям профессора психологии Сары Прессман, изоляция лидирует среди причин, которые снижают продолжительность жизни – до 70% (для сравнения: ожирение – на 20%, а алкоголь – на 30%).
Один выгоревший сотрудник — лишь верхушка айсберга. В исследованиях отмечается, что синдром выгорания — это ключевой фактор текучести IT-кадров. Выгоревшие сотрудники теряют эффективность, вносят излишнюю негативную эмоциональность в коммуникации, после чего часто увольняются. Поиск кадров — это всегда расходы.
Находясь в нестабильном психоэмоциональном состоянии, человек не может качественно выполнять свою работу, делает задачи дольше обычного, прокрастинирует. Это не может не отражаться на эффективности проектов.
Глобально эмоциональное выгорание приводит к приостановке развития как отдельного специалиста, так и отдельной команды, а если выгорание коснулось большого количества сотрудников, то и всей компании.
Мы уже знаем, что синдром выгорания — официально признанная болезнь. О болезнях узнаем и судим по совокупности симптомов. Если говорить о симптомах эмоционального выгорания, то исследователи выделяют два основных:
Находясь в эмоциональном раздрае, человек не сразу может осознать, что с ним случилось профессиональное выгорание. Если ситуация еще не дошла до того момента, когда сотрудник пришел с признанием к руководителю, то стоит обратить внимание на такие высказывания, как:
Также, если вы замечаете конфликты за человеком, которому это не свойственно, видите тренд на снижение эффективности, при этом не так давно был период с увеличенной нагрузкой или случились какие-то личные испытания, частые болезни, то есть вероятность, что ваш сотрудник скоро «перегорит». Самое время поговорить о том, какой может быть профилактика выгорания.
Как избавиться от выгорания в своей команде руководителю или тимлиду? Можно использовать следующие практики:
1. Регулярные one-to-one встречи
One-to-one или 1-1 встречи — это незаменимый инструмент руководителя для выстраивания и поддержания отношений с сотрудниками. Это регулярные встречи тет-а-тет с каждым участником команды для обсуждения текущих задач, результатов, ошибок и трудностей, вектора развития, а также small talk о личном. Это время, когда можно лучше понять и узнать человека, поговорить про увлечения, хобби или просто «поныть». Мы, как команда удаленщиков, очень ценим такие звонки. Если не проводить встречи регулярно, то в кризисные моменты они могут занимать несколько часов, чтобы обсудить все накопившиеся вопросы и не потерять сотрудника.
2. Регулярная обратная связь
Давать обратную связь сотрудникам должно стать операционной деятельностью руководителя. Люди, в любой из своих социальных ролей, способны адекватно оценить себя только по отзывам от окружающих. Если сотрудник не получает конструктивную обратную связь, он теряется и не понимает, что он делает хорошо, а в каком направлении важно приложить усилия и вырасти.
Чтобы давать обратную связь, совсем не обязательно ждать ежегодную переоценку или завершение масштабного проекта. Достаточно проговорить её в рамках текущей работы, по завершению какой-то небольшой задачи или при получении новых знаний сотрудником.
Мы каждый квартал собираем обратную связь с помощью очень простой анкеты. А на встречах 1-1 всегда проговариваем результаты по небольшим текущим задачам и маленьким успехам в обучении.
3. Смена деятельности
Несмотря на постоянное обучение и творческую составляющую IT-профессий, операционная деятельность многолетних проектов легко может закрутить в «день сурка». Люди устают от изучения одной и той же предметной области, типовых задач, команды и заказчика. Происходит стагнация.
Опираясь на личный опыт и практику, считаю, что стоит менять проект каждые год-полтора. Параллельно с работой на длительном проекте у ребят в моей команде всегда есть «задачи для души», на которые можно переключиться для смены деятельности, инструментария и в некотором смысле отдыха.
"Задачи для души" в своей команде я придумываю сама — с индивидуальным подходом к каждому сотруднику и исходя из целей команды. Например, если человеку нравится обучать других людей, даю ему задачи в направлении наставничества. Если человек любит публичные выступления — он готовит полезный доклад для отдела. Тот, кто интересуется искусственным интеллектом, ищет возможности для его применения в работе. Я, например, писала статью — мне это нравится как хобби. Кто-то просто работает — это тоже нормально, насильно „задачи для души“ не даём».
Профилактика на уровне команды может не сработать по разным причинам. Например, внезапная смена руководителя. Выстраивание отношений с новым руководителем занимает некоторое время. В этом случае на помощь приходят меры, принятые на уровне компании.
1. Работа с Talent-менеджером
Главная задача менеджера по управлению талантами — развивать сотрудников. Поскольку при выгорании явно прослеживается редукция профессиональных достижений, то индивидуальная работа с Talent-менеджером помогает сотрудникам найти точку старта и определить вектор своего развития с учетом потребностей компании.
Вместе с этим с недавнего времени HR-команда Siberian.pro начала отслеживать эмоциональное состояние сотрудников на уровне компании, выявляя таким образом тех, кто не смог выстроить отношения со своим руководителем.
2. Возможность «примерить» офис
Одна из причин выгорания в IT — это удаленная коммуникация. Во-первых, такой формат взаимодействия подходит не каждому. Во-вторых, случаются дни, когда начинаешь скучать по офису, живым эмоциям людей, беседам в чайной и мозгоштурмам с флипчартом, который можно потрогать. В такие моменты наша компания предлагает выйти на некоторое время в коворкинг, чтобы снова вдохнуть глоток офисной жизни. Как правило, опытным удаленщикам достаточно одного месяца, чтобы понять, что они не ошиблись в своем решении работать дистанционно.
Возможность поработать в коворкинге — решение тактическое. Стратегически мы в компании уделяем много времени и внимания выстраиванию коммуникационной системы. Подробнее об этом Влад рассказывал здесь.
3. Услуги коуча и психолога
Причины и последствия выгорания у всех индивидуальны. Кому-то достаточно профилактики выгорания в команде, кому-то важен комплексный подход, но бывает и так, что ничего из вышеперечисленного уже не помогает. В этом случае в Siberian.pro можно обратиться за помощью к коучу или психологу. У нас есть штатный специалист, а также при необходимости привлекаем экспертов со стороны.
Каждое общее собрание компании наш CEO Влад Кармаков заканчивает словами: «Занимайтесь спортом, ешьте овощи и больше гуляйте на свежем воздухе», — считаю это напоминание и его реализацию лучшей профилактикой выгорания.
Карина Ильина, руководитель отдела аналитики Siberian.pro
Совместно с HR-отделом мы решили вынести проблему выгорания на общее обсуждение, рассказали всей команде о первых признаках выгорания. Наши HR-ы проверили эмоциональное состояние команды по опроснику профессионального выгорания Маслач (The Maslach Burnout Inventory, MBI).
Этот опросник в 1981 году разработала Кристина Маслач — социальный психолог и профессор психологии. С помощью опросника измеряют уровень профессионального выгорания у работников — определяют факторы, которые приводят к развитию выгорания, и разрабатывают меры его предотвращения. Опросник состоит из 22 вопросов, которые охватывают три аспекта выгорания: усталость, цинизм и профессиональную эффективность.Мы провели опрос в Google Формах. Из 68 человек у 12 выявили симптомы профессионального выгорания.
HR созвонились с каждым и выяснили, что происходит. Вместе наметили план действий. Часть сотрудников (8 человек) находились в стрессовой ситуации, но им предстояло скоро уйти в отпуск. Мы просто дали людям возможность качественно отдохнуть, а по возвращении узнали, как у них дела. И оказалось, что все хорошо. Проблема была в накопившейся усталости.
С остальными «выгоревшими» ситуация сложилась по-разному. Оказалось, что один из сотрудников был не на своем месте, не справлялся со своими обязанностями. Не осознавая этого, продолжал работать и выгорать. После того, как это обнаружилось, мы постарались помочь человеку, но в итоге все равно пришлось с ним разойтись. На первый взгляд может показаться, что результат не совсем позитивный, однако мы освободили и сотрудника, и себя от ложных ожиданий. Взяли на эту должность более подходящего нам специалиста, а предыдущий сотрудник, я уверен, найдет свое место и не столкнется с серьезными последствиями выгорания.
Другой сотрудник с поддержкой своего руководителя и HR-специалиста смог выйти из состояния выгорания, а оставшиеся 3 человека сейчас на пути к решению проблемы. Мы продолжаем отслеживать и регулярно интересоваться их состоянием.
Если статья о профессиональном выгорании показалась вам полезной, буду рад видеть вас в моем телеграм-канале Публично о личном. Дневник CEO IT-компании. Там размышляю о роли руководителя, своих находках в управлении и проблемах, с которыми сталкиваюсь на пути.
Мы в Siberian.pro сделали 220+ мобильных приложений, веб-сервисов и цифровых экосистем для бизнеса. Если вы хотите создать свой продукт, улучшить существующий или заняться цифровизацией компании — пишите мне в Телеграм на sales@siberian.pro. Будем рады помочь!