Как должно выглядеть фудтех-приложение в 2024-2025 годах

2024-12-12 12:04:15 Время чтения 23 мин 129

Фудтех растет бешеными темпами. Помните, как лет пять назад мобильные приложения для заказа еды только набирали обороты? А уже в 2024 году около 3 миллиардов человек в мире регулярно пользуются онлайн-доставкой еды.

Всем привет! Меня зовут Влад Кармаков, я основатель и CEO компании по разработке мобильных приложений Siberian.pro. Сегодня разбираем рынок фудтеха, его основные тенденции и пытаемся понять, как угодить пользователям в 2024-2025 годах, разрабатывая собственное приложение. Статья была опубликована на сайте Oborot.ru.

Фудтех сегодня

Фудтех (FoodTech) в широком смысле — это любые технологии, которые относятся к производству, хранению, приготовлению и доставке еды на всем пути от фермы до обеденного стола. На текущий момент наиболее развитыми направлениями фудтеха являются следующие:

Доставка еды

Российский рынок доставки в 2023 году вплотную подошел к психологической отметке 1 трлн. руб. В эту цифру входит не только доставка готовых блюд, но и околоритейловая доставка продуктов питания и хозяйственных товаров. При этом, если европейский рынок доставки уже близок к насыщению и выходу на плато, в РФ тенденции к росту пока сохраняются. Приложения для доставки еды все еще есть смысл разрабатывать.

Автоматизация кухни и ключевых процессов в общепите

В сфере общепита приложения также играют все большую роль. Оптимизация рутинных процессов и исключение человеческого фактора позволяет сократить расходы и поднять маржу заведения.

Типичное приложение в этой категории обладает одной или несколькими из следующих функций:

  1. POS-системы сами по себе новостью не являются, но сегодня они активно мигрируют в сторону мобильных и веб-приложений.
  2. Системы eKitchen или Электронная Кухня — это система автоматизации кухни в ресторанах, позволяющая управлять заказами, следить за статусом приготовления блюд и координировать работу поваров. Комплексные системы могут также включать функции управления закупками, складом, инвентаризацией и т.д.
  3. Управление персоналом — система управления сменами персонала, система мотивации и другие функции.
  4. Работа с меню. Автоматизация составления меню с учетом остатков продуктов, калорийности блюд, спроса и других факторов.
  5. Система лояльности — управление скидками, бонусами и персональными предложениями для повышения лояльности клиентов.
  6. Заказ через QR/Web — это система, позволяющая клиентам делать заказы в ресторанах и кафе через сканирование QR-кода или посещение веб-сайта. Это упрощает процесс заказа, ускоряет обслуживание и снижает необходимость взаимодействия с персоналом.
  7. Мобильный официант. Приложение для официантов, которое ускоряет прием заказа у гостя. Введенные официантом позиции сразу отправляются на кухонный монитор.

Направление автоматизации кухни также активно растет, причем именно за счет перехода от стационарных десктопных и аппаратных решений к мобильным и веб-платформам. 

Таков расклад на сегодня. Заказывая разработку приложения, среднестатистический бизнес в сфере ритейл или общественного питания, скорее всего, имеет в виду именно эти два направления. Именно они будут играть ключевую роль и дальше. Однако есть интересные общемировые тренды фудтеха, которые следует иметь в виду уже сегодня, чтобы завтра не оказаться в числе догоняющих.

Тренды мобильных приложений в FoodTech 2024-2025

В контексте тенденций рынок фудтех-приложений не уникален. Элементы искусственного интеллекта и всевозможные интеграции задают общий тон и формат дальнейшего развития этой области. Но есть и свои нюансы.

Персонализация

Рекомендательные системы в приложениях для заказа еды уже никого не удивляют. Однако прорыв произошел благодаря доступности AI/ML-систем. Приложения теперь не просто собирают статистику прошлых заказов, банально предлагая пользователю то же, что он заказывал раньше. Теперь AI анализирует весь объем поступающих в систему заказов, находит закономерности и рекомендует каждому клиенту то, что ему может понравиться.

И это работает! Помимо прямого повышения продаж новых блюд, такая функция еще и повышает лояльность пользователя.

Клиентам приятно осознавать, что приложение угадывает их предпочтения при выборе еды, и чем лучше оно это делает, тем вероятнее, что человек продолжит пользоваться этим приложением для заказа еды.

Мгновенная доставка

Еще один тренд последних лет: доставка готовых блюд или свежих продуктов за 30 минут. По статистике, почти три четверти опрошенных называют скорость доставки одним из ключевых факторов удовлетворенности. Решающую роль здесь играют отлаженные системы логистики и управления доставкой, где приложения незаменимы.

Конечно, одним приложением тут не обойдешься. Реализация мгновенной доставки требует полного пересмотра логистических механизмов и самого подхода к организации процесса доставки. Однако при пристальном рассмотрении приложения оказываются востребованы на каждом этапе:

  1. Альтернативные методы доставки: электрические или гибридные автомобили, велосипеды, беспилотники. Приложения помогают оптимизировать их работу.
  2. Локальные распределительные центры помогают сократить расходы на доставку "последней мили". Такие центры имеют небольшие площади поэтому требуется тщательный мониторинг запасов, оптимизация комплектации заказов и координации доставки. Здесь мобильные приложения, оснащенные искусственным интеллектом, анализируют данные о продажах и поведении покупателей, чтобы прогнозировать спрос и помочь оптимизировать запасы.
  3. Наем работников доставки по требованию. Например, Яндекс.Еда автоматически адаптирует ставку курьеров в часы пик или в слабо охваченных районах.
  4. Внедрение вариантов самовывоза: клиентам предлагается возможность забирать заказы в камерах хранения, постаматах или магазинах-партнерах, а приложения распределяют и оптимизируют доставку.

Food Science

Food Science — это важный тренд, который представляет собой целое прикладное научное направление, объединяющее биохимию, микробиологию, физиологию и другие научные дисциплины. Пищевая наука изучает природу пищевых продуктов: их создание, переработку, утилизацию, хранение и потребление.

Элементы Food Science используются в мобильных фудтех-приложениях преимущественно для контроля качества.

Например, можно бесконтактно(!) и массово определять заражение продуктов кишечной палочкой или клостридиями. Довольно актуально в свете недавних событий, не так ли? Нужен лишь датчик ближнего ИК-излучения и приложение, способное обработать эти данные.

Существуют решения для быстрого контроля состояния фруктов и овощей. Работает это так: сотрудник с помощью приложения фотографирует ящик помидоров, а приложение автоматически подсчитывает сколько из них зрелые, каков средний диаметр помидора в партии из нескольких ящиков, находит и отмечает повреждения кожицы, и т.д. Здесь же в приложении можно оформить приемку партии или, наоборот, отказаться от нее, если объем брака слишком большой.

Clarifruit — приложение для быстрого контроля качества продуктов.

AgTech или Сельскохозяйственные Технологии

Следующий тренд — агротехнические приложения. В России они пока не сильно распространены. Во всяком случае, среди частных фермерских хозяйств. Гигантов вроде «Мираторга» в расчет не берем. Между тем, простор для инноваций здесь очень широкий.

  1. Мониторинг урожая: отслеживание состояния урожая, стадий роста и производительности.
  2. Интеграция погоды: включение прогнозов погоды и оповещений для орошения, борьбы с вредителями и сбора урожая.
  3. Контроль качества почвы: предоставление информации о текущем состоянии почвы, ее плодородности. На основании этих данных фермер получает рекомендации, как улучшить качество почвы.
А еще Aerobotics умеет прицельно распылять с дрона полезных насекомых, чтобы те уничтожали вредителей.

В России мобильные приложения в сельском хозяйстве — это пока непаханная тема. Но потенциал огромный. Подробнее об Агротехе я расскажу в другой раз.

Безопасность продуктов и соответствие нормам

Сам по себе контроль безопасности еды — это, конечно, не новость. А вот использование приложений для автоматизации такого контроля — это современный тренд.

Что именно здесь имеется в виду:

  1. Отслеживание партий. Контроль над формированием партий продуктов и трекинг путей их поставки. В России многие товарные группы можно отследить через национальную систему цифровой маркировки «Честный ЗНАК». Более того, номенклатура товаров, для которых маркировка и ее контроль обязательны, все время расширяется.
Приложение «Честный ЗНАК. Бизнес»
  1. Соблюдение нормативных требований. Интеграция с нормативными требованиями для обеспечения безопасности и качества продуктов питания. Например, автоматический контроль соблюдения требований товарного соседства.
  1. Контроль свежести и качества сырья. Например, срок годности можно проверять, просто считывая штрихкод товара. Есть и более интересные решения, например, Clarifruit, о котором я писал выше.В тренде также решения для контроля условий транспортировки, хранения и приготовления еды. Например, что-то подобное умеет iiko. Просрочку есть никто не хочет, это очевидно.

Интеграция с IoT

Возможно, именно ваш холодильник в интернет пока не выходит, но в целом это активный тренд в фудтехе. Использование IoT расширяет возможности приложений за счет интеграции с внешними устройствами — весами, холодильниками, термодатчиками, фотокамерами и даже целыми полуавтоматическими или автоматическими складами.

Интернет вещей минимизирует участие человека в таких процессах, как контроль условий хранения, своевременная закупка, контроль условий приготовления и качества готового блюда.

Приложение Alsense консолидирует в одном месте информацию о температурном режиме витрин, полок и складов и выводит предупреждение, если условия хранения нарушены.

AI/ML технологии

Использование технологий искусственного интеллекта и машинного обучения будет расширяться. Фудтех в этом мало отличается от других направлений.

В целом, использование AI я бы разделил на две категории. Первое направление — это интеграция языковых моделей в приложение, как в чисто текстовом виде, так и с голосовым управлением.

Получается вполне себе киберпанк: пользователь говорит приложению «Хочу на ужин мою любимую пиццу», а приложение само формирует необходимый заказ с доставкой к нужному времени по адресу пользователя.

Подобные решения реализованы у Grubhub, Uber Eats и Яндекс.

AI-ассистент Uber Eats предлагает варианты недорогих острых блюд.

Второе направление — интеграция AI технологий на базе обученных ML-моделей в те или иные бизнес-процессы: выращивание и сбор овощей и фруктов, приготовление пищи, хранение, оценка качества, доставка и т.д. Некоторые примеры такого использования я приводил выше.

Даже если просто перечислить возможные области применения AI в фудтехе, список будет длиной как вся эта статья. Вот лишь некоторые:

  1. Предиктивные системы обслуживания оборудования — тренируем нейросеть, используя два сета: фотографии продукта в исправном пищевом оборудовании и в неисправном. За счет этого обнаруживаем неисправность до того, как это нанесет серьезный ущерб качеству блюд и репутации предприятия. Подобные решения уже давно используются в «тяжелых» областях, а сегодня добрались и до фудтеха.
  2. Оптимизация процессов приготовления пищи. Генеративные системы и ML-модели способны успешно оптимизировать процессы и поддерживать их в оптимальном состоянии для получения неизменного качества готового продукта.
  3. Контроль качества блюд. Сотрудник, ответственный за контроль качества, фотографирует приложением готовое блюдо, а AI рассказывает, все ли с ним хорошо. Можно и без сотрудника, если камера установлена прямо над кухонным столом и синхронизирована с приложением.
  4. Анализ предпочтений аудитории. В 2022 году американский гигант Campbell's успешно вывел таким образом на рынок два новых продукта. Проанализировав аудиторию бренда, AI предсказал рост интереса к острым блюдам и блюдам, приготовленным на аэрогриле.
  5. Оптимизация цепочки поставки. Например, итальянский бренд пасты Barilla использует AI именно в этих целях.
  6. Контроль безопасности на пищевом производстве. AI-системы способны определять потенциальную опасность пищевой продукции по содержанию в ней бактерий или продуктов, как через интеграцию с датчиками, так и визуально.

Немного особняком стоит компьютерное зрение. Здесь сливаются сразу три важных тренда фудтеха: IoT, ML и AI. Ключевые направления развития здесь такие:

  1. Роботизированная доставка. В 2023-ем смотреть на заблудившихся роботов Яндекса было смешно, но, поверьте, еще через пару лет смешно будет роботам :)
Приложение Delivers.AI для заказа товаров роботом-доставщиком.
А это аналогичное решение от Яндекс.
  1. Контроль качества. Сюда входит и уже упоминавшийся фотоконтроль, и кассы самообслуживания в столовых, распознающие блюда на подносе и автоматически подсчитывающие стоимость заказа, и системы контроля гигиены сотрудников. В последнем случае AI-система анализирует картинку с камеры и обнаруживает, например, сотрудника на кухне без головного убора.
  1. Визуальная аналитика. OCR-система вкупе с обученной моделью может распознавать калорийность блюд, содержание в них питательных веществ и даже предсказывать вкус. О быстром контроле качества поставки я уже упоминал выше.

Собственное приложение вместо маркетплейса

Еще один актуальный тренд, хотя, возможно, и не ведущий к таким долгоиграющим последствиям, как использование искусственного интеллекта. Суть тренда в том, что фудтех-индустрия в России, когда-то с радостью ворвавшаяся на маркетплейсы за прибылью, сегодня стремится диверсифицировать риски и переманивает аудиторию на собственные приложения. Либо в эксклюзивном режиме, либо, во всяком случае, параллельно с использованием приложений агрегаторов.

Я подробно рассматривал, почему создать собственное фудтех-приложение может оказаться выгоднее присутствия на маркетплейсев этой статье. Поэтому здесь я просто коротко повторю суть.

При всех достоинствах маркетплейсов, у них есть и весомые минусы. Ключевой — покупатели, которые приобретают ваш товар на торговых площадках, на самом деле не являются вашими клиентами. Все они — клиенты маркетплейса. С такой не принадлежащей вам аудиторией сложно работать, ее сложно детально анализировать, практически невозможно создавать целевые маркетинговые предложения и т.д.

Ну и опять же, единственный канал продаж — это потенциальный риск мгновенно выйти из бизнеса, если что-то пойдет не так.

Например, если фуд-маркетплейс по примеру Wildberries начнет вводить штрафы с продавцов за твердые бифштексы или теплый молочный коктейль. Вероятность крайне мала, как говорится, но все-таки. Разработка приложения для заказа еды поможет подстелить соломку.

                                                        ***

Задать мне конкретный вопрос можно в личку или в моем Telegram-канале, а если хотите создать свое мобильное приложение доставки еды или что-то комплексное, пишите на почту [email protected]. У Siberian.pro за плечами опыт создания 220+ приложений, в том числе в сферах ритейла и фудтеха. Будем рады помочь.