Более 66% россиян пользуются услугами сервисов для поездок с разной периодичностью в течение года. Одни в них зарабатывают, а другие находят альтернативу автобусам и поездам. Однако водители часто не могут компенсировать расходы на поездки, а пассажиры боятся за свою безопасность.
К нам обратился заказчик с задачей разработать приложение, которое вмещало бы в себя функционал и обычного такси, и сервиса по поиску попутчиков типа BlaBlacar.
Он проанализировал работу в подобных сервисах и отметил причины, не дающие водителям и пассажирам полностью доверить свои поездки таким ресурсам. Поэтому нашей общей целью стало — не только создать альтернативный продукт, но и организовать целое дружелюбное комьюнити внутри него.
«Сервис NTX — вовсе не про заработок водителей на поездках. Он о помощи друг другу, свободе в перемещении и выборе поездок».
Наше мобильное приложение создано для планирования и бронирования поездок в режиме online. Основные его пользователи — пассажиры и водители легковых и грузовых авто.
BlaBlacar формирует дружелюбную позицию на рынке, но она легко разрушается, если изучить отзывы реальных пользователей.
В среднем на 10 негативных комментариев о BlaBlaCar приходится лишь 1 положительный, и повезёт, если он опубликован меньше трёх лет назад.
Чтобы понять, почему BlaBlacar вызывает такую неприязнь, мы опросили 10 пассажиров и 10 водителей данного сервиса. Рассказываем, какую статистику нам удалось собрать:
1. Хотят все, а едут единицы
Пассажиры часто отменяют бронирования или перестают выходить на связь, заставляя водителей долго искать новых попутчиков.
2. Вы не знаете, кто сядет в машину
Зарегистрироваться в приложении можно через ресурсы и аккаунты, которые легко подделать или купить уже готовые в Интернете.
3. Нельзя установить стоимость поездки
Приложение самостоятельно рекомендует цену с учётом расходов на бензин и амортизацию. Иногда это неудобно, некоторые маршруты требуют больших ресурсных затрат.
«Поездка из Смоленска в Москву обходится мне в 5000 рублей, но с BlaBlaCar нельзя установить цену выше 1600 за пассажира за такой маршрут. Я могу сделать мгновенное бронирование, при котором бронь попутчика подтверждать не нужно. Но тогда места достанутся тем, кого нужно довезти на полпути, забрать в другом городе или вообще фейкам».
4. Мнение водителя кого-то интересует?
Оставлять отзывы о пассажире можно только при состоявшейся поездке, а узнать мнение о себе — лишь после публикации комментария о попутчике.
1. Много мошенников
Нечестные люди пользуются тем, что сервис — всего лишь связывающее звено между водителями и попутчиками. Они публикуют фальшивые поездки с низкой ценой, требуют предоплату и крадут деньги с карт через фишинговые сайты.
2. Сложно понять, проверенный ли перед вами водитель
Многие аккаунты на BlaBlaCar с большим количеством отзывов просто продают и покупают.
Мы изучили рынок фальшивых аккаунтов BlaBlaCar и установили, что один аккаунт с подтверждённым российским номером, рейтингом в пять звезд и несколькими отзывами стоит в среднем от 50 до 150 рублей. Поэтому чаще всего их покупают массово, а один мошенник владеет в среднем от 5 до 10 учётных записей.
3. Вместо заявленного минивэна может приехать газель
Пассажиры считают, что не так страшно, когда приезжает Lada Granta вместо Land Rover, но газель вместо минивэна… И это вовсе не шутки.
Сервис не допускает поездок на микроавтобусах, но мошенники обходят правила. Они указывают в объявлении одну машину, а приезжают на другой. И тогда вся ответственность ложится на пассажира, ведь только он решает — ехать или нет.
На старте проекта мы созвонились с заказчиком и выявили его боли, цели, потребности относительно разработки и желаемый функционал.
Мы рассмотрели конкурентные приложения BlaBlacar, Boombilla, Dovezu, их последние обновления и часть функционала (профиль пользователя, фильтр поездок и регистрацию).
В ходе исследования выяснили, что лидирует BlaBlacar. Последнее обновление мобильного приложения было в марте 2023, а данные в открытых источниках говорили сами за себя:
Также изучили статистику близких к нашему функционалу сервисов. Один из них Boombilla:
Мы рассмотрели и тех, кто пока не имеет своего приложения. Так, по Dovezu нам удалось собрать следующие данные:
Приложения нет в сторах, а на сайте заявки появляются в среднем раз в месяц. Последняя актуальная версия на стороннем ресурсе размещения apk — от 2015 года.
Так мы выяснили, что единственным крупным конкурентом нашего сервиса является BlaBlacar. Он стремительно развивается и поглощает других. Но у нашего приложения есть ряд важных преимуществ.
— Услуги в рамках одной локации
Это позволяет устанавливать точки перемещения не только между отдельными населенными пунктами, но и в пределах одного города.
— Интерактивную карту в реальном времени
Она отображает местоположение всех пользователей в режиме online, прокладывает полный маршрут и даёт возможность настраивать фильтры отображения на карте «под себя».
— Бесплатную киллер-фичу «SOS»
С ней можно оставить сообщение и попросить о помощи в нестандартных ситуациях.
— Точка встречи
Пассажир может указать свою точную геолокацию и сэкономить время двух сторон на определение места встречи в чатах и звонках. На отсутствие подобного, кстати, жалуются клиенты BlaBlacar.
Стоимость приложения
Цикл разработки проекта был дольше обычного, так как работы были на какое-то время отложены заказчиком.
После нашего возвращения к проекту, мы адаптировали многие вещи под текущие реалии рынка. Последний цикл разработки был оценен в 10 месяцев. А стоимость приложения составила 3 883 000 руб.
Целевая аудитория продукта
Мы провели несколько фокус-групп с потенциальной ЦА и собрали обратную связь пользователей известных сервисов, чтобы изучить их текущие потребности и ожидания от нового приложения.
Пол: мужчины и женщины.
Возраст: 25-60 лет.
Род деятельности: разнообразный — от рабочих и госслужащих до предпринимателей и водителей грузовых и легковых авто.
Уровень дохода: средний и ниже среднего.
География: маленькие города и посёлки России.
Интересы и хобби: участие в местных сообществах, путешествия, автомобили, спорт.
Ценности: доступное и комфортное передвижение по городской местности и за её пределами, поддержка местных сообществ.
Причина использования: поездки на работу, по делам, на встречи с друзьями и семьёй, посещения мероприятий, перевозка грузов.
Частота: регулярно — от нескольких раз в неделю до ежедневного использования.
Респонденты отмечают, что в среднем на поиск поездки в маленьком городе уходит около часа. Они ищут альтернативу традиционным сервисам, чтобы избежать высоких тарифов и неудобных маршрутов, и уверены, что, договариваться с водителем о стоимости и условиях поездки было бы удобней.
После проведения аналитики мы предоставили заказчику:
1. Кликабельный прототип — наглядный инструмент для демонстрации интерфейса и функционала продукта до начала разработки;
2. Макеты экранов для полного представления визуальной части приложения;
3. Гипотезы и прогноз для эффективного планирования бюджета и ресурсов заказчика;
4. ТЗ для контроля процесса разработки, последующей оценки качества, тестирования и приёмки проекта.
Для ведения проекта мы создали дорожную карту, чтобы вести разработку чётко по спринтам и отслеживать статусы всех задач.
Раз в две недели мы показывали заказчику сборки прототипов приложения. Он тестировал, давал обратную связь, насколько грамотно и удобно выстроена логика сервиса, а также проводил А/Б тесты с потенциальными пользователями, которые тоже оценивали работу приложения.
После аналитики и утверждения концепта мы создали UI-Kit. Так нами были разработаны:
Логотип мобильного приложения
На двух буквах добавлены штрихи, отсылающие к дорожной разметке. Знак выполнен в виде человека, где туловище — символ уведомления о запросе, а голова — символ геометки. Такая идея родилась из слов заказчика о том, что ЦА сервиса — преимущественно жители маленьких городов и посёлков.
Иконки и текстовые поля
Все элементы лаконичны. В качестве основных цветов использованы: серый, чёрный, зелёный и красный.
Это позволило добиться единого стиля всего проекта. С сервисом легко взаимодействовать, так как все его элементы и их функции знакомы и понятны.
Кнопки
Для дизайн-системы мобильного приложения мы разработали несколько вариантов одних и тех же кнопок. Они изменяются при нажатии, активации и неактивности.
Все кнопки представлены в трёх цветах, поэтому интерфейс легко адаптируется под две темы приложения (светлая и тёмная). Так, тёмно-синие кнопки созданы для светлой темы, светло-голубые — для тёмной. Ярко-синяя кнопка — акцентная на любой из тем, а серая — линейная и второстепенная, обозначает дополнительное действие.
Загрузка приложения
При разработке экрана загрузки мы следовали правилу трёх секунд – это время, за которое каждый может оценить сервис. Поэтому здесь мы создали дизайн в стиле компании, с удобными для восприятия решениями: логотипом и коротким слоганом.
Особое внимание уделили индикатору загрузки, который уведомляет о процессе и состоянии загрузки самого приложения. При слабом интернете отображается только статус в процентах.
Так мы добились грамотной визуальной оптимизации, которая удерживает аудиторию в приложении.
Авторизация и регистрация
Реализовали регистрацию и авторизацию через пароль и телефон для защиты профилей пассажиров и водителей. Без идентификации доступ невозможен, что гарантирует безопасность всех сделок. А автоподмена пароля облегчает вход.
Также мы интегрировали готовый модуль от СМС.РУ: при авторизации или смене пароля приходит сообщение с кодом.
Таб бар
Через него можно перейти на самые популярные разделы приложения: главную страницу, раздел с объявлениями, в карты и чаты. Тянуться через весь экран к главным разделам не придётся. Всё доступно в одно касание.
Отзывы
В MVP версии установлен лимит на отзывы в 500 символов – оптимальное количество, чтобы и по делу всё рассказать, и не занять много времени на прочтение.
Сейчас отзывы можно редактировать и удалять через админ панель. В будущем добавится и внутренняя модерация на нецензурную лексику.
Объявления
Отдельно мы разработали экран со всеми объявлениями. Они сразу сортируются по отправителю: от пользователя или от водителя. На этих же кнопках мы разместили количество активных объявлений на данный момент. Это позволяет каждому быстро находить то, что ему нужно, и не фильтровать всё вручную.
Объявления от пользователей
Создавая объявление, пользователь указывает, откуда и куда он планирует поехать, а затем выбирает наиболее понравившуюся поездку. Это условие сохраняется для водителей и для пешеходов, но водители дополняют объявление ещё и количеством свободных мест в своём автомобиле. Если среди всего списка не нашлось ничего по душе — можно просто его обновить и увидеть новые предложения.
Здесь также мы внедрили возможность установить дату поездки: удобно и без лишних переходов.
Перевозка грузов
Для перевозки грузов функционал и логика остаются теми же, плюс добавлена кнопка с выбором действия, что упрощает работу в NTX.
Создавать целую переписку с уточнением различных нюансов тоже не придётся. Ведь в объявлении можно указать габаритность груза и оставить комментарии.
Поиск по карте
Сейчас мы тестируем разделение «Откуда» и «Куда» на два разных экрана. Наше решение обосновано тем, что ЦА приложения привыкла к заполнению двух полей.
Для этой части мобильного приложения взяли готовый модуль Яндекс карт, интегрировав прокладку маршрута, отслеживание, определение геопозиции и движение в режиме online.
Личные чаты
Пользователи могут общаться друг с другом, если находятся в одной активной поездке. Так можно решать любые задачи, не переходя в другие мессенджеры.
В открытом чате есть возможность принимать или отклонять входящие запросы, что исключает переход с одного экрана на другой.
Все активные и неактивные запросы отображены в виде списка на отдельном экране, при желании их можно удалять.
А уведомления из них отправляются на устройство через внедрённый готовый модуль FireBase.
Сигнал SOS
Главная фича приложения — функция SOS. Она позволяет пользователям просить друг друга о помощи в экстренных ситуациях. А указание геолокации даёт возможность привлечь внимание тех, кто находится ближе всего. И в подобных случаях личный чат доступен без активной поездки.
На карте такие пользователи и их местоположение выделяются особым знаком, который информирует остальных о том, что кому-то рядом нужна помощь, и сразу отображает статус просящего:
Знак машины — помощь нужна водителю;
Восклицательный знак — помощь нужна пассажиру.
Для того, чтобы попросить о помощи, нужно нажать на отдельную кнопку в верхней панели, в отдельном всплывающем окне отметить свою роль и кратко описать просьбу.
Закрывается запрос при нажатии на одну из двух кнопок внизу экрана. Но отменить сигнал сразу не получится, сначала приложение запросит у пользователя на это разрешение. Так можно избежать ситуаций, когда кнопка может быть нажата случайно, а помощь будет по-прежнему требоваться.
Рекламные баннеры
Монетизируется приложение через размещение рекламных баннеров в самых популярных разделах: в объявлениях, личном профиле и чатах.
1) Постоянные изменения
Изначально у нас не было качественного примера подобного приложения, на которое мы могли бы ориентироваться. Поэтому мы постоянно генерировали идеи и сразу проверяли их на потенциальной ЦА. И в итоге это помогло понять, чего хотят потребители и что им будет удобнее использовать.
2) Коммуникация в команде
Кроссплатформенная разработка вызвала сложности в распределении задач между командами КММ, iOS и Android.
«Иногда разработчики КММ не понимали, как выстраивать взаимодействие с платформенными разработчиками. Они часто придумывали что-то на КММ, начинали реализовывать у себя, а потом отдавали iOS и Android-разработчикам, что вызвало конфликты».
Но мы не растерялись и решили:
1. Описывать общий контракт для каждого модуля перед началом его разработки;
2. Вводить документацию в виде диаграмм;
3. Совместно обсуждать проектирование перед началом разработки.
3) Интеграция Swift UI и Kotlin Multiplatform
Наш проект был разработан на новых технологиях, которые ранее не использовались. Поэтому мы внимательно читали код, мониторили разные кейсы и в совместном обсуждении придумывали методы решения задач.
4) Проблема дистрибуции КММ ядра
Изначально любой проект разрабатывается в своей среде, в которой он и компилируется, но у КММ есть свои нюансы. На старте разделили разработку на три репозитория для ограничения зон ответственности, но это привело к проблеме: платформы разные, системы разные, а собрать нужно для всех.
Решение:
1. Android-разработчики подключали модуль как отдельную библиотеку.
2. iOS разработчики придерживались того же принципа отдельно библиотеки, но в другом подходе. Для них KMM модуль собирался как фреймворк для подключения с помощью CocoaPods.
5) Не все решения кроссплатформенные
КММ — сама по себе относительно новая технология. Поэтому не все решения, которые использовали на Android и iOS раньше, имеют мультиплатформенность. И тот же модуль Яндекс требовал отдельной разработки под разные платформы.
«Целью нашей разработки стало выносить как можно больше логики на сторону КММ, чтобы всё было в одном месте».
6) Новички в проекте
Не все новички были готовы сразу работать с нашими фреймворками, поэтому мы подтягивали каждого.
«Моей важной задачей стало помочь другим разобраться. Ведь всегда можно уделить время на созвон, ответить на вопросы коллеги и развернуть весь проект».
Сейчас у нас уже есть две готовые сборки на Android и iOS. В ближайшее время мы закончим работу и приступим к выпуску приложения в сторы.
1 проджект-менеджер;
3 тимлида (Back-end, iOS, Android);
6 разработчиков — по два на каждую платформу;
2 дизайнера;
1 аналитик;
2 QA.
Сейчас сервис находится на финальной стадии разработки. В ближайшее время мы выпустим MVP в AppStore и GooglePlay, а затем проведём первую итерацию доработок после детального продуктового ревью.
Welme: Знакомства без свайпов, или Как мы сделали замену Тиндеру
тг-канал CEO Дмитрия Коркина (рассказываем о бизнесе, внутрянке и не только)
почта:[email protected]