Параллельный импорт на маркетплейсах как точка роста

2023-03-20 10:59:50 Время чтения 9 мин 267

О новых возможностях для открытия и развития своего «магазина» рассказывает Павел Иванов, генеральный директор B2basket, центра электронной торговли на маркетплейсах, официального технологического партнёра ведущих российских торговых площадок:  

  - Не только по сути своей, но и по этимологии самого слова, маркетплейсы – это рынок. На огромной торговой площади с колоссальной проходимостью или трафиком представлены товары самых различных категорий от широкого круга продавцов. Одни продают товар, произведенный самостоятельно. Другие находятся в постоянном поиске того, что где-то производится, но способно завоевать симпатии покупателей здесь и сейчас, стать трендом, желанным приобретением для миллионов покупателей.Мы провели десятки обучающих вебинаров для желающих начать торговать на маркетплейсах, сотни консультаций, ответили на тысячи запросов. Да, конечно, потенциальные селлеры спрашивают об условиях торговли, комиссиях и ограничениях… Но одним из самых популярных вопросов был и остаётся - что продавать, как выбрать товар, который станет бестселлером. Высоко маржинальный товар с быстрой оборачиваемостью, можно сказать, - мечта любого селлера маркетплейса.Например, совместно с оптовым маркетплейсом для предпринимателей JoomPRO мы проводили вебинар и рассказывали, как грамотно организовать закупку товаров в Китае и выгодно продать их на российских онлайн-площадках.  

  В прошлом году Правительство России легализовало процедуру параллельного импорта. Так называемый, «серый» импорт, чуть ли не возвращение к вещевым рынкам 90-х. И, в первую очередь, новый Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации открыл перспективы для онлайн-торговли, для селлеров на маркетплейсах. Бренды, чьи владельцы заявили о временном или окончательном уходе с российского рынка, стали тем самым желанным товаром, на продаже которого стало возможным зарабатывать в рамках закона. Уход международных игроков с рынка, который, с одной стороны, отбросил нас на шаг назад, с другой стороны, открыл возможности для малого и среднего бизнеса в рамках параллельного импорта. Продажи международных брендов медленно, но уверенно возобновляются. Очевидно, что ключевую роль в этом процессе сейчас играет именно онлайн-торговля и ведущие её игроки – маркетплейсы.
Представители площадок не скрывают, что пока они создают специальные подразделения для самостоятельной организации закупок в рамках параллельного импорта, с поиском новых каналов поставок товаров вполне справляются сами селлеры. И если вы ещё не стали этим успешным селлером на маркетплейсах - поспешите. Ритейлеры продолжают фиксировать снижение ассортимента и дефицит ряда товаров, комплектующих из списка Правительства, разрешенных к параллельному импорту. Самые активные селлеры могут успеть заполнить эту брешь.
Да, очень хочется, чтобы вместе с параллельным импортом у нас появилось и множество новых собственных производств. Например, одежда российских дизайнеров востребована, качественна и хорошо продаётся. А вот с технически сложными вещами - увы, остаются проблемы. И селлеры могут заработать на поставке этих товаров по новым каналам, новым логистическим цепочкам. Итак, если вы готовы начать торговать на марктеплейсе или расширить ассортимент своего «магазина» в рамках параллельного импорта, важно помнить про требования маркетплейсов к документам на товар. При торговле российскими брендами или при обычном импорте, если товар не проходит по коду товарной номенклатуры ВЭД из списка Министерства промышленности и торговли, не разрешен к параллельному импорту, то маркетплейсы обычно требуют подтверждение прав на бренд:
- свидетельство на товарный знак, если вы правообладатель
- договор с эксклюзивным дистрибьютером
- официальное письмо от эксклюзивного дистрибьютера (о том, что вы авторизованный дилер с правом реализации товаров бренда)
- договор с правообладателем товарного знака
- сертификационное письмо от обладателя бренда.
Ранее на маркетплейсе Wildberries было просто невозможно зарегистрироваться в качестве селлера и начать торговать без загрузки документов на бренд. Сейчас требования значительно упростились, но вы должны быть готовы предъявить документы по первому требованию. В случае большого количества негативных отзывов о товаре, претензий покупателей к качеству или подозрении правообладателя на продажу контрафакта, сначала могут быть скрыты карточки товара, потом заблокирован продавец. Яндекс.Маркет тоже может запросить документы о происхождение товара в случае жалоб и скрыть карточки товаров, если селлер документально не подтвердит происхождение товара. Оzon сохранил принцип предварительной модерации и запрашивает документы на бренд на этапе загрузки карточек товаров. Маркетплейс подробно рассказывает об этом в статье «Документы на бренды», заинтересован и в развитии возможностей своих селлеров, и в защите интересов покупателей:
«Зачем это нужно? Чтобы подстраховать вас, если покупатели будут спрашивать, как ушедший из России бренд оказался в продаже, или сомневаться в его подлинности. Ну и чтобы на Ozon действительно не появились подделки. Какие документы потребуются Свидетельство на товарный знак — чтобы мы убедились, что это оригинальная продукция. Таможенная декларация — важно, чтобы коды ТН ВЭД были перечислены в списке разрешённых к импорту. Договор с правообладателем вместе с документами поставки. Если вы покупали товары через представителя бренда или поставщика, будут нужны ещё и бумаги, которые подтвердят статус этих компаний и вашу работу с ними».

Для нас не секрет, что сегодня идёт оживленная дискуссия в части ответственности маркетплейсов за качество товаров, представленных к продаже на их онлайн-витринах. Профессиональное сообщество, эксперты, представители Минпромторга и маркетплейсов пытаются найти способы контроля за недобросовестными продавцами – как в рамках параллельного импорта, так и в целом. Особенно это касается модели продаж по FBS, когда товар не поступает на склад маркетплейса, селлер продаёт товар с собственного склада. Обсуждаются возможные законодательные инициативы, снятие товаров с продажи через судебные решения, инструменты проверки, дополнительная сертификация, экспертизы и проч., и проч. Любое решение потребует ещё немало времени на реализацию. Тем временем, предлагаем добросовестным селлерам, готовым к поиску новых поставщиков, построению новых логистических маршрутов, готовым к новым вызовам и победам, открывать новые рынки и расширять ассортимент своих магазинов на маркетплейсах. В том числе за счёт товаров, которые Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации открыл к параллельному импорту. Если говорить об акцентах, реперных точках, то ими остаются электроника и бытовая техника американских, европейских и южнокорейских брендов. На основе аналитических данных, полученных из нескольких сервисов, которые используют маркетологи B2basket в своей работе на маркетплейсах, мы можем сказать, что наиболее перспективными остаются категории одежды и обуви, все категории товаров для детей, автозапчасти/комплектующие и автомобильные аксессуары, товары для животных, для спорта, охоты, рыбалки, ткани и товары для рукоделия.