В момент пиковой нагрузки у нас было больше 200 человек, занятых в разработке

2024-06-06 11:07:00 Время чтения 20 мин 173

Юбилейный выпуск подкаста «Без плана» с Ростиславом Оголенко, руководителем продуктов международного направления Самолет Плюс. Делимся расшифровкой захватывающего путешествия по его карьерному пути. Обсудили актуальные тренды в сфере разработки и продуктового менеджмента, а также заглянули в будущее технологий. Выпуск наполнен вдохновением, ценными инсайтами и практическими советами.

Подкаст-платформаЯндекс МузыкаVK МузыкаЗвукApple PodcastsЮтуб-канал

Расскажи о своем пути. Как ты попал в айти, на кого учился и вообще, как стать продакт-менеджером?

У меня достаточно интересный карьерный путь, потому что учился вообще на абсолютно другую сферу. Учился на юриста-экономиста, я экономист-статистик. Потом какое-то время довольно долго занимался преподаванием. А потом, через статистику скатился в продуктовую аналитику, и дальше уже как-то пошло-поехало. Называется поискал работу и чего-то вышло. На самом деле тут каких-то секретов нет. Если говорить о продуктовой аналитике, это тот же самый матстат, только немножечко развернутый в сторону продукта и в каких-то отдельных штуках углубленный. Поэтому путь не то чтобы сверх сложный. А дальше, если ты нормально развиваешься как менеджер в продуктовой аналитике, то рано или поздно начинаешь дизайнить продуктовые процессы и строить всякие такие штуки. Отсюда уже вполне себе можешь перескочить к строительству процессов на уровне всего продуктового подразделения. Собственно, так я в продукт и попал.

Если говорить про «Самолет Плюс». Приходил строить, прежде всего, продуктовую культуру принятия решений. Меня позвали ребята, с которыми вместе делали Здравсити и сказали: «Будем делать новую штуку, вообще никогда такого не было, порвем рынок». Я занимался этим некоторое время, затем перешел к продуктам Самолета и управлял ими довольно долго. Недавно я перешел в международное направление, потому что мы решили, что настало время расширить границы. Теперь мы развиваемся не только в России, но и за рубежом.

Какая была стартовая позиция до Самолета?

Моя первая продуктовая позиция была в стартапе под названием GRINTERN. Это был джоб-борд для джуниоров и стажеров. Я там развивал продукт. Это моя первая продуктовая позиция. В целом, прыгал по различным компаниям, работал в Альфа-Банке, в Здравсити и других b2b-историях.

Какие международные рынки вы сейчас рассматриваете?

С международным рынком можно работать двумя способами. Первый — просто взаимодействие, находясь в России, и второе — масштабирование бизнеса. Мы запускаем нашу собственную платформу для международных сделок, чтобы люди могли покупать и продавать недвижимость, находясь здесь. Это достаточно большая партнерская сеть. Очень много было предварительной работы, тонкостей и договоренностей. Запускаемся и будем смотреть, к чему нас это приведет. Мы рассматриваем открытие наших собственных офисов «Самолет Плюс» в нескольких странах в Центральной Азии, но пока не могу говорить, в каких конкретно.

Как долго занимался этой задачей?

Я два года занимался «Самолет Плюс», приходя туда под открытие. На самом деле, 12 апреля исполнилось два года «Самолет Плюс». Я застал все вехи нашего развития и пощупал, наверное, все, что у нас есть в самолет, плюс так или иначе. Мы начинали с того, что делали витрину, наполняли ее услугами. Потом поняли, что нужно лучше работать с землей, нашими офисами и агентами. По пути сделали много CRM-систем и прочих внутренних рабочих систем. Только потом я перешёл в международное направление.

Что было самым сложным при их запуске различных услуг?

Самое сложное было собрать и соединить все это. Наверное, стоит начать с того, почему мы занимаемся тем, чем мы занимаемся. Вообще, когда-то давно Самолет продавала свою недвижимость и однажды стало понятно, что люди приходят не за бетонными коробками и квадратными метрами, а для реализации своих жизненных сценариев. Ребята начали закрывать потребности комплексно, предлагая различные услуги и практически перестали продавать квартиры без ремонта. Мы поняли, что на рынке вторичной недвижимости и у других застройщиков такие потребности не закрываются. Вполне можно и нужно туда принести такие пакетные предложения. Так появился «Самолет Плюс». Мы сильны партнерскими отношениями, и практически все, что делаем, делаем с партнерами. Был один из серьезных челленджей касательно обмена информацией. Существует множество услуг, которые требуется организовать. У нас сейчас около 1 000 контрагентов по всей стране. Которые должны каким-то образом получить заявку, отреагировать на нее и дать знать, что они могут нам предоставить. При этом мы еще должны быть уверены, что с нашим клиентом все хорошо. Для обеспечения успешной реализации проекта, нам потребовалось разработать отдельную систему, которая позволила бы партнерам получать заявки и интегрировать их со своими внутренними системами. Создание этой системы стало одной из самых значительных задач, которые нам пришлось выполнить.

Исходя из специфики, что на данный момент туго идет или все хорошо движется?

Обычно мне тяжело говорить о таких вещах, потому что если результат положительный, кажется, что это было возможно и довольно просто. В настоящее время столкнулись с множеством проблем в сотрудничестве со странами, которых раньше не было. Например, открытие дочерних компаний за границей требует разрешения юридических вопросов, о которых можно думать лишь с содроганием. Сейчас это крайне затруднительно. Важен вопрос поиска партнеров и разработки эффективных способов взаимодействия с ними. Если говорить о продаже зарубежной недвижимости приходится собирать данные у нескольких десятков партнеров, однако совместить эти данные в единую систему — трудная задача. Мы работаем над решением этих сложных проблем, и часть из них только начинаем решать.

Как происходит взаимодействие с международными партнёрами?

Всегда должен быть офис «Самолет Плюс», который умеет работать с недвижкой. Т.е. забирать базу объектов, хороводить клиентов, закрывать и удовлетворять их потребности. Для развития услуг и других аспектов в странах необходим сильный партнер, способный выполнять основные функции. Который сможет с большой степенью самостоятельности открывать новые офисы, управлять ими, сажать людей и помогать им работать и зарабатывать. Поэтому выход на любую страну начинается с поиска партнера. Он должен мыслить и понимать, чего мы хотим, и стремиться к схожим вещам. Дальше становится все значительно проще. Когда у нас уже есть представитель внутри страны, который знает и умеет взаимодействовать с компаниями на этом рынке, мы можем начать действовать и двигаться вперед.

Расскажи о вашей уникальной бизнес-модели. Правда ли, что у вас вообще нет конкурентов?

На самом деле рынок есть, но полноценных прямых конкурентов нет. Даже непонятно, с кем нас вообще можно сравнить. Если взять топ-10 компаний на рынке недвижимости, таких как онлайн-подбор от ЦИАН и Авито, то они занимаются только подбором жилья, не имея офисной части и агентов. Да, хорошо масштабируются в онлайн-сфере, но дальше все. С другой стороны, есть компании, которых в первую очередь интересует только агентская комиссия. Мы с агентов вообще ничего не зарабатываем. Это абсолютно их деньги и работа. Туда лезть даже не хотим. Хоть у нас около 1 500 офисов, но мы не агентство недвижимости. Мы продаем мебель и делаем ремонты, но не являемся мебельным магазином или ремонтной компанией. Хоть у нас есть конкуренты в отдельных нишах. Уникальность нашего подхода заключается в том, что мы объединяем все необходимые услуги и весь клиентский опыт в одном месте. Покупателю не надо искать разные сервисы, куда надо прийти, и целой кучей людей, с которыми нужно поговорить. На самом деле весь этот процесс стрессовый и занимает 9–12 месяцев с момента, когда начинают задумываться о покупки жилья, до момента, когда уже можно полноценно жить. Мы этот срок сильно снижаем, за 4–5 месяцев помогаем клиентам пройти все этапы покупки жилья.

Покупают ли сейчас квартиры с такими высокими ставками?

Квартиры покупают всегда, ведь людям нужно где-то жить. Вторичка отошла от первички далеко не сейчас. Весь рынок различается по характеристикам и продукту, который покупают. А меры господдержки сделали ипотеку на первичку выгоднее, приводя к большой ценовой разнице между ними и оттоку людей из вторички. Сейчас господдержка стала более адресной. Я не вижу страшных и негативных тенденций. Скорее наоборот, идет тенденция к балансировке и нормализации рынка. Некоторые эксперты успели прозвать текущее состояние как «ипотечный кол» и с него надо будет слезать. Поддержка застройщиков привлекла большую долю инвесторов, что хоть и разогнало рынок, но они не будут жить в этих квартирах. Сейчас переключаться и вложат куда-то еще.

В момент пиковой нагрузки, когда нужно быстрее и много всего вытащить на рынок, у нас было больше 200 человек, занятых в разработке

Как все происходило, когда только пришел делать продукт? С чего начинал и за какую часть был ответственный?

На самом деле, достаточно масштабная, объёмная технологическая разработка. Когда мы стартовали, в какой-то момент у нас была пиковая нагрузка, В момент пиковой нагрузки, когда нужно быстрее и много всего вытащить на рынок, у нас было больше 200 человек, занятых в разработке. Мы запартнерились с ребятами, которые начали делать «Бизнес-Недвижимость». Нам от них досталась далеко несовершенная система. Это был такой небольшой самописный продукт, который никогда не мыслил себя как продукт, в котором будет работать 15 000 человек каждый день. А был рассчитан всего на 500 человек. При этом нам не хватало существенной части. Нам не хватало витрины и, как мы быстро поняли, нам не хватало вот тех вещей, которые я упоминал, которые связаны с услугами. На самом деле, как потом оказалось, вещей, которые связаны с управлением франшизы, нам тоже не хватало. Причем практически все из этого пришлось разрабатывать одновременно, потому что все это важные кусочки для бизнеса. На создание всех критически важных блоков для MVP ушло 4–6 месяцев. После этого началось пошаговое развитие.

Сколько времени занимает найм 200 человек?

Когда тебе нужно очень быстро найти много людей и ты корпорация, нет смысла нанимать их самому. Единственный способ — взять много вендеров. У нас сформировались очень крутые мульти-вендерские команды. Мы не стремились отдавать на аутсорс продукт, скорее подходили аутстаффно к этой истории. Потом постепенно начали замещать уже штатной разработкой. Но это был довольно долгий процесс.

Сейчас подрядчиков используете?

Сейчас около 10% осталось вендерской разработки.

Читали, что с вами сотрудничает агентство и выполняет задачи по дизайну

Вполне возможно, но на самом деле продуктовый дизайн — штатная история. При этом у нас очень много разных задач в сфере дизайна. Не все задачи относятся к продукту. Бывают моменты, когда сидишь и думаешь, блин, надоела витрина. Надо бы придумать 2–3 варианта, как она вообще по-другому может выглядеть. Понятно, что самый простой способ это раздать нескольким агентствам тестовое задание и посмотреть, что получится.

Как попасть в подрядчики к Самолету?

Хороший вопрос, если честно, не знаю. Как и везде, есть тендерные площадки, куда выкладывают запросы и дальше все это как-то происходит. В целом, мне кажется, у любой публичной компании плюс минус одинаковые процедуры, потому что их диктует публичный статус компании. Нет возможности просто взять и сказать, с каким подрядчиком буду работать.

Как ты глубоко погружен в разработку?

Я примерно представляю, что там происходит и как выстроен производственный процесс. Продакты достаточно плотно взаимодействуют со всей командой. Но вообще странно было бы, если бы они не знали про стек и всякие такие штуки.

Вымышленный диалог агента с нейронкой

Какова роль искусственного интеллекта в вашем бизнесе?

Он помогает продавать ремонт и мебель. Наша любимая история, когда агент загружает фотографию квартиры, в ответ получает, как она будет выглядеть в том или ином стиле, который мы можем сделать. Также помогает заменить какие-то части и поставить мебель, которую продаем. Такая прикольная штука помогает заметно увеличить конверсию. Если кто-то делал ремонт или видели, как это происходит. То представляете, что только через какое-то время получается примерное изображение того, как будет выглядеть ремонт. В нашем случае, мы это показываем сразу.

В целом много где можно и нужно использовать искусственный интеллект. Опять же, можно распознавать диалоги звонков в контактный центр и понимать, о чем говорили клиенты с операторами. Не сказал ли оператор того, чего не надо. Кажется, в будущем нейронки будут активно участвовать в диалогах онлайн.

Какие тренды видишь в будущем?

А если говорить больше про тренды, которые на этом рынке. Это тренды скорее продуктовые, потому что люди вообще не только в недвижимости, во всех сферах, сейчас стремятся к готовым решениям. Выстреливают пакетные офферы и полностью закрытые комплексные потребности. Почему «Самолет Плюс» и появился, когда мы поняли, что нужно комплексно закрывать потребности. Эти тренды будут только усиливаться, разгружать людей от каких то маленьких, ненужных лишних выборов и забот. Все, что можно автоматизировать или под капотом незаметно сделать, будет сделано. Опять же, есть большой тренд на сильного клиента. По сравнению с тем, что было 20 лет назад, а у потребителя сейчас сильно больше возможностей и прав. Всем можно оценку везде поставить. И с тех пор, как нам дали возможность друг друга оценивать, сразу по другому жизнь пошла. Попробуйте в такси водителю сказать, если вам что-то не нравится, что я тебе сейчас поставлю плохую оценку. Сразу станет по другому себя вести.

В ближайшие 5–10 лет застройщики уйдут полностью в мобильный телефон?

Конечно да, уйдет! Искусственный интеллект хорош не тем, что может заменить человека. А скорее тем, что может помочь человеку лучше делать свою работу. Вот скорее всего в этом будущее. Будут созданы различные инструменты, чтобы участники тех или иных процессов могли более эффективно работать. В отношениях между клиентом и компанией, включая застройщика, будет еще больше мобильного. В Самолете, мне кажется, чего только нет. В управляющей компании потрясающее приложение для жильцов. В общем, все в телефонах. По моему, ни у кого такого сейчас нет. 

Но есть и другая сторона девелопера, где происходит вся стройка. Кажется, что с телефоном не совсем удобно. Там ребята будут другие технологии изобретать.

Какие советы дашь начинающим менеджерам продуктов?

Нужно быть смелее и увереннее. Важно гнать от себя синдром самозванца. Наблюдайте за продуктами, которые вас окружают, и пытайтесь понять, почему они устроены именно так. Это поможет развивать продуктовое мышление. Если вас интересует работа с продуктами, обратите внимание на набор основных навыков. Начните с изучения софтов и базового набора хардов, которые помогут в данной профессии. Все это можно изучить на курсах или через практику. Это не значит, что после курсов можно сразу пойти и работать. Скорее даже наоборот, есть еще несколько важных шагов, которые важно сделать. Необходимо поработать над собой, чтобы развить свои умения. Обратите внимание на потрясающую книгу INSPIRED. Многие уже прочитали эту книгу, и я рекомендую начать с нее, чтобы понять, что важно знать при работе с продуктами.


№9. Продакт-менеджер Альфа-Лизинг Сергей Глуздовский: «Важная история с продактом — быть честным с самим собой»

№8. Продакт-менеджер Финам Евгений Цыбульский: «Без дружелюбного интерфейса ничего никому не докажешь»

№7. Директор GloraX по IT и цифровым решениям Митрофанов Алексей: «Цифровизация на всех этапах взаимодействия с покупателем недвижимости — наше конкурентное преимущество»

№6. Менеджер Яндекс auto.ru по развитию бизнеса Александр Котишевский за 40 минут озвучил космическое количество инсайдов

№5. Нетипичный, деловой, философский и мощный девчячий выпуск разрушающий мифы о девушках в айти

№4. Ведущие превращаются в футурологов и делятся размышлениями об искусственном интеллекте, умных устройствах и нашем будущем

№3. Смешные и не очень истории из жизни программистов, обсудили, с какими проблемами чаще всего сталкиваются программисты от джунов до сеньоров

№2. Основатель федеральной сети магазинов и центров AppleN1 Павел Кацев о своем пути от инженера, который занимался разблокировкой первых iPhone, до владельца сети обслуживающих центров

№1. Предприниматель Саша Толстикова рассуждает, как на старте собственного бизнеса пережить кризисы и выгорание