Заказчик или исполнитель должен подавать отчеты в кабинете ОРД при маркировке интернет-рекламы?

2024-07-08 10:51:20 Время чтения 10 мин 345

Вопрос о том, кто и как должен отчитываться в ОРД с получением токенов (erid), передачей статистики, заполнением актов и оформлением разаллокации остро стоит для каждого участника рекламной цепочки для исполнения закона о маркировке рекламы (статья 18.1 Закона о рекламе 38-ФЗ) и дьявол, как всегда, в деталях.

На практике при решении данного вопроса всплывает множество нюансов и следует четко разбираться в поставленной задаче, чтобы избежать штрафов от Роскомнадзора.

В итоге требуется более доскональная проработка данного вопроса, поэтому давайте обо всем по порядку)

Первое:

Каждый участник рекламной цепочки несет юридическую ответственность за исполнение Закона о маркировке рекламы (статья 18.1 закона о рекламе 38-ФЗ), в том числе в плане оформления отчетности в ОРД, даже если они технически делегированы по договору контрагенту или иному лицу, которое является либо не является участником текущей рекламной цепочки.

Это говорит о том, что если вы поручили, согласно договору, оформлять и передавать вашу отчетность из ОРД в ЕРИР другому лицу, которую он будет производить в своем ОРД, то при наличии ошибок либо иных нарушений требований Роскомнадзора относительно отчетности в ОРД, штраф придет именно к вам, а не к лицу, которому вы доверили исполнение данных работ вместо вас

Вы должны будете оплатить штраф, а затем потребовать от вашего потрядчика возмещение ущерба. Это возможно, естественно, если факт возмещения ущерба был согласован контрагентами в договоре.

Второе:

По закону ТОЛЬКО исходный (иногда его называют - конечный, что сути не меняет) рекламодатель (РД) может делегировать своему контрагенту как технические работы в ОРД, так и непосредственно юридическую ответственность перед законом за исполнение статьи 18.1 закона о рекламе №38-ФЗ при оформлении данных в ОРД

Это говорит о том, что при наличиии ошибок либо иных нарушений требований Роскомнадзора относительно отчетности в ОРД, штраф к Рекламодателю не придет, а будет направлен Роскомнадзором, после изучения договора РД-Контрагент, непосредственно Контрагенту

Третье:

Каждый участник рекламной цепочки (Рекламодатель, Посредник в лице Агентства либо Биржи либо ОРС, Рекламораспространитель) имеет право делегировать (должно быть закреплено в договоре) технические работы по оформлению необходимых данных и отчетов в ОРД иным лицам.

Согласно позиции Роскомнадзора, делегирование технических работ возможно КАК другому участнику рекламной цепочки, ТАК и иному лицу, которое НЕ является участником рекламной цепочки.

По сути, Роскомнадзор разрешает обращаться к подрядчикам, которые не являются участниками текущей рекламной цепочки, чтобы они выполняли вместо вас отчетность в ОРД.

Причем подрядчик будет проводить оформление отчетности в своем кабинете ОРД, отправляя порученные ему данные в ЕРИР. Естественно, чтобы подрядчик полноценно выполнял исполнение закона о маркировке рекламы в своем ОРД, ему необходимо предоставить все необходимые данные, чтобы отчетность была выполнена корректно и без ошибок.

Данный факт должен подразумевать его полную ответственность, в том числе финансовую (это надо прописать в договоре), за надлежащее оказание услуг по заполнению и отправке отчетности в ОРД для своих заказчиков

Следует предупредить, что новичков в качестве подрядчиков от таких схем надо держать на расстоянии выстрела, так как цена ошибки слишком велика.

Роскомнадзор слезам не верит (с)

Подрядчиком может быть как ООО, ИП, ИП в НПД и СЗ. Однако, насчет ИП в НПД и СЗ есть отдельные мнения, что данным подрядчикам нельзая доверять ведение в своем ОРД отчетности своих заказчиков, так как это формально попадает под посредническую деятельность, что запрещено по закону для СЗ и ИП в НПД.

Я указанное мнение на данный момент не разделяю и считаю, что СЗ и ИП в НПД оказывают конечные услуги и не выполняют никакой посреднической деятельности, т.е. не нарушают закон

Тем более, никаких финансовых средств, полученных за свои услуги они через свой счет дальше не отправляют, а лишь получают оплату за свои конечные услуги, что законом не запрещено.

В итоге, конечно, все решит правоприменительная практика по данным кейсам)

Естественно, возможна и классическая схема, когда участник рекламной цепочки дает доступ в свое ОРД подрячику и подрядчик будет оказывать услуги по оформлению и отправке данных в ОРД из кабинета своего Заказчика.

Четвертое:

По соглашению Сторон, регистрация креативов и получение токенов в ОРД должна быть закреплена только за одним участником рекламной цепочки.

В этом случае он обязан оформлять в своем ОРД разаллокацию (детализацию сумм и показов) в разрезе каждого креатива и каждой площадки размещения РИМ.

При этом передать право (обязательства) производить разаллокацию по креативам и площадкам иному лицу в другом ОРД запрещено Роскомнадзором (ЕРИР).

Выражаясь кратко, кто получает токены, тот за них и должен отчитываться в своем ОРД путем оформления блока Статистика и разаллокации по креативам и площадкам

Пятое:

Как следствие вышеуказанного, в договоре между контрагентами всегда необходимо закреплять, кто из контрагентов будет выполнять конкретные технические работы по отчетности в ОРД для связки (договор) Заказчик-Подрядчик, чтобы избежать дублирования данных, поступающих в ЕРИР.

Также в договоре всегда должны быть прописаны условия возмещения убытков, если услуги по оформлению отчетности в ОРД были выполнены с нарушениями требований Роскомнадзора

Шестое:

Для регулирующих органов, в лице Роскомнадзора, не важно какой из контрагентов отчитается в своем ОРД за отдельную связку (договор).

Самое главное, чтобы отчетность имела место для каждой рекламной связки (договора) в составе рекламной цепочки размещения РИМ (рекламно-информационных материалов)

Например, для рекламной цепочки РД-РА-РР:

  1. За связку (договор) РД-РА должен отчитаться в своем ОРД либо РД либо РА, закрепив данные работы в договоре между контрагентами.
  2. За связку (договор) РА-РР должен отчитаться в своем ОРД либо РА либо РР, закрепив данные работы в договоре между контрагентами
  3. РД либо РА либо РР должен получить токены в своем ОРД для всей рекламной цепочки

Стоит заметить, возможны такие сценарии, когда за всю цепочку может отчитаться только один участник рекламной цепочки.

Например, за цепочку РД-РА-РР часто отчитыватся только РА:

  1. За связку РД-РА: РА отчитывается по своему доходному договору
  2. За связку РА-РР: РА отчитывается по своему расходному договору

Естественно, РА берет на себя технические работы и ответственность за возмещение ущерба, если будут иметь место штрафы за неправильную либо содержащую ошибки произведенную РА отчетность с помощью своего кабинета ОРД, что должно быть закреплено в договорах РД-РА и РА-РР.

На практике факт выполнения технических работ закрепляется следующим пунктом договора:

Заказчик обязуется выполнять за Исполнителя со своей стороны все необходимые работы и действия по обеспечению отчетности в своем ОРД для исполнения статьи 18.1 закона «О рекламе» №38-ФЗ (закона о маркировке рекламы).

При этом в обязательном порядке рекомендуется ВСЕГДА вставлять в договор следующее, если Заказчик берет на себя обязанности по отчетности в своем ОРД вместо Исполнителя:

Если любое нарушение Заказчиком законодательства РФ в плане исполнения статьи 18.1 закона о рекламе №38-ФЗ и/или иных условий и гарантий, предусмотренных настоящим договором, явилось основанием для предъявления к Исполнителю претензий, исков и/или предписаний со стороны государственных органов и/или третьих лиц (но не ограничиваясь указанным), Заказчик обязуется незамедлительно по требованию Исполнителя предоставить последнему всю необходимую и запрашиваемую информацию, касающуюся указанных претензий (исков, предписаний), а также Заказчик обязуется возместить Исполнителю весь документально подтвержденный ущерб в срок, не превышающий 10 (десять) рабочих дней с момента предоставления Заказчику соответствующего требования

Седьмое:

В случае отсутствия в договоре распределения обязательств между контрагентами по оформлению отчетности в ОРД за связку (договор) Роскомнадзор будет принимать решение по ответственности и штрафам в каждом случае индивидуально.

Судя по складывающейся правоприменительной практики, в большей степени вероятность будет возложена именно на владельца доходного договора (исполнителя по договору)

В итоге были описаны основные базовые варианты при распределении ответственности и практики исполнения закона о маркировке рекламы при оформлении отчетности в ОРД.


В моем Telegram и YouTube вы всегда сможете получить ответы по вашим кейсам, найти свежую информацию и экспертизу по маркировке рекламы, а также научиться оформлению отчетности в ОРД, чтобы избежать штрафов от ФАС и Роскомнадзора