Меня зовут Игорь, и я – трудоголик, а ещё Head of SMM компании BetBoom. Это статья не претендует на гайд по найму сотрудника и не отвечает на вопрос «Как не облажаться на собеседовании?». Но у меня есть своё скромное мнение, которое хотелось бы нескромно выразить. Вероятно, это мнение будет вам полезно, как ромашковый чай в конце рабочего дня.
В SMMошной №1
К сожалению, такой нет, хотя, признаться, это идеальное название для места, где работодатель и соискатель могли бы найти друг друга, поэтому искать приходиться везде. Если ты успел заглянуть под диван и проверить, не завалялся ли там пыльный SMMщик, самое время подогреть прошлогоднюю пиццу, которую ты там нашёл, и продолжить читать.
Где искать SMMщика, как не в соцсетях.
Иногда достаточно тебе или внутреннему амбассадору компании выложить сторис или пост, как у вас в чате появляется уже несколько резюме.
Это работает, потому что с вероятностью 99% кто-то знает кого-то, кто знает третьего, что у четвертого есть брат, который запускал криптопельменную. Так вот, у него есть двоюродный SMMщик, который через инфлюенс привлек трафик и сделал астрономическую конверсию за счёт своего таланта анализировать продукт, находить ЦА, выбирать правильных инфлюенсеров по цене-охваты-вовлеченность-(вставь свое), генерить продающие СТА, а ещё и менеджерить всё это. Алмаз найден – грек с великолепным именем (имя алмаз, кстати, так и переводится – великолепный. Это ещё и познавательная статья).
Предположим, что у всех коллег закрытые аккаунты, где в подписках у них однокурсники с одного потока «Прикладная геодезия» или «Инженер-проктолог», а вы маркетолог, напомню. Если так никого и не нашли, то можно воспользоваться аккаунтами самого бренда. На вас, вероятно, подписана релевантная аудитория, которая узнает о вакансии или расскажет об этом кому необходимо.
Есть вероятность, что у вас не очень раскрученные аккаунты, или запускаете их с нуля, поэтому и ищите SMM, тогда есть:
Поделитесь с ними, может сработать хорошо знакомый эффект соцсетей и сарафанного радио.
Допустим, попытка распространить инфу через твоих воображаемых друзей тоже ни к чему не привела.
Прогулки у метро ни к чему не привели?
Вы тоже потребитель контента, а это значит, что в подписках есть авторские каналы, за которыми следите, и если ещё не отписались, то, вероятно, вам нравятся.
Наймите этого человека, чей контент вам заходит. Но делать это нужно в том случае, если ваши видения на контент и tone of voice совпадают, или их возможно адаптировать, не ломая стиль автора и не меняя под него своё позиционирование бренда.
Все отказались или не нашли подходящего?
Вспомним классику!
И это не объявления на заборах, хотя в метавселенных такое можно провернуть, возможно, даже там найдутся соискатели.
Не уверен, находят ли сейчас людей из маркетинга через сервисы-рекрутеры, но недооценивать их точно не стоит. Я так находил очень достойных людей и SMMщиков, а иногда были кандидаты, которые успешно это совмещали. Но есть ощущение, что шанс найти там подходящих людей с каждым годом все меньше.
Возможно, я заблуждаюсь, как в тот раз, когда сказал: «Да я без рук запрыгну!»
Так как читатели Sostav намного умнее меня, и это не ирония, то может быть вы поделитесь в комментах, как вы ищите SMM?
Допустим, мы прошли 9 кругов поиска SMM, а теперь выпьем оборотного зелья и превратимся в соискателя – СПС. (Давайте введем новый термин, чтобы постоянно не повторять smm, проведем импортозамещение.)
СПС – специалист по соцсетям. В этой аббревиатуре ещё чувствуется благодарность к нашей работе.
В резюме должен быть только релевантный опыт: не надо указывать, что будучи студентом, вы продавали телефоны на «Горбушке». Но если у вас есть невероятная история о том, как в праздник «Марфы-огуречницы» у вас скупили все айфоны в чехлах с зелеными пупырышками, благодаря придуманному вами нетривиальному способу привлечения трафика, то оставьте эту историю для собеседования.
SMMщику вообще необходимо иметь не резюме, а портфолио. Резюме – это прелюдии для hr, а хорошо упакованное портфолио практически гарантирует, что, как минимум, с вами можно пообщаться.
И швец, и жнец, и Юра Дудец
Сконцентрируй сильные стороны – не распыляйся, если ты один раз в жизни открывал фигму – это не значит, что ты ей владеешь, не надо это указывать в резюме.
Если человек говорит, что он везде добился успеха: сам монтирует виральные ролики, набирающие миллионы просмотров, выкатывает продающие лэндинги, копирайтит, как бложенька :), имеет закрытую базу инфлюенсеров (видимо, от масонов), которые приносят конверсии, запускает контекстную рекламу с CTR 87%. Ещё имеет 2 Кинотавра за лучший сценарий, а так он – рок-музыкант, и через месяц ему надо дать неделю отгула, потому что у него турне по Лос-Пиздаболосу.
Такому кандидату скажу: «Запишусь на следующий марафон желаний! Но ты, кажется, преувеличиваешь!» И дам разностороннее тестовое, которое определит реальность. Всё придется доказывать на деле.
Продавай свой успех даже если он не существенный, как тебе кажется. С нуля запустить соцсети и набрать 3 500 живых подписчиков за пару месяцев благодаря интересным механикам и уникальному контенту ценнее, чем набрать красивое число 100 000 подписчиков, участвуя исключительно в гивах и заливая аккаунт ботами.
SMM состоит из мелочей! Лучше показать классные сверкающие детальки, чем заявить кузов без колес.
Самопрезентация! Запитчь себя!
Если ты СПС, то, соответственно, маркетолог, а это значит, что должен уметь продавать: товар, бренд, макет, текст, ну и конечно свои навыки, то есть профессиональную часть себя. Однажды меня купили одной фразой:
«Хотя бы один блогер из подписок любого человека работал со мной – 100%».
*Стук молотка*
Продано!
Конечно, это было не единственное впечатление, но очень яркое, запомнившееся в части моего мозга, отвечающего за найм сотрудников.
В сценарном искусстве есть такое понятие «логлайн» — краткая аннотация, передающая сюжет фильма.
Придумай логлайн своим профессиональным навыкам, и в идеале чтобы в этом ещё отражалась ваша личность, ваше «Я».
Подошли к «Я». Не бойся произносить на собеседовании это местоимение. Я хочу видеть чего добился именно ты, а не команда, которую на собеседовании я что-то не наблюдаю.
Это мне как руководителю нужно перед топ-менеджментом говорить «мы». Даже если моя команда не имеет отношение к тому, что сделал я. Но на самом деле, возможно, если бы не они, которые в тот конкретный момент просто существовали, то я бы не придумал уникальную рубрику или не нашел бы изящное решение. Иногда откладываются вещи в твоем чердачке, которые без команды были бы невозможны.
Поэтому «Якай» на собеседовании, но делай это метко, будто у тебя лимит на количество этих «я». Оно должно усиливать, а не наводить пафос в заурядном предложении. И тот, кто собеседует, должен понимать, что ты — личность, но игрок командный, поэтому не забывай про благодарности, если имел возможность работать в команде.
Пример: «Я придумал 12 рилсов на 10 млн просмотров в аккаунт с 15 000 подписчиками. Но спасибо монтажеру – он помогал найти идеальные треки под видеоряд, который я собирал.»
Большое «я» и заметное «мы» – такой баланс местоимений меня устраивает.
Будь собой, не строй из себя того, кем ты не являешься. Я не возьму на работу человека, который не будет подходить по вайбу моей команде (подразумевается кардинальное различие), да и мы тебе, вряд ли, понравимся. Так зачем мучить друг друга? Постарайся показать себя сразу, какой ты есть, ты устраиваешься на СПС, а не на хладнокровного, сдержанного пилота вертолета МЧС, где эти навыки необходимы.
Мы большую часть своей жизни проводим на работе или в коммуникации с коллегами, поэтому невероятно важно, кто тебя окружает. Творить и делать это хорошо может свободный и удовлетворенный человек, а коллектив на работе тоже влияет на это. Ощущение себя буквально зависит от людей в команде и влияет на твой настрой.
Один раз я собеседовал очень душного персонажа, и hr рядом со мной пару раз падала в обморок. (Привет, Даша). Кандидат говорил с надменным видом о том, как нужно работать, кидал заметные претензии, пытался перебивать, не выслушивая аргументы. Он не был знаком со спецификой деятельности, с отношением площадок к индустрии, я уж не говорю про законодательство, и говорил что-то в духе: «Страусы не летают, потому что их не бросали с горы».
Никогда не говни работы коллег, по крайней мере в жесткой форме.
Особенно не стоит это делать по отношению к компании, в которую пришел собеседоваться. Можно порассуждать, выразить мнение, как и что можно было усилить или сделать интереснее, но если ты говоришь: «Я бы никогда такую парашу не сделал», — не обольщайся, всё, вероятно, впереди. Ты не знаешь в каких обстоятельствах работает/работал SMMщик. Прояви больше эмпатии и солидарности.
Никогда не иди за деньгами – деньги должны идти за тобой
Это написал Конфуций у себя на стене в VK около 500 лет до н.э.
Важно идти за интересом или вызовом. В первую очередь — ты должен сопоставить свои умения и желание работать конкретно на этой позиции, в этой индустрии, в этой компании, и выполнять налагаемые на тебя обязанности. Если ты идешь устраиваться в автомобильный бренд из-за очень хорошей ЗП, но не имеешь водительских прав, убежден, что нужно развивать экологичный общественный транспорт, так как личный авто оставляет большой углеродный след, а в детстве тебе ещё сосед отдавил ногу на своем «москвиче», и вообще все, что ты знаешь про автомобили, это что Давидыч отжимается и приседает по 3000 раз, тогда не надо идти на собеседование.
Не надо ломать себя: в итоге ты просто выгоришь и уйдешь через 4 месяца, если очень терпеливый. Есть, конечно, вариант, что прекрасно адаптируешься и полюбишь, чем занимаешься. Тогда поздравляю, возможно, это личностный рост, но непонятно, как ты прошел собеседование не подготовившись к нему, потому что не знал ни одну модель авто этого бренда.
Найди свою нишу по интересам и предложи себя, даже если никто не нуждается в твоих услугах, то через большое желание, настойчивость и креатив можешь расширить границы работодателя о бренде, о контенте и подходе к SMM, предложив свои идеи и их визуализацию. Знаю несколько человек, которые предлагали свои услуги практически безвозмездно в футбольные клубы, например, вести клубный TikTok, тогда он был чем-то новым и непонятным для достаточно инертных клубов. Энтузиасты брали на себя ответственность и добивались успеха, а впоследствии оказывались в штате и в целом двигали индустрию, делали её интересной и более конкурентной. Вот такого, скорее всего, возьмут, а если они не возьмут, то они – идиоты – потеряли крутого smmщика. А это значит — потеряли добавочную стоимость, которую мы создаем компаниям. Ты свою прибыль с таким упорством обязательно найдешь, главное не опускать руки и телефон из рук – для CПС это база:)
Мировые и российские практики тестового могут отличаться от моей, но для меня это вообще самое важное после того, как я пойму, что человек адекватный. Хорошо сделанное тестовое – это огромный процент успеха, но до него доходят не все, потому что они не читали эту статью.
Мое тестовое минимизирует риск, практически до нуля. Я могу сомневаться в своем отношении к жизни или выборе газировки на ужин, но не в человеке, которого беру на работу. Поиск сотрудника – это довольно кропотливая задача, на которую ты тратишь ресурсы компании, hr, свои, а значит и команды. Запускать процесс поиска после каждых трех месяцев, как у претендентов заканчивается испытательный – у меня желания нет, я хочу заниматься в первую очередь тем, что мне нравится: делать мемасики и кекать, а не сдавать smmщика обратно с биркой и чеком в магазин, когда подходит срок.
У меня есть небольшая уловка. Я всегда спрашиваю про дедлайн тестового у соискателя, чтобы он сам его обозначил, а потом смотрю, уложился ли он в обозначенные собой сроки.
Очень нравятся соискатели, которые на месте просматривают тестовое, задают дополнительные вопросы и оценивают свои возможности, можно даже вслух: «Завтра я целый день работаю, и у меня катка с друзьями вечером – давно обещал, смогу сесть на следующий день. Плюс день себе запас, если что переделать или докрутить, в общем, получается в среду до 12 пришлю».
Ок! Присылает, и у него все пункты проработаны + задизайнены или собраны в приличную презентацию. Гуд! Ты точно в шорт-листе, счастливчик!
А он ещё сделал прекрасно то, где я обозначил, что делать необязательно, что ты творишь?!
Это тоже мелкая уловка…, на гениальность не претендую
В тестовом у меня есть необязательные пункты, которые выполняются по желанию, но я, само собой, хочу их видеть обязательно.
Всегда пытайся сделать больше, чем от вас просят. Это всегда подкупает. Это говорит о вас, как о человеке заинтересованном, который смотрит шире своих обязанностей – это важно.
Такой человек, наверняка, принесет что-то новое, потому что он выходит за рамки шаблона. А по секрету скажу, для этого и ищут сотрудников, чтобы он был не только руками, но и привносил что-то новое, свежее, и помог команде взглянуть на какие-то вещи под другим углом. Тогда будет происходить и рост команды, и твой рост, как специалиста, и рост компании, несомненно. В команде все должны учиться у друг друга и тянуться пробивать: дно или потолки решать вам вместе.
Homo разносторонний
Как минимум СПС должен быть чуточку эрудированным, хоть по мне это и незаметно, но я этого требую от других. Иметь свои хобби и интересы, а самое главное жажду узнавать что-то новое, так как маркетинг и SMM – очень быстро меняющаяся деятельность. Завтра у тебя появился клабхаус, послезавтра он уже неинтересен. Telegram и другие соцсети выкатывают фичи каждую неделю, и если ты будешь отставать и не использовать полностью весь инструментарий площадок, то быстро потеряешь актуальность и внимание аудитории. Останется только ностальгировать по временам, когда писал одноклассницам в аське.
В общем, с этой статьей не претендую на объективность, незыблемость и на Пулитцеровскую премию. Она была написана ради того, чтобы объявить, что мы ищем к себе в команду таланта, которым ты точно являешься.
Даже если ты нам не подходишь, мы уверены, что ты – талант. Просто у нас есть один нюанс: мы — соцсети про спорт, а спортом интересуются, к сожалению, не все, но если ты не все, то вэлком.
Будем тебя ждать! Мы – классные! Ты – классный! Пора делать классные вещи вместе!