Ни один бизнес не растет без инвестиций, и по мере его развития каждый фаундер стремится вывести свое предприятие за границы его региона и страны. Однако в текущей действительности развивать долгосрочные коммерческие проекты стартаперам из России стало намного сложнее. Какие перспективы и какие трудности может в себе таить релокация бизнес-проекта.
Финансовому развитию любого стартапа характерно прохождение определенных этапов. От момента поиска средств для начального оформления инновационной идеи до привлечения инвестиций в уже понятный и работающий бизнес - стартап, как правило, преодолевает пять стадий.
В текущих обстоятельствах наиболее доступным маршрутом международного развития стартапа и возможностью вызвать интерес к несу со стороны инвесторов - это релокация. Нередко основатели рассматривают собственный переезде в потенциально интересную для своего проекта страну и ищут пути решения через процедуры получения визы инвестора в недвижимость или цифрового кочевника, студенческой или рабочей визы. Хотя гораздо более эффективным способом бизнес-масштабирования выглядит возможность получения стартап-визы.
Так, в странах Европы стартап-виза позволяет основателям бизнеса получить следующие преимущества:
Ограничение составляет только возможность избирательного права. Но как получить одобрение комиссии на право получения стартап-визы в Европе?
Требования, предъявляемые к проектам довольно широки и номинально схожи во всех странах: инновационность, жизнеспособность, возможность масштабируемости проекта, инвестиционная привлекательность, социальная и экономическая значимость проекта, развитие приоритетных отраслей экономики, создание новых рабочих мест и приток высококвалифицированных талантливых специалистов в страну, ее экономический рост вследствие поступления новых налоговых отчислений.
Кроме схожего списка критериев, отвечающих инновационности проекта, которому та или иная страна ЕС одобрит стартап-визу, есть и список отличий. Не каждое государство сможет оказать поддержку бизнесу в его начальной стадии. Например, финские, испанские и британские уполномоченные комитеты готовы принять к рассмотрению проекты на этапе идеи, но во Франции, Швеции и Новрвегии ревьюры будут требовать подтверждений успешного бизнеса. К тому же есть и чисто технические различия в процедуре подачи документов. Эксперты 3PConsulting составили свой рейтинг наиболее комфортных стран для релокации стартап-проектов и делятся анализом различий в подходе к процедуре одобрения стартап-визы в разных государствах ЕС.
По причине возросшей популярности стартап-программ уполномоченные организации вынуждены менять условия рассмотрения проектов. Так, например, в Финляндии сейчас обновляют комитет Business Finland: нанимают новых ревьюеров и изменяют порядок одобрения. Сейчас проекты рассматривают не меньше месяца, при официально заявленных 2 неделях. Еще более долгим срок рассмотрения заявки будет в Испании. Ранее этот период не превышал 90 дней, но в результате смены испанской проверяющей организации UGE на ENISA, теперь он составляет 110 дней.
Наиболее лояльная страна для релокации бизнеса по стартап-визе сегодня Финляндия. Но россияне здесь столкнутся с “трудностями перевода” финансовых средств. Финны требуют открытия местного банковского счета. А в условиях отсутствия возможности SWIFT-переводов из России, внесение наличных средств осложнено. Чтобы внести наличные на счет необходимо множество документов, подтверждающих законное получение денежных средств стартапом.
Уполномоченные проверяющие органы в Испании предъявляют строгое условие, чтобы на момент подачи документов в стране находился хотя бы один фаундер бизнес-проекта. Кроме того, для отправки заявки в ENISA, необходим расширенный пакет документов и цифровая подпись, которая выдается при наличии налогового номера NIE. Все это крайне затруднительно для стартаперов, так как сперва необходимо найти резидента, имеющего цифровую подпись, а затем по доверенности загрузить пакет документов.
Все еще более сложно в Великобритании, Франции и Португалии. В этих странах обязательным условием является одобрение инкубатора или фасилитатора. Но если в Португалии таких органов больше 100, то во Франции не найдется и 20. А необходимо успешно пройти собеседование и заинтересовать хотя бы один инкубатор, чтобы он поручился за стартап. Кроме того, во Франции любят, чтобы предоставленные документы были переведены на французский язык, а в кулуарах поговаривают о предвзятом отношении к стартапам из России. Португальцы менее предвзяты к нашим соотечественникам, но одобрение заявки может занять более 1,5 лет.
Один из наших последних клиентских кейсов на получение стартап-визы в ЕС рассматривался финским комитетом всего 6 дней. Мы полагаем, что столь быстрое одобрение проект получил за счет того, что это был уже полноценно работающий бизнес в России на рынке SportTech-услуг, который успел показать положительную динамику развития на родине. Для совсем стартовых проектов сроки рассмотрения заявок более длительные. И, к сожалению, последнее время мы замечаем, что период рассмотрения заявок растет во многих странах. Проекты на стадии бизнеса, на наш взгляд, получают подтверждения чуть быстрее - отмечает Никита Печаткин, - в то время как стартапы на стадии MVP (минимально жизнеспособный продукт) нужно прорабатывать более тщательно, в соответствии с регулярно меняющимися условиями и гайдами.
Возрастающая конкуренция среди желающих развивать свой бизнес по стартап-визе в Европе отражается и на сроках рассмотрения заявок, и на более строгой процедуре одобрения проектов и приводит к увеличению срока получения самих ВНЖ для фаундеров. Эксперты 3PConsulting рекомендуют подавать сразу максимально полный пакет документов, чтобы ускорить процесс и избежать оперативных изменений к требованиям в процессе рассмотрения заявки. Если Вы хотите знать больше о том, как получить ВНЖ по стартапп-программе, и что для этого нужно - подписывайтесь на канал 3PConsulting в Телеграм.