Как выглядят кейсы очень многих компаний? Несколько цифр и пара строчек текста.
Клиент «Рога и копыта», мы настроили рекламу, вот результаты:
Непонятно, вот эти цифры — это много, мало или нормально? А что вообще делали-то и зачем? ¯\_(ツ)_/¯
Такие кейсы не убеждают обратиться к вам, потому что клиент не увидит для себя никакой пользы. Не указана даже задача, которую нужно было решить, как клиент узнает, что ему это подходит? Как увидит, что вы специалисты и реально разбираетесь в вопросе? Никак, увы.
Меня зовут Стася Шер, я руководитель контент-студии 4Х. И сегодня я вам покажу наш проверенный алгоритм производства кейсов, которые убеждают покупать, и расскажу, как вы можете адаптировать его для себя. Пользуйтесь :)
Возможно, вы мало что помните: задачу решали полгода назад, всё делали как всегда, а детали стёрлись из памяти. Это нормальная история. Но это не значит, что кейс написать не получится.
Вот несколько вопросов, которые мы задаём клиентам. Они наверняка помогут и вам:
Начните с названия компании или имени эксперта. Коротко расскажите, чем занимаются (и занимались тогда), найдите сайт, соцсети и пр.
Хотя бы в общих чертах обрисуйте запрос. Например, нужно было написать текст для лендинга, запустить рекламную кампанию, исправить технические ошибки на сайте, вывести ресурс в топ поисковой выдачи и так далее.
Поднимите переписки по проекту с коллегами и/или клиентом. Иногда оказывается, что проект, который запомнился как очень простой, таким не был, и вы регулярно бегали орали обсуждали с коллегами, как решить очередную проблему.
Хорошо, если есть цифры (KPI и пр.). Но результатом может быть и сам факт выполненной работы. А в некоторых кейсах результаты под NDA, и это тоже нормально, рассказывайте без них. Так тоже можно. Мы, например, писали такой кейс для студии :)
Это лишь общие вопросы, но начните с них, чтобы вам было от чего отталкиваться.
Соберите для кейса скриншоты переписок, этапов работы, найдите в архивах черновики, запросите отзыв клиента. Всё это поможет вам вспомнить детали и, конечно, добавит веса вашему кейсу.
Сразу скажу: это не значит, что ваш кейс должен быть супер-пупер оригинальным и описывать какое-то уникальное решение проблемы.
Вы удивитесь, но клиентам вообще не нужны нестандартные подходы. Им нужно решить проблему, и их вполне устроят самые обычные, но зато надежные и проверенные способы. Потому что нестандартные ассоциируются с большими тратами и рисками — непонятно, сработает ли уникальное решение для конкретного бизнеса.
Бизнес-кейсу достаточно не быть пресным отчетом в стиле «к нам пришли с задачей, мы её сделали, клиенту ок». Нужно зацепить внимание читателя. Чем? Вариантов много.
Для вас это может быть совершенно обычный запрос, с которым вы работаете чуть ли не каждый день. Но читатель (ваш потенциальный клиент!) не вы, а человек, который наверняка меньше знает о проблеме и о том, как ее решать.
Предположим, вы SEO-специалист. Одна из ваших услуг — вывод сайтов из-под санкций поисковиков. Для вас это понятная задача, вы такое делали много раз. А вот ваш потенциальный клиент в ужасе: сайт не признают поисковики, что делать, куда бежать? Конечно, его заинтересует кейс, в котором рассказано, как избавиться от проблемы.
Не бойтесь историй, где что-то пошло не так. Расскажите, как вы спасаете ситуацию. Как клиент я хочу знать, что вы возьмете на себя ответственность, решите проблемы, поможете, если возникнут трудности.
Например, вы дизайнер интерьеров и в числе прочего предлагаете авторский надзор. И вот на вашем проекте бригада перепутала материалы и гостиную клиента покрасили краской, которая предназначалась для спальни. Как вы вышли из положения?
Вы можете сделать что-то суперкрутое? Расскажите!
Например, в одном кейсе студии видеопродакшена мы рассказывали, как команда сняла 30 видеоуроков за день (это реально много).
Это делают крайне редко. Обычно кейс — это точка А, несколько слов о том, что сделали, и сразу точка В. Поступите иначе: раскройте этапы работы, объясните, почему нужно было сделать так, а не иначе. Дайте практические рекомендации, чтобы читатель мог их применить и получить пользу, даже не обращаясь к вам.
«Но зачем, ведь я пишу кейсы, чтобы ко мне обращались, а не делали всё сами за “спасибо” в комментариях!»
Да, но :) Во-первых, в любом случае не каждый читатель станет вашим клиентом.
Во-вторых, вы покажете свою экспертность и крутость, наглядно продемонстрируете, что умеете решать задачи заказчиков, и это повысит доверие к вам.
В-третьих, одно дело знать, как решить сложную задачу, и совсем другое — заняться этим самому и потратить много сил и времени без гарантий, что получится результат как у опытного специалиста ;)
Что делать, если изюминки нет? Совсем нет?
Случается, что вы не можете вытащить ничего интересного для кейса. Ну вот настолько всё ровно и обычно. Не страшно! Добавляйте рекомендации, как я уже советовала выше, или расскажите о своём опыте работы над похожими задачами.
Так, в обычный кейс одного клиента мы добавили небольшие антикейсы: рассказали, какие ошибки допускали раньше в работе над рассылкой. Это сделало кейс более интересным, полезным и цепляющим.
Кстати, всегда есть вариант сделать именно антикейс — истории провала привлекают даже больше внимания, чем истории успеха.
Подчеркните уроки, которые вы вынесли из неудачного опыта, и расскажите, как вы действуете сейчас, чтобы не допускать ошибок. Не бойтесь антикейсов: с их помощью легко показать вашу гибкость, ответственность, готовность исправлять ошибки и учиться на них, а еще ценный опыт, которого может и не быть у других подрядчиков.
Собрали информацию? Скриншоты, результаты, отзывы? Отлично. Теперь нужно это всё описать.
За основу структуры можете взять вопросы из первого шага. Расскажите о своём опыте так, как вы бы рассказывали про эту работу другу. Можно (и иногда даже нужно!) рассказывать эмоционально. Только не забудьте убрать лишнее на этапе редактуры ;)
Добавляйте скриншоты, фото, видео, цитаты (свои и/или клиента) — всё, что у вас есть и что можно использовать. Не забудьте получить разрешение каждого участника переписки, которую вы публикуете! Все визуальные элементы должны работать на вас и ваш кейс, а не быть картинками ради картинок.
Отредактируйте и проверьте свой кейс по чек-листу: всё ли вы учли?
По возможности согласуйте текст с клиентом до публикации: если кейс не анонимный, так вы избежите конфликта (вдруг клиенту не понравится что-то из озвученного). А заодно сможете уточнить факты.
Это можно сделать в вашем блоге или в блоге клиента, на специализированной площадке для кейсов (например, Workspace), в СМИ и так далее.
Учитывайте требования. Одни площадки берут только уникальные кейсы и не разрешают добавлять в текст ссылки. Другие спокойно относятся к ссылкам и позволяют размещать дубли, поэтому можно опубликовать текст и на своём сайте, и на внешнем ресурсе.
Мы подробно рассказывали, как выбирать площадки для внешнего контент-продвижения и добиваться публикации — просто следуйте рекомендациям :)
После публикации отслеживайте результаты: следите за охватами (если возможно), интересуйтесь, откуда приходят клиенты. Так вы сможете понять, какие площадки больше всего подходят именно вам.
Кейсы можно переупаковывать. Например, мы написали кейс для TextBack, а их клиентка позже использовала его как основу своего выступления на конференции. Работает и наоборот: когда-то я подготовила презентацию для выступления с кейсом на конференции, а уже потом написала текст.
Материалы можно превращать в видеокейсы, сторис и посты — дробите исходный текст на части, публикуйте отдельные интересные факты и используйте реакции читателей. Например, наша клиентка опубликовала в телеграм-канале пост со скриншотами комментариев к нашему совместному кейсу.
Переупаковка поможет вам охватить больше читателей. А больший охват — потенциально большее количество лидов и клиентов.
Вытащить из памяти все нюансы работы трудно уже через пару месяцев. Мы столкнулись с этим сами, когда начали работу над кейсами студии. Приходится копаться в переписках, скриншотах, письмах (как я радовалась, что вообще мало что удаляю из ящика, когда писала кейс про рассылку!)
Зато можно оптимизировать работу по сбору информации по нынешним проектам. Рассказали, как мы это устроили, в нашем телеграм-канале.