Самая сложная задача в соцсетях — это повысить Engagement Rate (ER, уровень вовлеченности) и активность аудитории в целом. Привлечь новых подписчиков и задержать их в вашем сообществе, канале или аккаунте можно только в том случае, если удастся зацепить чем-то их внимание. Как вариант — сыграть на азарте, одном из сильнейших мотиваторов. Давайте разберём на примерах, какие конкурсы и розыгрыши в соцсетях могут быть интересны, а какие — лучше не делать.
Каким бы ни был конкурс, призом может быть продукция, подарочный сертификат, услуга, скидка, бесплатная консультация или любой другой подарок (не противоречащий законодательству). Если у вас товарный бизнес, для розыгрыша лучше взять что-то из ассортимента. Круто, если это будет что-то эксклюзивное — так вы привлечёте больше внимания.
Дарите ценные для вашей аудитории призы. Розыгрыш чужой книги по питанию в аккаунте психолога, работающего с совсем другой темой, скорее всего не вызовет энтузиазма.
Самый простой вариант розыгрыша — с помощью генератора случайных чисел выбрать победителя из тех, кто совершил определённое действие. Например, вы можете разыграть призы между теми, кто поставил лайк, оставил комментарий, сделал репост о конкурсе. Ещё в инстаграме* часто просят отметить друзей, но, например, для ВКонтакте это условие можно использовать ограничено.
Правила ВК строго запрещают:
Написать пост о конкурсе с правилами, датами проведения и фотографией подарка. Понятно объяснить условия. Они могут быть такими:
В назначенный день разыгрываете с помощью рандомайзера свои подарки и объявляете результаты. Всё максимально просто.
Например, эту простую механику постоянно использует в своих сообществах и аккаунтах ювелирный бренд SOKOLOV. При этом корректирует условия под каждый канал в соответствии с правилами площадки.
В ВК — подписаться на группу бренда, поставить лайк и оставить комментарий.
В телеграме — подписаться на два канала, бренда и партнера:
Такие конкурсы отлично работают за счёт своей простоты. Для участия требуется буквально пара кликов (или тапов) и больше ничего. Гораздо сложнее и для участников, и для организаторов конкурсы, где предусмотрена генерация контента.
Бывают разными по сложности. Самый простой пример творческого конкурса — фото с хештегом, а самый сложный — когда нужно написать текст. Ещё сложней, когда нужен не один пост, а серия постов в течение определённого времени.
Для организатора такие конкурсы тоже сложны, особенно если победителя выбирают не случайным образом, а оценивая качество контента.
Обычно для конкурсов, где используется UGC (User Generated Content — контент, созданный пользователями), придумывают уникальный хештег. Это помогает привлечь внимание большей аудитории и продвигать конкурс.
В инстаграме* уникальный хештег и вовсе помогает выйти на первые позиции в поиске, что положительно сказывается на продвижении аккаунта в целом.
Поэтому:
Кстати, National Geographic часто проводит подобные конкурсы и с подарком, скажем, не заморачивается :) Просто публикуют лучшие фото подписчиков в своём аккаунте.
Творческие конкурсы можно проводить, если вы известный бренд — как National Geographic — или если у вас уже есть лояльная активная аудитория, которая поддержит вас. Пока такой аудитории нет, лучше проводить розыгрыши подарков за лайки и другие несложные активности. Новая аудитория, незнакомая с брендом, гораздо меньше вовлечена и мотивирована на выполнение сложных условий
Пример творческого конкурса из моего опыта — писательские квест-игры Академии правильных копирайтеров, где победителям дарили инфопродукты Академии.
Суть: нужно писать ежедневно в течение двух недель посты с заданными условиями. Задания предлагают приглашенные эксперты, а уж они выдумывают иногда тако-о-ое :) Действительно сложно и заходит только на горячую аудиторию, которая мотивирована писать и заинтересована в подарках.
Например, в этой игре стартовали 260+ участников, а финишировали — 80, самые замотивированные. Именно эти подписчики скорее всего и пользуются продуктами и услугами компании
Самый сложный конкурс, который я встречала в соцсетях, — полноценный квест. Нужно было выполнить больше 100 заданий и в результате найти «ключ от квартиры, где деньги лежат».
Такие активности проводили в инстаграме*, хотя можно перенести и в другую соцсеть.
Расскажу суть на примере.
Это новогодний квест от создателей настолки «Свайп». Создатели предусмотрели 105 заданий, которые нужно было выполнить, чтобы получить подарок. В аккаунте была выложена «карта» квеста. Перемещаясь из одной локации в другую, подписчики собирали адрес секретного аккаунта с подарками.
Часть заданий были продуманы так, чтобы отсечь тех, кто не выполнил предыдущие. Зайти в последний пост и получить подарок было нельзя.
По информации создателей, на страницу квеста перешли около 3500 человек. А вот до подарка добрались только 43.
Создание такого квеста требует времени и/или денег на разработку сценария, фото- и видеосъёмку, обработку, публикацию и продвижение. Для создателей игр это отличный вариант, а для другой ниши — не факт.
Giveaway были, наверное, самым популярным способом привлечь аудиторию в инстаграме*. Блогеры объединялись самостоятельно или с помощью организаторов и разыгрывали айфоны, деньги, полезные (и бесполезные) призы, сертификаты и товары спонсоров.
Этот способ привлечения подписчиков можно попробовать, только учитывайте несколько моментов:
Несколько интересных вариантов гивов, которые я видела в инстаграме*, были именно тематическими. Никаких дорогих подарков, зато действительно полезные и интересные для целевой аудитории материалы:
Логопеды совместно с детским психологом создали рассылку с материалами для развития важных навыков — речи, внимания, пространственного интеллекта, психических функций.
Или другой вариант — тут объединились аккаунты с идеями поделок и отправили всем, кто выполнил условия, шаблон тематической осенней аппликации:
Если коротко: можно, но… стоит подумать, нужно ли.
В телеграме аудитория больше предрасположена к чтению интересных постов, чем к розыгрышам инстаграмовского* формата. К тому же в телеграме все спонсоры гива будут конкурировать между собой, а поскольку ленты тут нет, подписчик видит только общий список каналов и начинает сначала сортировать что-то по папкам, потом — убирать в архив или отписываться от тех, что ему менее интересны.
С другой стороны, SOKOLOV проводит, у него работает ;)
Во ВКонтакте разрешили гивы — теперь можно попросить участников подписаться на одного спонсора или партнёра. Причём подписаться можно: на сообщество ВК, рассылку, уведомления о новых постах или другой сайт (например, канал YouTube).
А если у вас верифицированное сообщество, в котором больше 100 тысяч подписчиков, в рамках эксперимента можно просить подписаться на неограниченное количество страниц.
Давайте подытожим, какой конкурс можно считать хорошим, то есть таким, который привлечет внимание вашей аудитории, поднимет уровень вовлеченности и подтолкнёт пользователей к активности в ваших сообществах, страницах и аккаунтах.
И конечно, не забывайте, что не конкурсами едиными повышается ER вашей аудитории. О том, как мы меняли контент и повышали вовлеченность, — читайте в кейсе.
*Instagram и Facebook запрещены в РФ по решению суда.