Как устроен рынок рекламы в Турции

2024-10-03 18:47:55 Время чтения 7 мин 2431

Турецкий рынок рекламы сейчас на подъеме и привлекает внимание брендов и агентств со всего мира, включая российские компании. О том, как устроена рекламная индустрия в Турции, какие форматы и площадки наиболее востребованы в ней сегодня, поделилась Анастасия Луговская, руководитель отдела развития Centra.

Маркетинговые реалии

Несмотря на высокую инфляцию в стране, а это практически 72%, Ассоциация развития интерактивной рекламы IAB в Турции прогнозирует, что маркетинговые бюджеты вырастут как минимум настолько же. 

Ранее уже Wildberries вышел на рынок Турции, а недавно и сервис электронных книг ЛитРес — адаптировав свои продукты под специфику нового направления.

Из интересного: на турецком рынке популярны традиционные каналы — ТВ, печатные издания и наружная реклама. Компании адаптируют свои международные стратегии под культурные особенности и находят новые пути для эффективного взаимодействия с клиентами. Это помогает им увеличить продажи и укрепить позиции на восточноевропейских и ближневосточных рынках.

Один из важных факторов, способствующих развитию рекламного рынка — высокая скорость цифровизации страны. Турция внедряет новые технологии, интернет-пользователей становится больше. Это ведет к увеличению доли digital-рекламы, что также открывает пространство для нового и технологичного продвижения товаров и услуг. Местные компании начинают использовать видеорекламу и инфлюенс-маркетинг, что позволяет им устанавливать более тесные связи с потенциальными клиентами.

Портрет и объем аудитории 

Основное ядро аудитории — это люди в возрасте от 25 до 34 лет (15,6%), средний возраст составляет 32 года. Большинство проживают в городах (77%).

По данным Google, потенциальное число показов рекламы за месяц доходит до 266,3 млн пользователей. На начало 2024 года число пользователей Google достигло 74,4 млн, а социальных сетей — 57,5 млн, что составляет 68,8% всего населения.

Источник: Google специально для Centra

Затраты на рекламу 

Ежегодный прирост рекламного рынка Турции и digital-затрат составляет 6%. Общие затраты составляют 2,83 млрд долларов. На digital-затраты, включая контекст и социальные сети, уходит не менее 1,51 млрд долларов, что составляет 53,3% рынка.

YOY (Year-Over-Year, «годовые изменения») затрат на рекламу стали больше на 6,2%, в digital они ещё выше — выросли на 9,4%. 

  1. Лидер по инвестициям в digital-рекламе в Турции — контекстная реклама. Расходы на нее в 2024 году составили 543 млн долларов. 
  2. На втором месте — социальные сети. В них жители Турции сидят около 3 часов в день — и это только скроллинг ленты и общение. 
  3. Перспективным направлением в digital станет мобильная реклама: к 2028 году ее объем достигнет 62%.
Источник: По данным BYYD за 2023 год https://www.byyd.me/en/blog/2023/05/byyd-turkey-programmatic/

Медиапотребление: all media и онлайн

Несмотря на растущее число онлайн-пользователей, офлайн-источники остаются жизнеспособными и не сильно потеряли аудиторию — информацию из них аудитория продолжает потреблять, что отражено в показателях: 

  1. TB — 92,2%. Годовые изменения стали меньше на 2,4%
  2. Бумажные носители — 70,5%. Годовые изменения стали меньше на 7,6% 
  3. Радио — 69,2%. Годовые изменения стали меньше на 6,3%

Общее время проведения в интернете сократилось по сравнению с прошлым годом на 7,5% и составило 7 часов 24 минуты. Это говорит о том, что каждую секунду в интернете идет борьба за внимание пользователя. При этом стабильно наблюдается значительный рост интереса к видеоконтенту: больше всего времени уходит на просмотр видеороликов и Smart TV, скроллинг в соцсетях. 

Баланс между онлайн и офлайн-форматами помогает создавать уникальную медийную экосистему, что способствует разнообразию медиапотребления в Турции.

Источник: Statista

Об изменениях в госрегулировании на территории Турции 

В 2020 году в Турции ввели налог на цифровые услуги. Это коснулось и глобальных технологических компаний: Google, Apple и Facebook, которые облагаются налогом в размере 7,5% от выручки, полученной от своих платных цифровых услуг.  

C 1 июля 2024 года Google Реклама взимает сборы за рекламу из-за расходов на регулирование, поэтому рекламодателям придется платить дополнительную комиссию в размере 7% за нормативные эксплуатационные расходы.

Рекомендации от специалистов Centra 

  1. При выходе на новый рынок важно учитывать не только язык, но и культурные различия, которые могут существенно повлиять на восприятие вашего продукта: не забывайте об адаптации рекламных сообщений и контента, чтобы резонировать с аудиторией. Это поможет вам не только лучше понять рынок, но и выстроить доверительные отношения с вашими потенциальными клиентами.
  2. Отдайте приоритет контекстной рекламе: она позволяет эффективно нацеливаться на потребителей в момент, когда они проявляют интерес к продуктам или услугам, подобным вашим.
  3. Активно подключайте мобильную рекламу: стоит делать акцент на in-app размещениях — это рекламные объявления, которые крутятся внутри сторонних приложений.
  4. Выходите с рекламой в социальные сети и не забывайте постоянно адаптировать контент, делайте акцент на видеоформат.
  5. Задействуйте Smart TV-размещения внутри стриминговых сервисов.
  6. Главное — не бойтесь вызовов нового рынка!