Турецкий рынок рекламы сейчас на подъеме и привлекает внимание брендов и агентств со всего мира, включая российские компании. О том, как устроена рекламная индустрия в Турции, какие форматы и площадки наиболее востребованы в ней сегодня, поделилась Анастасия Луговская, руководитель отдела развития Centra.
Несмотря на высокую инфляцию в стране, а это практически 72%, Ассоциация развития интерактивной рекламы IAB в Турции прогнозирует, что маркетинговые бюджеты вырастут как минимум настолько же.
Ранее уже Wildberries вышел на рынок Турции, а недавно и сервис электронных книг ЛитРес — адаптировав свои продукты под специфику нового направления.
Из интересного: на турецком рынке популярны традиционные каналы — ТВ, печатные издания и наружная реклама. Компании адаптируют свои международные стратегии под культурные особенности и находят новые пути для эффективного взаимодействия с клиентами. Это помогает им увеличить продажи и укрепить позиции на восточноевропейских и ближневосточных рынках.
Один из важных факторов, способствующих развитию рекламного рынка — высокая скорость цифровизации страны. Турция внедряет новые технологии, интернет-пользователей становится больше. Это ведет к увеличению доли digital-рекламы, что также открывает пространство для нового и технологичного продвижения товаров и услуг. Местные компании начинают использовать видеорекламу и инфлюенс-маркетинг, что позволяет им устанавливать более тесные связи с потенциальными клиентами.
Основное ядро аудитории — это люди в возрасте от 25 до 34 лет (15,6%), средний возраст составляет 32 года. Большинство проживают в городах (77%).
По данным Google, потенциальное число показов рекламы за месяц доходит до 266,3 млн пользователей. На начало 2024 года число пользователей Google достигло 74,4 млн, а социальных сетей — 57,5 млн, что составляет 68,8% всего населения.
Ежегодный прирост рекламного рынка Турции и digital-затрат составляет 6%. Общие затраты составляют 2,83 млрд долларов. На digital-затраты, включая контекст и социальные сети, уходит не менее 1,51 млрд долларов, что составляет 53,3% рынка.
YOY (Year-Over-Year, «годовые изменения») затрат на рекламу стали больше на 6,2%, в digital они ещё выше — выросли на 9,4%.
Несмотря на растущее число онлайн-пользователей, офлайн-источники остаются жизнеспособными и не сильно потеряли аудиторию — информацию из них аудитория продолжает потреблять, что отражено в показателях:
Общее время проведения в интернете сократилось по сравнению с прошлым годом на 7,5% и составило 7 часов 24 минуты. Это говорит о том, что каждую секунду в интернете идет борьба за внимание пользователя. При этом стабильно наблюдается значительный рост интереса к видеоконтенту: больше всего времени уходит на просмотр видеороликов и Smart TV, скроллинг в соцсетях.
Баланс между онлайн и офлайн-форматами помогает создавать уникальную медийную экосистему, что способствует разнообразию медиапотребления в Турции.
В 2020 году в Турции ввели налог на цифровые услуги. Это коснулось и глобальных технологических компаний: Google, Apple и Facebook, которые облагаются налогом в размере 7,5% от выручки, полученной от своих платных цифровых услуг.
C 1 июля 2024 года Google Реклама взимает сборы за рекламу из-за расходов на регулирование, поэтому рекламодателям придется платить дополнительную комиссию в размере 7% за нормативные эксплуатационные расходы.