Сейчас пользователи могут заказать любой товар на маркетплейсе и уже через несколько дней получить его в пункте выдачи. Такие площадки есть и в сегменте B2B — они работают по тому же принципу, но адаптируют услуги под потребности бизнеса. Отдельное место на рынке занимают маркетплейсы в диджитал-сфере, которые работают по особым правилам.
Привет! Это Кристина Борисова. Я занимаюсь развитием цифровых сервисов и три года назад стала частью продуктовой команды Centra. Это платформа, которая объединяет рекламные площадки и инструменты в одном месте. За пять лет работы в диджитал-пространстве Centra стала первым B2B-маркетплейсом в России. Рассказываю, какие тренды сейчас есть на этом рынке.
По статистике Data Insight, во второй половине 2022 года продажи с маркетплейсов составили 73% от всех онлайн-заказов. Это значит, что привычная нам модель покупки товаров и услуг уже стабилизировалась на рынке и обеспечивает основной рост ecommerce.
Маркетплейс — онлайн-платформа, на которой продавцы выставляют, а потребители покупают самые разнообразные продукты. Такая площадка выступает в качестве посредника: помогает поставщикам увеличивать прибыль, а заказчикам — приобретать товары и услуги онлайн в удобное время, с доставкой, примеркой, гарантиями и другими выгодами.
Главное преимущество маркетплейсов — постоянный трафик. Предприниматели размещают продукты на витрине, а площадка привлекает аудиторию на ресурс. Продавцы могут тратить меньше денег на продвижение, при этом найти покупателей становится проще.
Многие думают, что на маркетплейсах в первую очередь продают товары — например, одежду, канцелярию и косметику. На самом деле форматов таких площадок больше. Виды маркетплейсов можно разделить на пять групп.
По типу продукции платформы делятся на такие категории:
По типу охвата аудитории площадки бывают:
По типу конечной коммуникации с потребителем маркетплейсы делятся на:
По типу монетизации платформы зарабатывают через продажу:
По типу бизнес-модели площадки делятся на:
Со временем площадки могут расширять тип продукции, охват или бизнес-модель. Например, Amazon — первый маркетплейс на международном рынке — изначально занимался продажей книг, а через несколько лет расширил ассортимент. Теперь здесь можно купить технику, косметику, детские игрушки и много других товаров.
По данным Forrester, 65% покупателей в сфере B2B предпочитают искать информацию о продукте в интернете, а не узнавать ее у менеджеров. Как минимум половину рабочих сделок 25% клиентов совершают онлайн. Рынок B2C уже давно внедряет ecommerce, и клиенты хотят получить такой же опыт от продавцов в B2B.
В последние годы тренд на маркетплейсы активно внедряется на рынок B2B, где покупателями становятся ИП и компании. У этого сегмента свои особенности ведения бизнеса. Вот в чем заключаются основные отличия B2B от B2C:
Владельцы маркетплейсов учитывают потребности рынка B2B, чтобы площадка стала эффективным инструментом продаж. В итоге предприниматели получают следующие выгоды ↓
Удобный выбор поставщиков. Витрина маркетплейса дает покупателю хорошую обзорную точку. С ее помощью можно посмотреть всех поставщиков в одном месте и сравнить их продукты, цены и условия сотрудничества. Выбрать контрагента становится легче, потому что не надо заходить на сайт каждой компании и звонить в отдел продаж.
Крупный бизнес часто делает закупки на тендерах: публикует заказ на определенный продукт с описанием условий, а исполнители оставляют заявки. В итоге компании могут выбрать подрядчика, который максимально подходит для выполнения задачи. Например, поставщиков диджитал-услуг можно найти на тендерной площадке Workspace.
Организованный процесс закупок. По статистике Digital Commerce 360, треть респондентов получает более половины дохода от цифровых каналов — сайтов и мобильных приложений. Представители B2B-рынка понимают, что их клиентам нужны надежные онлайн-инструменты, которые позволят им отслеживать заказы и управлять счетами. Такими средствами становятся маркетплейсы, где можно закупать продукты на одном ресурсе.
Когда над проектом работает не один человек, а команда, важно, чтобы действия каждого участника сохранялись в одной системе. Маркетплейсы позволяют не только сократить количество операций, но и вести все процессы в едином окне. Например, сотрудникам не нужно пересылать документы с площадки на площадку, а еще можно отслеживать статистику эффективности закупок.
Упрощенный документооборот. Предпринимателям не нужно заключать отдельный договор с каждым покупателем — достаточно подписать одно соглашение с площадкой. Еще B2B-маркетплейсы выдают закрывающие документы: договор поставки, счет-фактуру, товарную накладную.
Удобные инструменты закупки. Для сферы B2B маркетплейсы предусматривают гарантии, удобные возможности оплаты в виде кредитного лимита, платежного процессинга и аналитики трат.
Помощь техподдержки. Если у покупателей возникнут вопросы, например по оформлению заказа или акциям, менеджеры маркетплейсов помогут разобраться. У предпринимателей и сотрудников компаний освободится время, которое они смогут потратить на другие бизнес-задачи.
Если целевая аудитория бизнеса — ИП и компании, B2B-маркетплейсы могут стать дополнительным каналом продаж.
Centra — маркетплейс для закупки рекламы с инструментами для медийного и перформанс-маркетинга. На платформе есть возможность подключить следующие продукты:
Programmatic-платформы, которые помогают закупать рекламу на различных ресурсах, рассчитанную на конкретную целевую аудиторию, — крупнейшая Soloway, обеспечивающая охватную и имиджевую рекламу, Nativity для таргетированной рекламы в телеграм-каналах, платформы для мобильной рекламы: Xapads, MobUpps и не только.
С Centra работают крупные и средние прямые рекламодатели, а также рекламные агентства. Средний бюджет на маркетинг у одного клиента составляет 50 млн рублей в год. Многие бренды ведут кампании непрерывно с помощью перформанс-инструментов и сезонно через медийные площадки.
Centra как B2B-маркетплейс дает клиентам следующие выгоды ↓
Все рекламные площадки и сервисы собраны на витрине. В Centra более 350 рекламных продуктов, которые представлены на отдельной странице. У каждой платформы есть карточка с необходимыми материалами: данные из медиакитов, кейсы, Q&A с популярными вопросами и ответами. Клиент может ознакомиться с этой информацией, чтобы понять, подходит ему инструмент или нет.
Вот как выглядит витрина ↓
Centra — первый маркетплейс, где есть рекламный инвентарь с открытыми условиями и данными о минимальном бюджете. Мы стараемся сделать рынок прозрачным, чтобы клиенты могли сразу подобрать подходящие продукты и не обращаться по каждому вопросу к менеджерам.
Можно легко закупить размещение рекламы. У клиентов есть два варианта работы: найти площадки и инструменты самостоятельно на витрине или обратиться к менеджеру, который поможет подобрать продукты под цели бизнеса.
Чтобы запустить кампанию, нужно пополнить баланс в рекламном кабинете на любую сумму. В Centra нет порога для входа, но у многих площадок и сервисов указан минимальный бюджет для запуска кампании.
По итогам месяца Centra фиксирует потраченные деньги и переносит остаток на следующий отчетный период. Еще клиент может перевести бюджетные средства на другие рекламные кабинеты и площадки, которые он закупает.
У нас есть дополнительные инструменты, которые делают процесс закупки удобным:
Можно легко и быстро оформить документы. Мы сделали оферту, которую клиенты принимают прямо в интерфейсе Centra. Рекламодателям не нужно готовить и подписывать много бумаг — можно подключать рекламные продукты уже в день регистрации.
В конце каждого месяца Centra оформляет закрывающие документы. Мы используем универсальный передаточный документ (УПД), чтобы объединить счет-фактуру и акт оказания услуг. Это экономит время на подготовку, проверку и учет материалов.
Клиенты не остаются один на один с проблемами. После регистрации в Centra к пользователю прикрепляют персонального менеджера. Это помощник рекламодателей на нашей платформе: он расскажет о ее возможностях, ответит на вопросы, поможет выбрать площадки для размещения, подключить новый продукт, оформить договор и выставить счета.
Кроме персональных менеджеров, в Centra есть сервис поддержки по продуктам. Если при работе с площадками и сервисами у клиента возникнут технические неполадки, он может задать вопрос специалистам прямо в интерфейсе. Например, рекламодатели часто обращаются со сложностями, которые связаны с настройками кампаний, их эффективностью и оплатами.
Мы постоянно обновляем набор рекламных площадок на витрине и функционал маркетплейса. Скоро запустим бенчи, рекомендательный поиск, возможность сравнивать продукты, отзывы и оценки.