В статье собраны ссылки на лучшие книги, статьи, видео, каналы, блоги, людей и курсы, которые знакомят с основами создания, продвижения и развития продуктов, практиками, мыслями и новостями продуктового мира. С составлением списка нам помог Илья Красинский, один из главных «продуктовых» специалистов в Росиии, работавший с 1000+ успешных компаний — от Альфа Банка и Ultimate Guitar до небольших стартапов.
Мы решили написать эту статью после нашего вебинара «Как агентству стать продуктовым», который провёл Илья Красинский и на котором он ссылался на многое из перечисленного ниже.
Краткое содержание вебинара:
- Что такое продукт и как он создаётся.
- Почему между агентствами и продуктовыми компаниями — пропасть.
- Что агентства делают не так сейчас и как им освоить продуктовый подход к разработке и маркетингу.
- Продуктовые инструменты и подходы: JBTD, unit-экономика и т.д.
- Илья Красинский. Автор курсов Product Heroes и «Как принимать продуктовые и бизнес-решения на основе метрик», методолог акселераторов ФРИИ, Яндекс.Старт, Qiwi Universe, Happy Farm по экономике продукта и метрикам и практикующий специалист, помогающий развивать продукты российским и зарубежным компаниям.
- Евгений Селивёрстов. Директор по развитию продуктовой культуры в МТС.
- Анна Булдакова. CEO and сооснователь Vektor AI, работала в Цукербуке и Яндексе (личный сайт).
- Ольга Шишенина. Руководитель IT и продуктового обучения Вконтакте.
Содержание статьи:
- Что читать: книги и статьи
- Что смотреть и слушать: видео, подкасты и ютуб-каналы
- За кем следить, где общаться: люди, каналы, сообщества
- Где учиться: курсы
- Шаблоны
- Цель. Процесс непрерывного улучшения, Элияху Голдратт, Джеф Кокс — одна из лучших книг по системному управлению.
- Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели, Эрик Рис — как дёшево и быстро проверять гипотезы, запускать MVP и улучшать всё, что вы делаете.
- Четыре шага к озарению, Стив Бланк — почему кастдев важнее, чем разработка продукта.
- Преодолевая пропасть. Как вывести технологический продукт на массовый рынок, Джеффри Мур — великолепная книга по стратегическому маркетингу для технологического продукта; кейсы из 90-х годов 20 века могут показаться старыми, но принципы с тех пор не изменились; показывает, что основная проблема развития — это не сам продукт, а его дистрибуция от ранних последователей в активное большинство (кривая Мура).
- Бережливый стартап, Эш Маурайи — как делать кастдев.
- Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги, Дэвид Майстер — читать всем, у кого есть агентство и кто оказывает услуги; управление процессами, доходностью, производительностью и т.п.
- Азбука системного мышления, Донелла Медуз — о фундаментальном понимании систем и как ими управлять.
- Спиральная динамика на практике. Модель развития личности, организации и человечества, Дон Бек — как управлять бизнесом или продуктом в меняющихся условиях.
- Логика неудачи, Дитрих Дёрнер — как принимать решения и почему люди ошибаются.
- RAT или Riskiest Assumption Test — интерпретация Ивана Замесина и хорошая статья на английском.
- Подборка книг от Анны Булдаковой с сегментацией по уровню: начинающий, джун, миддл и синьор/СРО. Там ещё статьи и шаблоны есть.
- Путь клиента, Джим Калбах — том, почему визуализация питает стратегию.
- Дилемма инноватора, Клейтон M. Кристенсен — книга о том, как крупные бизнесы прогорают, потому что дают клиентам то, чего они хотят.
- Теория и анализ систем, Попов В.П., Крайнюченко И.В.— для хороших зануд, чтобы раскачать системное мышление.
- Метафора того, что делают и как работают продуктовые команды
- Подкаст ProductSense
- Подкаст Матемаркетинг
- Канал Ильи Красинского
- Что такое стратегия и как её управлять
- Вебинар «Как агентству стать продуктовым»
- Ютуб-канал Shreyas Doshi, стратега и аналитика в Salesforce
- Skip podcast от Nikhyl Signhal, продакта и основателя Skip community
- Подкаст Lenny Rachitsky: интервью с мировыми экспертами в продуктах и развитии
- Телеграм-канал Growth, marketing & product, analytics Ильи Красинского
- Телеграм-канал Ивана Замесина
- Телеграм-канал No flame no game Анны Булдаковой
- Телеграм-канал Глеба Кудрявцева
- Телеграм-канал GoPractice Олега Якубенкова
- Сообщество Product Sense
- Телеграм-канал Матемаркетинг
- Телеграм-канал Шмит 16
- Телеграм-канал Егора Данилова Продакты не нужны
- Темнографика Аркадия Морейниса и его разборы стартапов
- Andrew Chen, партнёр в Andreessen Horowitz
- Casey Winters, помогает техническим компаниям расти и развиваться
- Как делать продукт — курс Ивана Замесина.
- Знания и навыки для создания и развития продуктов — курс Олега Якубенкова.
- ProductHeroes — курс Ильи Красинского.
- Курс для руководителей продуктовых команд — курс Анны Булдаковой.
- Шаблон Ильи Красинского Как считать юнит-экономику
- Шаблоны от Анны Булдаковой: OKR и цели, стратегия и т.д.
Чтобы не пропускать наши статьи, подпишитесь на этот блог, наш Телеграм-канал или группу ВКонтакте.