Как правильно маркировать рекламу без штрафов и психиатра: полный гайд с пошаговой регистрацией

2023-08-29 15:44:13 Время чтения 11 мин 4474

Маркировка рекламы – интересный предмет: меньше рекламы ставок будет, а может и нет. А если серьезно, то согласно закона №346-ФЗ «О рекламе» теперь практически вся реклама, которую вы видите в интернете, должна маркироваться. Касается это только рекламы на территории Российской Федерации.  

Теперь в обиходе маркетологов появились 2 новых термина: ОРД и ЕРИР.

Ху из ОРД?

ОРД (оператор рекламных данных) – это компания, которая собирает информацию от всех участников цепочки рекламного размещения и передает ее в ЕРИР. Операторы ОРД собирают всю информацию (договора, акты, рекламные объявления и т.д.), после чего передают их в ЕРИР.

На сегодняшний день Роскомнадзор официально представил 7 операторов:

• «Лаборатория разработки» (Сбер),

• «Яндекс Оператор Рекламных Данных» (Яндекс),

• «ВК Рекламные Технологии» (VK),

• «ОЗОН ОРД» (Озон),

• «МедиаСкаут» (МТС),

• «Первый ОРД» (Вымпелком),

• «ОРД-А» (Амбердата).

Если вы планируете рекламироваться на Озоне или в ВК, то вам не нужно отдельно выбирать ОРД. Площадки имеют собственных операторов, поэтому получить токен там – минутное дело. Также стоит отметить, что эти ОРД не работают с другими площадками. То есть, к примеру, через ОРД Яндекса вы не сможете получить токен для рекламы напрямую у блогера. Для этого придется выбрать другого оператора.

Как зарегистрироваться в ОРД?

Допустим вы – малый бизнес. Можно, конечно, обратиться в агентство и снять с себя это всё, или сплавить эту обязанность на того, кто будет эту самую рекламу рекламировать, но если бюджеты поджимают, то приходится всё делать ручками. Итак, вы решили самостоятельно получить токен для своих креативов. Покажем на примере Лаборатории разработки от Сбера (это не реклама, просто они первые в списке). Особо операторы ничем не отличаются, так что выбрать можно любой.

Для начала нужно зарегистрироваться. Если будете регаться в Лаборатории разработки, то сразу учтите, что пароль должен быть 16 и более символов. Мы тупили минуты 3, пока дошло, в чём же, собственно, была ошибка.

Вот так выглядит профиль пользователя. Функционал пока в бета-режиме работает, но пошариться по страницам можно уже сейчас

Тестовая среда выглядит так:

Чтобы в неё попасть, нужно для начала кликнуть на "Получить доступ в тестовую среду", ввести данные и зарегистрироваться.

Для начала регистрируем компанию:

Для теста зарегистрировались как физическое лицо.

Затем добавляем договор:

И затем уже в ход идут креативы:

Главное - правильно указать код ОКВЭД. Погуглите, какой код у вашей сферы деятельности, чтобы не налажать.

После всех манипуляций вот он - токен:

Используйте его во всех своих рекламных креативах. Только запомните: 1 токен - 1 реклама. Вы не сможете использовать один и тот же маркер для разных клиентов.

Что такое ЕРИР?

ЕРИР (единый центр интернет-рекламы) – это система, которая регистрирует все виды интернет-рекламы. Система подконтрольна Роскомнадзору, поэтому съехать уже не получится.

Зарегистрироваться можно через Госуслуги. Сюда и вы как клиент, и блогер, которые разместил вашу рекламу, должны отправлять данные.

Сюда вы вводите ключ и смотрите всю информацию по рекламе:

Что не облагается рекламой?

Настоящий Федеральный закон не распространяется на:

1) политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;

2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;

8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Также не нужно создавать токен для е-мейл-рассылок по закрытой базе. Всё остальное - будьте добры, получайте токены.

Что вообще считается рекламой?

Правила для российского законодательства новые, поэтому всё до мелочей не продумали. Но мы не отчаялись и обратились напрямую в ФАС. Кто как не они должны знать, что является рекламой, а что нет? Вот и мы так подумали.

Согласно заявлениям Федеральной антимонопольной службы, рекламой считается представление товара или услуги со всех сторон в выигрышной позиции.

То есть, если вы рассказываете, какая классная щетка для зубов, как круто она избавляет от налёта и массажирует дёсна – это реклама. Но если вы расскажете, что купили зубную щетку по рекомендации врача, которая заменит вам поход к стоматологу на профессиональную чистку, то это с большой долей вероятности рекламой не будет.

Если вы призываете купить определенный тур в Турцию и говорите, что в агентстве «Белый бегемот» самые классные условия, то это считается рекламой. Если же вы пишете, что купили путёвку в Турцию, где всё включено на троих за 30к рублей и круто отдохнули, то рекламой это вероятнее всего не будет.

То же самое касается личных, кулинарных, новостных блогов. Если у вас канал, например, в Телеграм, и к вам обратились с просьбой разместить на своём канале упоминание о другом канале – это не реклама.

Комментарий представителя ФАС в ВК

Кто определит, где реклама, а где нет?

А вот тут начинается самое интересное. По факту контролировать это никто не будет. Размещайтесь где хотите, и как хотите. Но если на вас пожалуются, дескать, вы рекламу размещаете без маркировки, и при проверке ФАС действительно будет обнаружено, что это РЕКЛАМА, то будет штраф. Ну и с каждой такой поимкой масштаб штрафов будет увеличиваться.

Федеральная антимонопольная служба будет реагировать на каждую жалобу и тем самым прорабатывать все случаи, когда реклама считается рекламой, и когда нет.

И тут вывод прост: хотите отдавать много денег – не указывайте токен. Не хотите – будьте добры, запарьтесь по этому поводу.

В ВК ФАС создали свой подкаст, в котором представители отвечают на все вопросы, касательно рекламы. Формат не самый удобный, но другого нет, поэтому выбирать не приходится.

 Преимущества и недостатки данного новшества

К преимуществам можно отнести прозрачность рынка рекламы. Токен - это гарант того, что компания зарегистрирована и платит налоги. То есть в случае чего - вас не кинут, а всегда можно будет обратиться в суд.

В Германии, например, везде должна быть маркировка. Хоть Россия и не Германия, но рынок рекламы пора бы взять под контроль, а то что только не продают.

Ну, а к недостаткам можно отнести увеличение стоимости рекламы, так как ОРД работают не за даром. Да и компании, которые будут брать на себя все эти задачи по регистрации токенов, тоже будут не бесплатными.

Ну, выбирать не приходится. Либо штраф платить, либо закладывать на рекламу чуть больший бюджет.

К слову, компания Rocket Station возьмёт на себя всё оформление вашей рекламы: от создания токенов и регистрации до подбора площадок. И сайт запилить можем. И приложение. У нас полный фарш услуг.