Всем привет! В этом году запустили подкаст о факапах в бизнесе с сооснователем и управляющим директором ПланФакта Алексеем Боевым. Проект рассказывает, как и почему предприниматели совершают ошибки и какие жизненные уроки выносят из ситуаций.
В этом выпуске подкаста Евгений Чернов, владелец экспертного лейбла «Тишина», рассказал, как основал 13 компаний на партнерствах, как провалился с бизнесом на паркете, потерял партнера, которому доверял, но спустя время нашел себя и свое призвание. Мы расшифровали интервью и превратили его в рассказ.
Свою карьеру я начал в Ульяновске — работал в отделе рекламы на заводе. В диджитал мир затянуло в 2007 году. Начинал с продаж ИТ-продуктов. Быстро стал топ-менеджером — работал на позициях директора по развитию и директора по маркетингу в БюроБюро, qb.digital, MST.
В 2016 году запустил первый бизнес — агентство мобильной разработки Makers на базе агентства MST.
Следующей компанией был косметологический стартап — площадка, которая объединяла косметологов и моделей. С одной стороны — косметологи и производители косметики, которые постоянно нуждались в моделях. С другой — люди, которые хотели получать услуги бесплатно.
В совокупности в 2017 году я запустил 13 бизнесов, как производственных, например, линейка паркета «Русская классика», так и цифровых — PR-агентство для компаний диджитал-рынка, студия по разработке сайтов. Каждый из проектов создавался за счет нетворкинга. Я не вкладывал в них собственных денег, а добивал компетенции за счет грамотных партнеров.
Например, когда пришла идея запустить проект по PR-сопровождению агентств и стартапов fbr.agency, я пригласил партнером PR-директора БюроБюро Анастасию Каримову. Я отвечал за процессы и продажи, Настя — за производство.
Во времена серийного предпринимательства у меня было 2 болевых точки: невнимательность и недостаток терпения. В одном из случаев они стали причиной эмоциональных и финансовых потерь. В 2016 году Виктор (назовем его так) предложил создать интернет-магазин паркета. Он бы отвечал за продажи и поставки, я — за разработку сайтов, рекламный трафик и лидогенерацию.
Так появился бренд ParketMe. БюроБюро сделали концепцию сайта. Мы с третьим партнером Борисом разработали ИТ-структуру, построили бизнес-процессы, запустили рекламу и начали получать заявки.
Задачей Виктора было довести лиды до продажи, закупить товар у поставщиков и отгрузить его клиентам. Прибыль делилась на всех в процентном соотношении.
Клиентов было много, рынок оказался растущим. Эта история захватила меня, и мы решили запустить производство паркетной доски под собственным брендом «Русская классика». Нашли сырье, купили пилораму, арендовали склад и производственное помещение.
Роли в компании распределялись так:
— Я занимался нетворкингом, например, искал дизайнеров для производства продукта, выстраивал коммуникации и бренд.
— Борис занимался ИТ-частью: сайт, SEO, трафик.
— Виктор — поставщиками, продажами, отгрузками.
Управленческий учет не видели, только посмертный бухгалтерский.
Денежные потоки и и обязательства были на стороне Виктора.
За отгрузками не следил. Бизнес строился на доверии.
У меня большая аудитория в социальных сетях, и, конечно, каждый новый проект продвигал у себя на страницах.
Однажды мне позвонил товарищ — он сделал заказ на паркет, но за месяц так его и не получил. Я еду в офис, узнаю детали — проблема за 2 недели решается. Но появляется новая — я начинаю сомневаться в чистоплотности Виктора.
И не зря. Оказалось, что партнер вытаскивал деньги из оборота на нужды под исполнение какого-то большого контракта, который так и не состоялся. Мы попали в ситуацию, когда скопилось невероятное количество неисполненных обязательств перед клиентами. А денег на обеспечение контрактов не было.
Я получил не только финансовые потери, но и репутационные — ведь рекламировал бизнес среди друзей, коллег, партнеров.
Вместе с Борисом и при помощи юристов мы вышли из ООО, при этом взяв все долговые обязательства на себя. Их впоследствии помогли исполнить ребята из другой компании. Это дорого обошлось мне в денежном и эмоциональном плане.
А мою долю в итоге выкупил Борис. Сегодня это компания с оборотом в 250 млн рублей.
Виктор в итоге нарвался на людей, которые не стали прощать мошеннические схемы, и подали на него коллективный иск в суд. Он получил тюремный срок.
Нельзя оголтело верить всему. Нужно обязательно договориться с будущим партнером, кто за что отвечает и в каких процентных соотношениях. Я этого не сделал, и в первый же кризис договоренности посыпались. Нельзя идти в предпринимательство без подушки безопасности. Запас денег на 6-12 месяцев жизнь — обязательный минимум. Особенно если ты семейный человек. Если бизнес начнет умирать, тебе нужно:— От 3 месяцев, чтобы его закрыть без репутационных потерь среди сотрудников, клиентов, поставщиков.— От 2 месяцев, чтобы найти работу или новый источник дохода.
А еще закрытие бизнеса грозит предпринимателю депрессией, эмоциональным выгоранием, самоедством. Эти состояния тоже требуют времени, чтобы выйти из них.
Эта ситуация и другие проекты научили меня планировать риски и видеть их издалека. Я стал жестко контролировать цифры и занялся финансовым учетом, чтобы понимать, в каком состоянии находится бизнес, видеть денежные потоки и своевременно реагировать на различные изменения.
Вот такой вот план действий при факапе:
— выяснить, откуда все началось;
— понять, почему это произошло:
— придумать решение.
Например, в начале марта банк снизил мой овердрафт с 1 млн до 10 000 рублей. Через 3 дня мне нужно оплачивать рекламу. Что я сделал? Взял свои деньги, положил на расчетный счет и оплатил контракт.
Выдерживать высокий уровень ответственности и неопределенности — моя компетенция как предпринимателя. Это именно то, что отличает собственника бизнеса от наемного сотрудника.
К 2023 году я вышел из большинства партнерств и продал свои доли бизнесов. В этом же году запустил продюсерский лейбл «Тишина». Компания занимается продвижение экспертов в цифровых технологиях и их бизнесов — создаем контент и генерируем лиды.
Почему «Тишина»? Я консультировал компанию, которая занималась торгами по банкротству, по поводу медийности и предложил им создать сообщество для своей аудитории под названием «Тишина». Это было прямое попадание в цель. Тема банкротства — социально неодобряемая вещь. А люди в этой теме любят тишину.
Идею не реализовали, и я забрал ее себе для агентства по продвижению экспертов. Все просто. Смыслы любят тишину, их создание требует тишины внутри.
Предпринимательство — это не легкая и романтичная история про «успешный успех» с инфоцыганских курсов. Это большие риски, огромный труд и обязательства.
Как собственник компании, в первую очередь, ты берешь ответственность за благополучие своих сотрудников, а также отвечаешь перед клиентами, партнерами и поставщиками.
Если нет опыта в предпринимательстве, не стоит сразу начинать им заниматься. Нужно окончить университет — это научит добывать знания, общаться с людьми. Далее выйти на работу, чтобы, как банально это не звучало, научиться работать и увидеть, как бизнес функционирует изнутри. Лучше выбирать компании с выстроенными бизнес-процессами. Не обязательно крупную корпорацию, подойдет стартап или малый бизнес.
Факап-подкаст — это откровенный проект о провалах в бизнесе. Мы хотим показать, как предприниматели совершают ошибки, что чувствуют, почему это происходит, как потом удается преодолевать провалы, чем такие истории заканчиваются. Мы не рассказываем, как стать предпринимателем, а показываем, как не перестать им быть, если что-то пошло не так.
Форматы и кейсы «успешного успеха» не рассказывают про реальные трудности и преодоления бизнеса. Задача подкаста — исправить это.