Как мы разработали новое меню «Азбуки вкуса» для маленьких покупателей

2023-10-13 12:05:57 Время чтения 13 мин 2160

Команда КБ-12 провела исследование и выяснила, какие блюда одобряют и дети, и родители, и эксперты

Семьи с детьми часто покупают готовые блюда, поэтому ретейлер «Азбука вкуса» решил обновить линейку готовой еды «Азбука Life Kids» и сделать ее разнообразнее и привлекательнее. Чтобы выяснить, какими должны быть блюда, «Азбука вкуса» обратилась в группу компаний КБ-12. Как удалось провести исследование и составить идеальное меню для маленьких покупателей, Sostav рассказала команда KB-12 RESEARCH.

В чем особенности работы с детьми

Команда KB-12 RESEARCH — эксперты в области исследований с детьми, подростками и их родителями. Команда работала с исследованиями этих аудиторий с крупнейшими брендами детского питания, ведущими сетевыми ретейлерами, банковскими продуктами для детей и подростков и компаниями по производству игрушек.

 Ольга Сорокина
Директор качественных исследований KB-12 RESEARCH
Дети думают и поступают иначе, чем взрослые, у них другие ценности и интересы. Но при этом их желания и потребности зачастую влияют на решения их родителей о покупке. Важно, чтобы в исследованиях участвовали психологи и педагоги, которые умеют слышать и слушать детей, находить достоверные инсайты, поскольку дети легко считывают ожидаемые ответы и могут фантазировать, не высказывая то, что по-настоящему думают. В работе с детьми необходимо учитывать поколенческие теории. Например, Z и Альфа с рождения вовлечены в мир технологий и не представляют жизнь без гаджетов. Поэтому мы используем игровые методы и уникальные персонализированные методики.

Какая задача стояла перед командой KB-12 RESEARCH

Рынок готовых блюд для детей быстро растет, но он устроен хаотично. Качественных исследований, которые отражают его состояние, мало.

За последние годы несколько ретейлеров запустили собственные линейки готовой еды, и детские блюда есть далеко не в каждой из них. Отчасти это связано с тем, что требования к детскому питанию строже, чем к взрослому: это касается и законодательства, и требований со стороны покупателей.

В KB-12 RESEARCH провели полноценное исследование, чтобы понять, какие блюда хотят видеть на полках дети и родители. Вот какие цели стояли перед командой:

  1. изучить паттерны детского питания у целевой аудитории: семей из Москвы с детьми старше трех лет;
  2. получить рекомендации экспертов по детскому рациону (ведущих педиатров, нутрициологов и эндокринологов);
  3. выстроить схему покупательского поведения при выборе детских продуктов;
  4. понять, с какими проблемами сталкиваются родители при выборе блюд;
  5. выяснить, какие блюда считают привлекательными дети и родители;
  6. понять, как должна выглядеть упаковка.

Как было устроено исследование

Исследование заняло месяц и проводилось в два этапа. На первом этапе команда провела интервью с экспертами и родителями.

По итогам первого этапа удалось понять, какими должны быть блюда по мнению экспертов и родителей. На основе полученных инсайтов бренд-шеф «Азбуки вкуса» составил меню из более чем 30 блюд готовой кухни: завтраков, основных блюд, десертов и других.

На втором этапе команда исследовала детские предпочтения в формате очных фокус-групп. В исследовании участвовали дети разных возрастных групп: 6—7 лет, 8—9 лет и 10—11 лет. Команда организовала дегустацию приготовленных бренд-шефом блюд.

Сначала исследователи расспросили детей об их вкусах: узнали, какие продукты они любят, а какие — нет, что просят у родителей на завтрак, обед и ужин, чем предпочитают перекусывать в течение дня. Затем детям дали попробовать блюда, минимум три, но можно было и больше. Для оценки блюд им выдали стикеры и попросили ответить на вопросы, чтобы заполнить анкету по каждому блюду. Анкета помогла понять, что дети думают о консистенции блюд, вкусе, размере и других критериях.

Что о готовой еде думают эксперты

Эксперты помогли понять, какой должна быть детская еда с научной точки зрения. Вот несколько инсайтов, которые получила команда в ходе бесед с ними:

  1. Родители — ориентир для ребенка, в том числе во всем, что касается питания. Если взрослые питаются разнообразно и полезно, у ребенка с большей вероятностью сформируются правильные пищевые привычки.
  2. Приемы пищи в течение дня сильно отличаются друг от друга. Например, завтрак должен быть насыщен белками, жирами и углеводами, а на ужин ребенку лучше давать легкую пищу с клетчаткой.
  3. В рационе многих современных детей слишком много сладкого. Чтобы исправить ситуацию, стоит заменять привычные сладости на фрукты и ягоды, а также использовать фруктовые сиропы.

Вот некоторые инсайты из бесед с родителями

Родители рассказали, как они относятся к идее готовой еды и как выбирают ее для своих детей. Оказалось, что респонденты в целом открыты к покупке готовых блюд и часто их покупают. Особенно актуально такое решение для тех, кто не успевает готовить во время рабочих будней. Также готовая еда выручает в ситуациях, когда ребенку сложно угодить: если ему понравилось что-то из готовых блюд, родители продолжат это покупать.

  1. Готовая еда должна быть похожа на домашнюю и по составу, и внешне. Родители выбирают привычные и понятные блюда, приготовленные щадящими способами (например, на пару) из натуральных ингредиентов.
  2. Большинство родителей понимает, что в рационе ребенка должно быть много клетчатки. Они ищут способы давать детям больше овощей, и это влияет на выбор блюд.
  3. Родители часто выбирают блюда по принципу «возьму то, что ребенок точно будет есть». Это еда, которую ребенок уже пробовал и постоянно ест дома.

В целом для родителей важно, чтобы дети питались правильно, но иногда они покупают фастфуд: например, когда хотят порадовать ребенка или не успевают придумать, чем его накормить.

Что хотят есть дети

По итогам фокус-группы с детьми удалось выявить как общие паттерны, так и отличия, свойственные разным возрастным группам.

Например, дети 6—7 лет консервативны и зависят от воли родителей: они выбирают блюда, которые схожи с домашней кухней и с меню детского сада или школы. У них есть интерес к фастфуду, но слабый: чаще всего они выбирают картошку фри, пиццу или сладости.

В целом им нравятся однородные и мягкие текстуры и простые рецепты, они избегают сложных блюд с ярким специфическим запахом и вкусом.

Дети 8—9 лет более рациональны и рассудительны в выборе еды. Они готовы пробовать новое, расширять свой рацион. Это переходный возраст — от консерваторов к новаторам. Например, они с большей охотой пробуют разные текстуры и пикантные, острые вкусы.

Дети 10—11 лет уже активно интересуются «взрослой» едой, им интересно пробовать популярные блюда современной гастрономии: роллы, поке, пасту и другие блюда. Они открыты новому и предпочитают сложные текстуры, ярко выраженные вкусы и ароматы.

Другие инсайты справедливы для всех возрастных групп:

  1. Дети любят выпечку: панкейки, блинчики и оладьи.
  2. Интересуются новыми фруктами и ягодами, например манго, но в выборе овощей консервативны: хотят есть помидоры, огурцы и морковь.
  3. Любят классические блюда: макароны, курицу с рисом, пюре с котлетой, куриный суп с лапшой и борщ.
  4. Интуитивно выбирают для себя рацион, который соответствует рекомендациям экспертов. Исключение — перекусы и фастфуд.
  5. Хотят, чтобы еда была красивой, ценят игровое оформление. Дети постарше воспринимают это как проявление заботы и внимания со стороны родителей.
  6. Мы заметили, что для насыщения детям достаточно одного блюда: либо суп, либо второе. Но обязательно должен быть напиток: чай, компот или морс.

Какие выводы сделала «Азбука вкуса»

Анастасия Медведева
Ведущий нутрициолог «Азбуки вкуса»
При разработке новой линейки нам было важно учесть предпочтения разных детских возрастных групп: понять, как они воспринимают новые и необычные ингредиенты, какие выбирают порции. Вместе с KB-12 RESEARCH мы провели большое качественное исследование и внесли корректировки в меню. Мы благодарны коллегам за проделанную работу и надеемся, что наши маленькие покупатели оценят новые готовые решения.

Вот что учли в команде «Азбуки вкуса» по результатам исследования:

  1. Сформировали новое меню «Азбука Life Kids» для линейки из 16 блюд.
  2. Скорректировали размер блюд. Слишком маленькими порциями дети не наедаются, слишком большие не хотят есть или не доедают.
  3. Изменили упаковку. И дети, и родители хотят, чтобы блюда продавались в прозрачной упаковке и были видны полностью.
  4. Обновили дизайн упаковки. Оказалось, что персонажи, которые были на упаковке ранее, не привлекают детей ни младшего, ни старшего возраста.
  5. Задумались об изменении навигации в магазине. Для покупателей важно, чтобы детские блюда было легко найти. Сейчас создана отдельная зона для маленьких покупателей.
  6. Учитывая интерес детей к блогерам, для продвижения новой линейки блюд «Азбука вкуса» пригласила Милану Хаметову стать амбассадором.

Меню серьезно обновили: например, теперь там есть куриный бризоль с картофельными дольками и соусом, кокосовые панкейки с чернично-банановым соусом и пицца на вафле. Все блюда из нового меню не только понравились детям и родителям, но и устроили экспертов по составу и способу приготовления.