1 ноября компания «Инносети», разработчик платформы сопровождения страхования грузоперевозок «Цунами», провела в Москве конференцию, посвященную управлению качеством услуг и повышению доли рынка для страховых и логистических компаний за счет страхования.
Всего на площадке РБК Центр Событий собралось 250 участников рынка: страховые, логистические и ИТ-компании.
В рамках деловой программы лидеры рынка страхования и логистики представили лучшие бизнес-кейсы, а исследовательские агентства — свежие оценки текущего состояния рынка грузоперевозок и его страхования, прогнозы и перспективы развития до 2026 года. Так, по данным MA Research, за девять месяцев 2023 года объем всего рынка транспортно-логистических услуг составил 5,5 трлн рублей. Аналитики отмечают, что сегмент транспортных услуг растет, увеличиваются дальность перевозок и размер грузооборота, повышается роль автотранспорта в коммерческом секторе.
В MA Research выделили 4 основных тренда рынка
транспортно-логистических услуг:
1. перестройка логистических цепочек для адаптации к новым условиям;
2. повышение тарифов в результате растущего спроса на внутрироссийские перевозки;
3. резкий рост стоимости аренды и хранения из-за увеличившегося дефицита складских мощностей;
4. формирование запроса на полный комплекс логистических услуг.
По прогнозам экспертов, в 2023-2026 годах средний прирост рынка транспортно-логистических услуг составит 12% в год. Наибольшее увеличение ожидается по итогам текущего года (+17,8%), в дальнейшем возможно снижение динамики вплоть до 2026 года.
Текущий объем рынка автомобильных грузоперевозок по итогам 3-х кварталов оценивается почти в 1,3 трлн рублей, из них 74% приходится на сегмент FTL (прямые машины), 18% — на LTL (сборные грузоперевозки), 8% — на КГТ (крупногабаритные грузы). К концу 2023 года эта цифра достигнет уже 1,7 трлн рублей.
В 2021-2023 годах рынок прирастал на +24% ежегодно, с 2023-го до 2026-го темпы роста снизятся до +12%. Согласно экспертным прогнозам, к концу этого периода общий объем составит уже 2,4 трлн рублей.
Рост рынка 2022 и 2023 годов связан со значительной перестройкой и изменением географии грузопотоков — ростом доли внутрироссийских перевозок. Ожидается, что ее увеличение продолжится до 2026 года.
Эксперты отмечают возникшие отраслевые риски: дефицит большегрузных средств (рынок FTL стал «рынком продавца») и складских площадей из-за перестройки логистики, недостаток водителей и грузчиков для перевозки и обработки грузов. В таких условиях инструменты страхования в логистике приобретают все большую актуальность.
Шеф-редактор отдела экономики РБК Иван Ткачев привел консолидированный прогноз на 2023-2026 годы. Согласно представленным данным, в 2022 году рынок страхования грузоперевозок составил 31,6 млрд рублей, а по итогам 2023-го может достичь 38,2 млрд (+20,8%) с потенциалом увеличения в 2026-м до 110 млрд рублей.
Ключевые игроки отрасли — лидеры российского рынка страхования — также представили экспертную оценку, согласно которой потенциальный объем рынка страхования грузоперевозок в 2026 году может достигнуть 120 млрд рублей.
Согласно обзору экспертов и результатам опросов участников рынка, отраслевые риски выросли практически по всем аспектам страхования:
● на 25% — число ДТП с участием большегрузных транспортных средств;
● на 30% — количество претензий клиентов на одну перевозку;
● на 200% — средняя сумма претензий от клиентов;
● на 200% — объем выявленных схем страхового мошенничества.
В то же время, по данным страховых компаний, потенциал для страхования грузоперевозок превышает текущие показатели 2023 года более чем в 2,5 раза. Средний уровень проникновения его по отрасли колеблется в широком диапазоне от 5% до 85%.
Эксперты выделяют 3 основных драйвера роста страхования в 2024 году:
1. увеличение среднего чека (потенциал до +50% объема);
2. высокое проникновение страхования (потенциал до +20% объема);
3. страхование новых рисков (потенциал до +20% объема).
В рамках конференции определены 7 трендов — стандартов отрасли в 2023 году:
1. Автоматизированные выплаты клиентам при наступлении определенных триггерных событий (например, при нарушении сроков логистической компании).
2. Выплаты клиентам от нескольких часов до нескольких дней от момента фиксации страхового случая.
3. Применение скоринговых инструментов для определения справедливой стоимости каждой перевозки.
4. Передача «роботам» страховых случаев на рассмотрение и урегулирование.
5. Использование искусственного интеллекта для повышения качества коммуникаций с клиентами.
6. Математический анализ и распознавание фотографий для вычисления случаев страхового мошенничества и определения характера повреждения грузов.
7. Непрерывный анализ показателей клиентской удовлетворенности для управления атрибутами страхового продукта в постоянном режиме.
Результаты исследований и обзора рынка, представленные на конференции, подтверждают, что страхование грузоперевозок уже стало неотъемлемым стандартом отрасли, особенно в массовых сегментах логистики — в сборных грузах (LTL), курьерской доставке и экспресс-доставке. Более 80% клиентов логистических компаний оформляют страховые полисы и пользуются страховыми продуктами.
Доступный потенциал на рынке страхования всех грузоперевозок составляет около 80 млрд рублей, что в несколько раз выше текущего объема страховой премии, отражаемой в аналитике ЦБ РФ. Отраслевые риски с 2021 года выросли более чем в 2 раза без соответствующего увеличения объема страховой премии. За последние два года на рынке появилось значительное количество новых страховых продуктов и сервисов, в том числе с использованием искусственного интеллекта и математической статистики.
После обзора актуальных данных и трендов рынка представители крупных страховых и логистических компаний, а также цифровых платформ поделились своими лучшими бизнес-кейсами и ответили на волнующие индустрию вопросы. С презентациями и докладами спикеров можно ознакомиться на сайте конференции.
Организатор «InnoConf Логистика: Кейсы. Партнеры. Решения» — ИТ-компания «Инносети», разработчик блокчейн-платформы страхования в России. Партнер конференции — РБК Events.
Информационные партнеры конференции
Информационные партнеры в отрасли страхования
Информационные партнеры в железнодорожной отрасли
Информационный партнер в логистической отрасли
Информационный партнер в отрасли грузоперевозчиков
Информационный партнер в морской отрасли