Возможности алгоритмов поисковых систем велики - они способны совершать мыслительные процессы гораздо быстрее и эффективнее человека. Однако определить, насколько сайт качественный и удобный для пользователя, могут не в полной мере. О том, как сделать сайт качественным по версии поисковых систем - в статье от Demis Group.
Для Яндекса качественным будет являться ресурс, который соответствует тому, чтобы быть в топе поисковой выдачи по какому-либо ключевому запросу.
Определяют это соответствие поисковые системы по определенным критериям. Например, по данным о действиях пользователя, которые собирают с помощью набора инструментов искусственного интеллекта. И исходя из этого сайты сортируются по запросам в поисковой выдаче. Данный процесс называется ранжированием.
Таких критериев, то есть факторов ранжирования, сотни или даже тысячи. Точного числа и списка параметров нет, так как поисковые системы не раскрывают их полностью. Но в общем их можно классифицировать на 3 большие группы:
1. По авторитетности
Однако первый подход сейчас уже является неактуальным. Это обосновывается тем, что на математику алгоритма можно повлиять, а также в системе есть уязвимости. А учитывать только внутренние и внешние факторы не очень эффективно, так как на них можно оказать серьезное воздействие с помощью сервисов, автоматизирующих покупку ссылок и анализирующих семантику текстов.
Ввиду этого, поисковые системы активно развивают метрики, анализирующие поведение пользователей сайта.
Благодаря вышеперечисленным инструментам поисковые системы получают информацию, необходимую им для изучения поведенческих факторов. Но в различных тематиках каждый из факторов может иметь иную значимость. То есть в какой-то из групп определяющим критерием оценивания будет, например, время просмотра сайта. В то время, как в другом случае, где пользователю для получения ответа на интересующий вопрос достаточно одного взгляда на страницу, время пребывания не будет иметь значение. Именно поэтому важно интерпретировать и сегментировать данные на этом этапе. Кроме этого можно применять подход с машинным обучением, при котором в формулу ранжирования корректировки вносит асессор (человек, который оценивает качество сайта). Но стоит помнить, что мнение специалиста будет субъективным.
Количество кликов имеет большое значение при ранжировании, но и тут имеется противоречие. На сайт чаще кликают, если его позиция в поисковой выдаче выше, но чтобы подняться в ней, нужно, чтобы кликовые факторы были хорошими.
Стоит понимать, что количество кликов может зависеть и от типа, и от тематики самого запроса. На кликабельность сниппета также влияет и его непосредственное расположение на странице, которую выдают поисковики.
Ниже приведем несколько важных советов, которые помогут совершенствовать и контролировать сниппет:
Рассмотрим примеры сниппетов:
В первом случае tittle, помимо ключевой фразы «доставка продуктов» содержит также информацию о скидке, что несомненно привлекает клиентов.
Также в описании обоих сайтов присутствует главная информация о доставке и ее скорости. Однако сниппет сайта Мегамаркета более подробный, он содержит больше информации, например, о графике работы 24/7, что сразу выделяет преимущество. Также прямо там можно найти промокод, который мотивирует пользователя сделать заказ на выгодных условиях. А в описании Яндекс Маркета просто повторяются одни и те же фразы.
Стоит отметить положительный аспект у двух сайтов — это блок с быстрыми ссылками, по которым можно сразу перейти на интересующим раздел. Также они увеличивают размер сниппета, что привлекает к нему внимание.
Поисковые роботы отслеживают число переходов на сайт с выдачи, а также количество возвратов с сайта обратно в поисковик. Первый показатель дает сайту дополнительный балл, а второй, наоборот, его отнимает.
Существуют исключения, когда показатель учитывается по-другому. Например, если запрос ориентирован на изучение нескольких ресурсов, чтобы сравнить цены или выгодность предложений (сайты интернет-магазинов, банков и т.д.). Но таких запросов очень мало, всего около 3% из всех.
Советы для совершенствования показателя поведения пользователей:
К этому показателю относят количество отказов, время проведенное на сайте, глубину просмотра и прочее.
Показатель отказов (bounce rate) — одна из метрик, отражающая процент посетителей, которые задержались на сайте менее чем на 15 секунд. В Яндексе этот показатель считается удовлетворительным при значении до 20%. Если это число сильно выше, то возможно сайт является не очень удобным и информативным для пользователя. Количество отказов следует снижать путем совершенствования дизайна, навигации, технических характеристик, в общем — повышения юзабилити. Ведь главная задача лендинга — превратить посетителя в покупателя.
Также важный показатель — это время, проведенное на сайте. Он отражает то, насколько качественно и интересно содержание интернет-ресурса. Полезность сайта для клиента гарантирует, что он захочет возвращаться на него несколько раз.
Еще связанный с предыдущим показатель — глубина просмотра. Он отражает количество страниц, просмотренных пользователем за одну сессию на сайте, что также свидетельствует об интересе к ресурсу.
Важной характеристикой поведения пользователя на сайте является движение курсором и перемещения по странице. Эту информацию собирают поисковые роботы, чтобы построить тепловую карту внимания, которая помогает ПС обнаружить попытки накрутить поведенческие факторы с помощью ботов. Например, накрутку можно определить по отсутствию или идентичности движений мышкой, так как реальный пользователь, в отличие от бота, двигает курсором хаотично.
Из этого следует, что имитировать действия живого человека довольно трудно, и так лучше не делать. Потому что есть риск загнать сайт под фильтры, и вместо желаемой оптимизации получить потерю позиций в поисковой выдаче.
Если у компании есть аккаунты в социальных сетях, то их очень важно указать на сайте. Клики пользователей по социальным сигналам увеличат количество подписчиков и репостов, и, что немаловажно, повысят качество интернет-ресурса в глазах поисковых систем.
Что поможет улучшить поведенческие факторы ранжирования сайта?
В заключение стоит отметить, что поисковые системы способны эффективно анализировать собранную ими информацию о поведенческих факторах ранжирования. Поэтому делать нечестные действия и накрутки не рекомендуем, так как риски столкнуться с санкциями и потерей рейтинга очень велики.
Чтобы действительно качественно улучшить поведенческие факторы интернет-ресурса нужно применять естественные методы. Регулярное обновление контента, полезная и интересная информация, удобный функционал — это то, что принесет долгосрочный и качественный результат в оптимизации.
Регулярно работайте с сайтом, совершенствуйте дизайн и юзабилити. И это положительным образом скажется на его продвижении, конверсии и посещаемости!