Генеральный директор финансового маркетплейса с полуторамиллиардным оборотом Bankiros.ru Сергей Аникушин поделился 10 составляющими, которые нужны при открытии своего дела.
Мы строим семью, которая готова всегда помочь, всегда идет навстречу. Бывших сотрудников для нас тоже нет — бывает, люди, которые у нас уже не работают, обращаются за советом или помощью, мы всегда отвечаем. Многие, уходя, возвращались. Даже когда сотрудник уходит — это хорошо: значит, мы его вырастили, а дать больше не можем.
Все финансовые показатели компании открыты. Проводятся ежемесячные и ежеквартальные созвоны, где всё рассказывается — сколько компания заработала, кто как поработал. Соответственно, сотрудник знает все происходящее в компании процессы и может влиять на них. Мы стараемся культивировать открытость и, как руководители, ставить себя на место сотрудников. И их иногда ставим на наше — для понимания, как все процессы происходят.
Придумать что-то — это одно, а быстро распространить, чтобы рынок это принял, другое. Если после появления идеи воплотить её не сразу, конкуренты очень быстро скопируют — и уже никто не будет знать, кто первый это начал. А заработает тот, кто первый продвинул это на рынок.
Поэтому мы ищем какую-то поддержку в быстром распространении, чтобы застолбить это за нами.
Скоро придёт эра персональных финансовых менеджеров: у каждого он должен быть в смартфоне, чтобы подсказывать, что и как делать. Если мы научимся и научим население растить свое благосостояние, благосостояние всей страны будет расти. Даже если научить этому одного — все начнут так делать, лучше жить будет всем. Есть курсы, они на самом деле помогают, но 70% успеха — это внутреннее желание и самодисциплина.
Когда мы выходили в Россию, был такой свободный домен, стоил он относительно недорого, условно 2 тысяч долларов. А MYFIN.ru стоил, по-моему, 15 тысяч долларов. Но почему-то мы решили, что это дорого, и не заплатили, а потом сожалели. Наша ошибка: запомнили, больше так делать не будем. Если пойдем в другую страну, там запустим что-нибудь созвучное.
У кого-то из тех, с кем вы начинаете бизнес, должен быть бизнес-план — и он должен всех устраивать. Бывает такое: бизнес-план пишется, но оказывается совсем не рентабельным. Даже если вы всё просчитали, но бизнес-план у вас получился минусовой (или это не те деньги, которые вы планировали), определите для себя минимальный критерий MVP, на котором вы проверите свой бизнес-план — и попробуйте. Да, вы можете потерять какую-то сумму денег, подтвердить или не подтвердить, что написали. Зато вас никогда не будет терзать мысль, что вы не попробовали.
Иногда те, кто начал заниматься своим делом и тратил на это много ресурсов, начинают сами себя жалеть, что потратили на него много времени. У меня есть товарищ Олег, который так делает: «Я всю молодость отдал! С котомками ездил, заработал, но сколько я потерял! Не уделял время семье, детям». А мне хочется сказать на это: «Олег, но тебя же драйвило это в то время! Тебе же это приносило кайф то, что ты с этими котомками из Китая вещи возил. Если бы это не приносило тебе кайф, ты бы этого не делал».
Человек такое существо — он не делает то, что не хочется. Даже если и сделает, то только раз, но постоянно — нет. Он не будет вкладывать в это свои силы, 120% своего времени. Поэтому если вы не чувствуете, что готовы вкладывать в своё дело и силы, и время, может, вы просто не хотите этим заниматься. Может, это не ваш бизнес.
Надо всегда пробовать — и не бояться этого. Пробуйте запускать даже какие-то микроэксперименты, чтобы убедиться в своей идее, проверить её. Я не буду говорить про другие страны, буду говорить про те, где провожу 90% времени: в России, в Беларуси есть все возможности для старта, развития и масштабирования бизнеса. И они доступны. Главное — желание. Тогда вы сможете сделать всё, что захотите.
Мы с Колей дружили до четвёртого класса, а потом не виделись лет восемь. Я в 2006 или 2007 зарегистрировался Вконтакте, он мне написал. Встретились, попили пива перед университетом, пообщались. Смотри, говорит, Yahoo растёт, надо идти в Интернет! Я сразу: «Так, где двери? Давай, идём!». Пообещал позвонить — и не позвонил. Через год входящий с незнакомого номера, поднимаю: «Серёга, привет, это Коля! У тебя деньги со свадьбы остались?». А у меня они остались! Ну все, говорит, мы с Ромой через два часа заедем, заберём. Окей, отвечаю, хорошо. Кладу трубку. Думаю: «Зачем я так сказал? Незнакомый человек приедет, заберёт деньги…». Они приехали, забрали деньги и отправились в Москву. А в 6:40 мне приходит сообщение: «Всё, мы купили тебе сайт». «Какое хоть доменное имя?», — отвечаю.
Каждый человек может стать бизнесменом, это точно. Даже который говорит, что не может нанимать или увольнять людей, не готов к рискам. Это то же самое, что каждый может плавать, бегать или прыгать, если это не ограничено какими-то особенностями. Просто должно быть внутреннее желание. Каждый может научиться разговаривать на китайском: кто-то быстрее, кто-то медленнее, но каждый. Даже понимать будут каждого. Моя позиция такая: главное — захотеть.
Это и другие интервью можно посмотреть на канале BusySpace. В беседах с предпринимателями, топ-менеджерами, директорами по маркетингу и другими экспертами мы обсуждаем, куда лучше инвестировать сейчас, как стать успешным в своем деле и какие возможности существуют на современном рынке.