Коммуникационные тренды в индустрии вина в 2024 году

2024-06-04 22:50:40 Время чтения 10 мин 156

Винный мир, как и любая другая сфера, находится в постоянном движении. Чтобы не отставать от времени и оставаться востребованным, необходимо улавливать новые тенденции и уметь их использовать.

Глобально мы можем выделить три группы актуальных трендов, которые уже сегодня оказывают влияние на винную индустрию:

1. Технологические тренды:

  1. E-commerce: онлайн-продажи вина бьют рекорды. Пандемия COVID-19 ускорила рост онлайн-продаж во всех сферах, и винная индустрия не стала исключением. Потребители оценили удобство и безопасность покупок в интернете, а винодельческие компании получили новые возможности для продвижения своей продукции. Также появились онлайн магазины узкой направленности под любые запросы любителей вина.
  2. Обязательная маркировка вина по системе "Честный знак" (QR-коды): мостик между вином и информацией. Небольшой QR-код на винной этикетке открывает для потребителя целый мир информации: историю винодельни, особенности производства, характеристики вина и даже виртуальные туры по виноградникам.
  3. VR/AR: вино оживает на ваших глазах. Виртуальная и дополненная реальность позволяют не просто прочитать информацию о вине, но и "оживить" его. С помощью VR/AR-технологий можно увидеть виноградники, понаблюдать за процессом производства, а также "попробовать" вино виртуально, прежде чем купить его.
  4. Развитие новых цифровых инструментов. В России появляются новые технологии для дегустации вина, такие как PTNL Rating или Wine Notepad. PTNL Rating – это новое российское программное обеспечение, разработанное для дегустаторов вина. Оно позволяет систематизировать и анализировать данные о вине, предоставляя удобную платформу для оценки образцов. Продукт создан при участии лучших специалистов в области виноделия и не имеет аналогов в России. Еще один пример – Wine Notepad – инновационное IT-решение, предназначенное для создания коротких винных заметок. По сути, это винный блокнот – незаменимый помощник для всех, кто стремится сохранить в памяти впечатления от дегустаций и делиться ими с друзьями и коллегами.
  1. Персонализация: индивидуальный подход к каждому. Использование данных и аналитики для создания персонализированных предложений, подбор вин под индивидуальные предпочтения – ключ к успеху в конкурентной среде. 
  2. Использование AI – пока виноделы еще не дошли до использования искусственного интеллекта в процессе производстве вина, но уже используют нейросети для создания дизайна этикеток, генерации названий и другого контента для продвижения вина. 

2. Продуктовые тренды:

  1. Биодинамика и органика: тренд на здоровье и заботу о планете. Осознанное потребление и забота о будущем подталкивают виноделов к использованию экологичных методов производства. Биодинамические и органические вина, сертифицированные по строгим стандартам, становятся все более популярными.
  2. Альтернативная упаковка: не только удобно, но и экологично. Традиционные стеклянные бутылки постепенно уступают место более практичным и экологичным вариантам. Тетрапак, алюминиевые банки и облегченные бутылки для игристого вина не только удобны в транспортировке и хранении, но и позволяют снизить негативное влияние на окружающую среду.

3. Потребительские тренды:

  1. Растущее влияние социальных сетей. Telegram, ВК, Дзен и другие платформы становятся ключевыми каналами для общения с потребителями и продвижения винных брендов. Здесь нет ограничений в плане закона и есть профессиональные сообщества, где активно обсуждаются новые тренды и волнующие вопросы. 
  2. Женщины-сомелье. Женщины все активнее завоевывают винный мир, становясь не только потребителями, но и профессиональными ценителями, разбирающимися в тонкостях вкуса и истории напитка, многие становятся винными гидами или основателями винных школ или сомелье.
  3. Миллениалы: поколение "вино с пеленок". Для миллениалов, чей возраст колеблется от 25 до 34 лет, вино не просто алкогольный напиток, а часть образа жизни. Они интересуются вином с раннего возраста, охотно дегустируют новинки и не боятся экспериментировать.
  4. ЗОЖ и вино: не противоречие, а тандем. Стремление к здоровому образу жизни не означает отказ от вина. Потребители все чаще выбирают органические и биодинамические вина, произведенные с заботой об окружающей среде и без использования вредных добавок, к тому же многие диеты, например, Средиземноморская, разрешают и даже рекомендуют употребление именно вина. 
  5. Экологическая ответственность. Потребители все больше ценят компании, которые заботятся об окружающей среде и используют устойчивые методы производства.

Влияние трендов на коммуникационные стратегии:

  1. Создание многогранного контента. Необходимо ориентироваться на разные целевые аудитории, используя различные форматы контента: информационные статьи, дегустационные видео, интерактивные игры, конкурсы и т.д.
  2. Использование цифровых инструментов. Сайты, социальные сети, мессенджеры, e-mail рассылки – все это позволяет напрямую взаимодействовать с потребителем и выстраивать долгосрочные отношения. Цифровые инструменты не только обеспечивают охват широкой аудитории, но и позволяют собирать ценные данные о предпочтениях и интересах потребителей.
  3. Анализ данных. Любые платформы взаимодействия через онлайн предполагают сбор, хранение информации о покупателях (социально-демографический портрет, интересы, географию и т.д.), предпочтениях, периодичности закупок, и предпочтительный канал покупок. Эти данные можно использовать как при планировании промо-кампаний, предлагая более персонализированный контент с учетом истории запросов, так и для разработки новых сортов вина. Для производителей и дистрибьюторов вина такой подход повышает лояльность клиентов и стимулирует продажи, а для клиентов важно, что их мнение учитывается. 
  1. Коммуникации и работа с потребителями. Такой офлайн инструмент как проведение дегустаций и тематических мероприятий, по-прежнему актуален, особенно с учетом поддержки в онлайне. Организаторы обычно заранее выкладывают интересный контент, проводят коллаборации с известными блогерами и винными экспертами, формируя сообщество интересующихся, а возможность офлайн участия дает нетворкинг – то, чего так всем не хватает в условиях «удаленки». Среди известных мероприятий, где можно продегустировать вино – весной на Винорусе в Краснодаре, летом на выставке Виноиндустрия в Санкт-Петербурге, осенью – на Винодельческом форуме в Москве.
Анализ данных пользователей

Важно понимать ограничение в продвижении вина, как алкогольного продукта, однако интерес к нему растет, особенно с учетом активного роста российского виноделия. Любители вина общаются в онлайне друг с другом и с производителями. 

Использование цифровых инструментов позволяет:

  1. Изучать мнение потребителей о продуктах, проводить опросы 
  2. Оперативно реагировать на вопросы потребителей.
  3. Проводить онлайн и мастер-классы и планировать расписание офлайн дегустаций, отслеживать предпочтения желающих по месту и времени проведения.
  4. Создавать виртуальные сообщества любителей вина.
  5. Использовать таргетированную рекламу для точного попадания в целевую аудиторию.

Важно отметить, что при создании контента необходимо учитывать не только информационную составляющую, но и его эмоциональную привлекательность.

Вино – это не просто напиток, это часть истории, культуры, образа жизни. Поэтому истории, связанные с вином, легенды о винодельнях, рассказы о виноградниках и процессе производства будут гораздо интереснее, чем сухие факты и цифры.

Использование различных форматов контента, регулярное обновление информации, интерактивность и персонализация – ключ к созданию успешной коммуникационной стратегии в винной индустрии.