Рассказываем, как эволюционирует поиск, прогнозируем, как он изменится в будущем и как оптимизаторы будут работать в новых условиях.
Эта статья будет полезна интернет-маркетологам, контент-менеджерам, SEO-специалистам, директорам по развитию проектов в интернете.
Поисковые алгоритмы, как не раз заявляли представители поисковиков, стремятся максимально полно и качественно закрывать потребности пользователей. В 2024 году интернетом пользуются 5,35 миллиарда человек, что составляет 66,04% населения планеты. Очевидно, что технологии, которые закрывают такое количество запросов, должны становиться все более сложными, чтобы обеспечить качественный поиск. Давайте посмотрим на тенденции и перспективы развития поисковых систем.
Чем больше сайтов становится в интернете, тем более сложные задачи учатся решать поисковые системы. Они прошли такие этапы развития:
1. Поиск релевантных страниц
Сначала поисковики просто выдавали список страниц, на которых имелись слова запроса. Когда документов в сети стало слишком много, пришлось их ранжировать по релевантности. На этом этапе учитывалась только частота ключевых слов и их важность в документе, например, вхождение в заголовки Н2-Н4. Именно тогда интернет наводнили малоценные тексты, буквально забитые ключевиками.
2. Учет обратных ссылок
Когда страниц стало еще больше, поисковики стали учитывать входящие ссылки. Поэтому для продвижения сайтов оптимизаторы стали массово закупать бэклинки.
3. Расширение факторов ранжирования
Поисковые системы научились ранжировать ссылки на основании нескольких сотен (по разным данным 600 или 800) параметров. Помимо ключевых фраз и ссылок сюда вошли технические, коммерческие, текстовые, поведенческие факторы.
Подробнее о факторах ранжирования – в нашем исследовании «Информационные запросы: Факторы ранжирования в Яндексе и Google. Часть 1».
4. Оценка качества страниц и бизнеса
Постепенно алгоритмы научились учитывать не только формальное качество сайта, но и качество бизнеса. Они определяют, насколько предложение закрывает потребности пользователя и может ли он доверять компании.
5. Нейросети и искусственный интеллект в поиске
Обработка огромного массива данных стала возможной благодаря машинному обучению. Ведущие поисковые системы начали использовать его с начала 2000-х. Однако классическое машинное обучение эффективно, когда алгоритм обрабатывает тысячи и миллионы одинаковых запросов. Поэтому до последнего времени поиск по высоко- и среднечастотным запросам работал более эффективно.
Многословные, очень низкочастотные запросы алгоритмы находили хуже. Пользователи зачастую были вынуждены разбивать свой запрос на несколько более простых. Например, вместо «В августе я хочу поехать в отпуск на море с семьей. Какие есть бюджетные варианты из Москвы?» приходится спрашивать «семейный отдых на море», «бюджетные билеты Москва Сочи с ребенком» и т.п. Это удлиняет процесс закрытия потребности, пользователь может получить взаимоисключающие варианты.
Чтобы решить проблему с уникальными, многословными запросами поисковые системы подключили искусственный интеллект (ИИ, artificial intelligence, AI). Обычно термин ИИ используют как общее понятие, а нейросетями называют конкретные разработки. Благодаря им поисковики и их браузеры становятся не просто интерфейсом поиска, а постоянными помощниками в поиске различных бытовых решений.
ИИ — это техническая система, которая способна выполнять интеллектуальные функции человеческого мозга. На сегодня все существующие виды AI разрабатываются только для решения конкретных задач. Они не обладают универсальностью, как мозг. Например, поисковые нейросети обучаются понимать смысл человеческой речи в целом, а не отдельных слов, и переводить его на язык запросов. После чего они используют генеративные модели, чтобы дать связный ответ прямо в поиске.
На сегодня ИИ уже внедрили в поиск и браузеры Яндекс, Google, Bing. Во всех случаях цель — не вынуждать пользователя собирать нужную информацию самому, а сгенерировать ответ на основании найденных источников. В июне 2024 года на Всемирной конференции разработчиков (Worldwide Developers Conference, WWDC) был представлен искусственный интеллект Apple, который интегрирован в новую iOS 18. Он должен упростить не только поиск, но и все использование устройств в iPhone, iPad и Mac.
Это продукт, который в ответ на запрос подберет источники, проанализирует информацию из них, сгенерирует ответ. Актуальные ссылки на источники прилагаются. Пользователь может их просмотреть, переключиться на обычный поиск или уточнить запрос.
Возможен голосовой поиск или по изображению.
Модель генерирует три варианта ответа (черновики). Пользователь может просмотреть любой или обновить, чтобы получить новые ответы. Ссылки на источники проставлены только для изображений.
Gemini была представлена в декабре 2023 года, позднее интегрирована в поисковик Google. На сегодня эта функция доступна только пользователям США на отдельном сайте gemini.google.com. Google обещает, что вскоре масштабирует ее на другие страны.
Искать в Gemini можно также голосом или по картинке. Если прокрутить страницу, внизу можно выбрать, как изменить ответ: сделать короче, длиннее, проще, неформальнее, профессиональнее. Здесь же можно перейти в обычный поиск.
В октябре на конференции Optimization-2024 вместе с экспертами индустрии обсудим, как искусственный интеллект влияет на стратегии и методы маркетинга.
Модель доступна по адресу bing.com только для пользователей из США при наличии учетной записи Microsoft/Skуpe. Bing AI понимает запросы длиной до 1000 символов. Она не разделяет их на отдельные слова, а распознает и анализирует смысл.
Все три компании интегрировали искусственный интеллект в свои браузеры. Для использования на смартфоне нужно скачать мобильную версию приложения.
Нейро доступен только в Яндекс Браузере, Bing AI — только в Microsoft Edge. Gemini можно использовать не только в Google Chrome, но и в любом другом. При этом необходим аккаунт Google из любой страны, но IP должен быть США.
В Bing AI следует входить под учетной записью Microsoft, в которой указана страна США, и под американским IP. В Edge теперь есть чат-бот, с помощью которого можно уточнить детали сгенерированного ответа.
Искусственный интеллект делает поиск более полезным для пользователей. Вот несколько задач, с которыми нейросети помогают в поисковых алгоритмах.
1. Понимание запросов:
2. Ранжирование результатов:
3. Поиск нового контента:
4. Борьба со спамом:
5. Расширенные функции поиска:
Пока что искусственный интеллект работает в поисковых системах ограниченно: только в отдельных геоположениях, на отдельном домене. Пользователь может выбирать между ним и обычным поиском. На этом массиве запросов нейросети проходят обучение. Со временем они, очевидно, станут основной версией поисковой системы. Те особенности, которые мы видим сейчас, будут масштабироваться и усиливаться:
На сегодня главные претензии к ИИ-поисковикам — то, что они не всегда могут распознать фейк, если он достаточно растиражирован в интернете. Так же они не всегда распознают, что их спрашивают о том, что не существует, и генерируют ответ, опираясь на формальные признаки, а не смысл. Предполагается, что процесс машинного обучения до масштабирования ИИ-поиска научит его разбираться в таких тонкостях.
Проверьте соответствие вашего сайта факторам ранжирования Яндекс и Google, пока действует акция на бесплатный SEO-аудит.
Очевидно, развитие генеративных технологий ставит перед SEO-специалистами новые задачи. Среди них:
Принцип работы остается тем же: следует наполнять сайт качественной экспертной информацией, улучшать его юзабилити. Если пользователи быстро и успешно решают свои задачи на сайте, поиск с искусственным интеллектом будет чаще обращать на него внимание как на источник релевантных и достоверных сведений по запросу.
Узнайте, какие решения мы предлагаем для продвижения сайтов.
Нейросеть также может собирать информацию из открытых источников для решения различных задач в SEO. Приведем несколько примеров, как агентство по поисковому продвижению может использовать ChatGPT:
Все это ощутимо ускорит работу SEO-специалиста. Конечно, пока рано полностью полагаться на ChatGPT. Ключевые моменты нужно перепроверять вручную и использовать результаты проверки для переобучения нейросети.
Автор материала:
Дмитрий Мрачковский, Руководитель группы оптимизаторов в «Ашманов и партнеры».
Делимся экспертизой в сфере управления digital-маркетингом: SEO, ORM, performance в соцсетях! Подписывайтесь:
Подробнее об услугах — на нашем сайте!