Заказчик не враг. Об этом нужно помнить всегда. Но будем честны: и не друг тоже. И он, и агентство делают общее дело: хороший контент с результатом. Но чтобы работа шла гладко, нужно правильно выстроить границы.
Заказчик должен знать, когда у вас начинается и заканчивается рабочий день. И должен согласиться на это еще на этапе договора. Если не условились об обратном — извините, в 22:30 включаться сотрудники не будут.
Иногда можно без проблем приступить к задаче до начала рабочего дня, можно немного задержаться. Но не заставляй коллег делать это постоянно. У заказчика есть личное время, у команды оно есть тоже. Поговаривают, что выгоревшие сотрудники — так себе работники. Уважай их право на жизнь вне агентства и научи этому заказчика.
Иногда ответов от заказчика приходится ждать. И ждать. И ждать. Напоминать о себе и снова ждать. С таким нужно смириться — но чтобы избежать проблем, лучше заранее прописать сроки в договоре.
В документе упомяните дедлайны, контрольные сроки, количество постов и рекламных объявлений. Команда сделала все в срок? Супер! Правки от заказчика затягивают процесс и рушат дедлайны? Напоминаем ему о договоре, где обе стороны согласились на условия.
Общаться с клиентом должен кто-то один — у нас это проджект. Но заказчику всегда рассказываем, какие специалисты работают над его проектом и сколько ресурсов тратят. Когда с клиентом общается один человек, нет противоречивых вводных и команда работает более слаженно.
Для коммуникации заранее выбери платформу. Если задачи не срочные, можно общаться письмами по электронке, если горящие — добро пожаловать в чат в мессенджере.
И будь вежливым: скобочки еще приемлемы, маты — не особо.
Если жесткий ответ с правками уже пришел, главное — выдохнуть. Не ругаться в ответ и не включать пассивную агрессию. Взгляни на ситуацию здраво: отдели зерна от плевел. Злые формулировки от обоснованной критики.
Подкрепляй точку зрения фактами и статистикой. Объясни, почему вместо «реализация развлекательных мероприятий» нужно написать «устроим праздник». Почему не стоит вставлять эмодзи в каждую строку. Зачем отходить от шаблона. Защищай свои навыки и навыки команды!
— Не пиши заказчику много вопросов в одном сообщении. Все мы встречали людей, которые отвечают только на последний.
— Нужно выплеснуть раздражение? Напиши гневное письмо в заметки. У нас, например, для такого есть беседа «Ух, как бесит».
— Представь, что говоришь с маленьким ребенком. Это ты знаешь все про маркетинг и CTR, заказчик — нет. Говори спокойно, информативно, простым языком.
— Говори «нет». Если компромиссы уже не работают и энергии у команды не хватает — объясни это клиенту. Но обоснуй: что не работает и почему.
Признаемся, мы не всегда следуем этим правилам — нет похожих друг на друга заказчиков. Но всегда помним: относись к другому с уважением и будет тебе счастье и качественный контент.