Часто родители отмечают, что дети, которые "залипают" в гаджетах, играют в компьютерные игры, становятся беспокойными, рассеянными, меньше коммуницируют с окружающими. Они больше подвержены депрессивным состояниям. Причиной этого может быть зависимость от быстрого дофамина.
Так работает мозг
Когда мы предвкушаем какое-то удовольствие или ожидаем вознаграждения, в нашем мозге вырабатывается такое химическое вещество как дофамин. Именно его получение мотивирует нас к определённым действиям. Но дофамин бывает медленным и быстрым.
Медленный дофамин вырабатывается, когда ребёнок регулярно занимается физической активностью, при этом ставит какие-то рекорды, добивается каких-то успехов. То есть у него есть цели, которые он достигает. Либо это могут быть достижения в учебной деятельности.
Быстрый дофамин вырабатывается в ответ на внешние стимуляторы: например, соцсети, компьютерные игры, просмотр коротких развлекательных видео. Безусловно, во время выполнения этих действий, ребёнок испытывает искусственную воодушевлённость, эмоциональный подъём, будто он, действительно, преодолевал препятствия, участвовал в гонках, уничтожал врагов.
Однако вслед за этим следует эмоциональный упадок, депрессивное настроение, апатия. Это связано с таким явлением как дофаминовая яма. Детскому мозгу вновь требуется подзарядка дофамином. Он знает, как его получить быстро, и мы видим, что ребёнок вновь "залипает" в гаджетах или играет в компьютерные игры. То есть создаётся зависимость от "лёгких удовольствий".
Но для здоровой детской психики, мозга важна дисциплина, то есть смена познавательной и физической деятельности, чёткий распорядок дня: сон и приём пищи в одно и то же время. Однако искусственные стимуляторы, особенно если они используются бесконтрольно, неограниченное время, сбивают здоровый детский режим.
Как помочь ребёнку выйти из этого состояния?
• Безусловно, нужно заметно сократить время пребывания ребёнка в виртуальной реальности. Определить четкие временные рамки для использования компьютера, гаджетов. Отлично, если среди недели есть возможность выделить "разгрузочный" день от гаджетов и компьютера и посвятить его каким-то полезным делам, мероприятиям: отдыху на природе, например, где можно совместить познание окружающего мира с различными активностями.
• Так же можно создавать здоровую альтернативу каждый день. Использовать увлекательные занятия, которые могут заменить время, проводимое за гаджетами. Это может быть спорт, прогулки на свежем воздухе, чтение, рисование или настольные игры.
• Технологии можно использовать в плюс. Например, выбрать образовательные или развивающие игры, которые могут быть полезными. Но опять-таки следует помнить об ограничении времени.
• Важно поощрять физическую активность ребёнка – создавать мотивацию для его новых рекордов, достижений.
• Станьте примером для своего ребёнка. Покажите, как правильно "добывать" правильный медленный дофамин через физическую и умственную активность, дисциплину, планирование, достижение целей. Это самый эффективный вариант вместо ссор и наставлений.
• Обращайте внимание на эмоции ребёнка и говорите о том, что он чувствует, когда играет в компьютерные игры. Иногда зависимость от гаджетов может быть связана с другими проблемами.
Скорректировать стратегию по работе с детской зависимостью от гаджетов поможет психолог.
Анна Рязанова | Психолог и руководитель Центра психологической поддержки в Москве