Искусство не может существовать без финансовой поддержки, особенно крупные театры, музеи, классическая музыка, опера, балет. Но где искать деньги на поддержку культурных проектов? Похоже, что художники в самом широком смысле этого слова, поняли, что за деньгами можно и нужно обращаться непосредственно в сферу финансов, к банкам. Но для чего такое сотрудничество банкам? Зачем им нужны коллаборации с искусством? Сегодня с коллегами из «РУССМАРКЕТ» изучаем кейсы самых крупных банков за последние пару лет и отвечаем на вопросы — для чего банки вкладывают в искусство, как интегрируют свои продукты в кампании и какие виды искусства предпочитают для взаимодействия.
«Т-Банк»: панки, граффити, кино
Один из каналов коммуникации «Т-Банка» — онлайн-магазин с различными коллекциями мерча. Это одежда и аксессуары, созданные, в том числе в коллаборациях с блогерами, художниками и целыми брендами. Среди них, например, «Смешарики» и лимитированная коллекция мерча, созданная к 225-летию Пушкина. Интересно то, как интегрируется тема искусства в продукцию, в дизайн, и какое значение здесь имеет копирайтинг. В данном случае, мотивы всем известных произведений, вшиты очень тонко и с некоторой долей иронии. «Облекитесь в наряды, навеянные творениями великого поэта», — такой призыв к аудитории можно увидеть в коротком описании коллекции. А вот фрагмент текста, посвященного описанию футболки под лозунгом «Поднялась — и расцвела»: «Облачитесь в сию футболку, и пусть все вокруг дивятся вашему цветущему виду, будто вы — та самая царевна из пушкинской сказки».
После ренейминга и масштабных изменений визуального стиля «Т-Банк» запустил имиджевый проект — коллаборацию с российскими художниками стрит-арта «Т-Банкси», заодно поиграв словами в названии. В рамках проектах до конца этого года именитые представители уличного искусства создадут муралы (гигантские граффити), инсталляции и скульптуры на улицах 13 российских городов. В Архангельске уже появился мурал под названием «Обмен», символизирующий обмен опытом и идеями между разными поколениями. В центре композиции корзина с грибами, которые являются одним из природных богатств Архангельской области. Автор работы — Артем Хазанов.
В Мурманске появилась инсталляция «Золотое копытце» — работа художника Вова.Net. Олень является символом Мурманска, еще один уровень ассоциаций — олень, как символ обновления, встречающийся во многих культурах. По словам автора, в этой работе он также использовал ассоциацию со сказкой «Серебряное копытце» и образ оленя, который приумножал богатства. В Саратове художник Тимур Сафаров создал роспись «Друзья в мире перемен». Работа посвящена теме непохожести и взаимодействия разных людей, которые вместе развивают общество. В Челябинске художница Рита Хаак создала керамическую композицию «Цветы и птицы», которая символизирует обновление и цикличность жизни.
А вот совершенно иной пример интеграции искусства в рекламные кампании к продуктам. В поддержку приложения «Путешествия» своей экосистемы «Т-Банк» сняли мини-сериал «Комнаты страха» с Антоном Лапенко. Каждая серия начинается в лучших традициях роуд-муви — автомобиль, который едет по извилистой ночной дороге в окружении дикого-дикого леса. А в следующем кадре перед нами компания друзей в загородном отеле и страшный рассказ у горящего камина, который сопровождается иллюстрациями в комиксной стилистике.
ВТБ: элита, древнегреческий театр, благотворительность
ВТБ уже не первый год является спонсором всемирно известного оркестра Теодора Курентзиса — musicAeterna. Совместно они запустили различные культурные проекты, один из них — подкаст Культурная страна, это беседы об искусстве и бизнесе. В рамках проекта уже опубликованы эпизоды с Константином Хабенским, Владимиром Уриным, Алексеем Ретинским, Ильдаром Абдразаковым и многими другими. Разумеется, в числе гостей и сам Теодор Курентзис, один из первых эпизодов с его участием: О перфомансах, панк-роке, искусстве в целом и любви.
В рамках коллаборации ВТБ, musicAeterna и Пушкинского музея создан междисциплинарный проект «Музыкальное измерение», для которого Теодор Курентзис и резиденты оркестра подготовили свои плейлисты. Музыкальные сборники должны помочь «погрузиться в контекст выставок и устроить свою персональную медитацию наедине с искусством», — так формулируют задачи проекта его авторы.
А вот еще один красивый пример коллаборации ВТБ с оркестром Курентзиса — онлайн-путеводитель к Девятой симфонии Густава Малера «Что я слышу?». Проект создан в поддержку серии концертов, которые проходили в Москве и Петербурге в прошлом году. Концерты прошли, а проект остался. «История, музыка, контекст — все на одной странице для тех, кто хочет знать и слышать больше», — красноречивый слоган на странице путеводителя.
Команда образовательного центра «Языки без границ» совместно с ВТБ создали проект «Диалоги об искусстве. Подкаст для неслышащих». В проекте уже доступны 12 выпусков — это экскурсии по экспозициям крупных музеев, рассказы о значимых для истории страны памятниках культуры, и все это на жестовом языке. Уникальный формат фильма-путеводителя, основой которого становятся неформальные диалоги ведущих.
«Альфа-Банк»: социальная ответственность, современное искусство, технологии
«Альфа-Банк» является стратегическим партнером Мультимедиа Арт Музея (МАММ), музея фотографии и современного искусства. В рамках партнерства открыты экспозиции — «От Родченко до наших дней», «Спорт в фотографии», выставка к 90-летию Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» и другие. При поддержке банка в МАММ также постоянно работает киноклуб, программа которого рассчитана на очень разную аудиторию, в том числе детскую.
Поддержка культурных проектов для «Альфа-Банка» — это часть большого направления социальной деятельности, в том числе поддержка образовательных проектов. В октябре стартовал ежегодный фестиваль для студентов «Альфа Движ». Он проходит в формате роуд-шоу в Петербурге, Казани, Ульяновске, Нижнем Новгороде, Тюмени и Москве. Фестиваль создает креативное пространство с мастер-классами, лекциями и музыкой. Еще один образовательный проект, который поддерживает «Альфа-Банк», это международный онлайн-конкурс от Школы дизайна НИУ ВШЭ под названием HSE CREATIVE OPEN. Здесь представлены самые актуальные направления моды, дизайна и современного искусства. Победители в номинациях «моушн-дизайн», «гейм-дизайн» и «цифровой дизайн» получают от «Альфа-Банка» денежные премии.
В рамках коллаборации с филиалом Третьяковской галереи в Самаре «Альфа-Банк» представил арт-объект работы Николая Полисского. Это стало началом ежегодной традиции паблик-арта, когда перед зданием музея устанавливаются работы современных художников. В этом году жители Самары увидели арт-объект Полисского «Супрематический куб», который объединяет традиции живописи прошлого века (собственно, квадрат Казимира Малевича) и цифровые технологии.
Также «Альфа-Банк» запускает интересный формат — фильм-игру под названием «Альфа-Ген». Это онлайн-проект, в котором герои живут в привычной рутине, а участникам игры предлагается раскрасить серые будни персонажей, а заодно и выиграть достойные, полезные призы.
«Сбер»: нейросети, образовательные проекты, цифровизация
В «Сбере» решили использовать возможности своей нейросети Kandinsky для воссоздания полотен из пропавшей коллекции Воронежского музея изобразительных искусств. Социально значимые задачи проекта — привлечение внимания к музею, сохранение культурных и исторических ценностей. Для запуска проекта были выбраны 14 знаковых работ из утраченной коллекции. Затем с помощью нейросети специалистам удалось получить сотни генераций каждого полотна. Эксперты Воронежского музея отобрали самые лучшие работы, которые и стали Возрожденной коллекцией. Теперь ее можно увидеть в 3D-галерее на сайте проекта, а также непосредственно в Воронежском музее им. Крамского с помощью технологий дополненной реальности.
«Сбер» уже давно коллаборируется с музеями. Одним из самых известных проектов стало взаимодействие с Третьяковской галереей и онлайн-кинотеатром Okko — «Третьяковка с…». Фильмы-экскурсии, посвященные самым важным экспонатам музея, в период карантина были весьма востребованы и решили важную социально значимую задачу — развлечение и поддержка людям, запертым в своих квартирах и ограниченных в передвижении.
В честь 10-летия кампуса «СберУниверситета» состоялась коллаборация с онлайн-университетом творческих профессий «Муза». Летом этого года стартовал проект «Арт-хюгге» — цикл мероприятий при участии деятелей культуры и звезд креативных индустрий. Первое событие посвящено русской классической музыке.
А еще в начале этого года «Сбер» и Пушкинский музей подписали соглашение о сотрудничестве в сфере цифровизации. Планируется создание цифровой интерактивной копии музея, а также экскурсионные программы в формате дополненной реальности.
Немного о трендах
Сфера искусства для банков перестает быть просто меценатством. Это взаимный интерес, который создает целый ряд преимуществ для художников с одной стороны и клиентов банка с другой. Мы изучили очень много кейсов, и в какой-то момент поняли, что искусство для бизнеса, для маркетинга, сейчас востребовано как никогда раньше. Что дает такое взаимодействие? Попробуем сформулировать ответ в нескольких тезисах:
Последний пункт стал для нас настоящим откровением. Очевидно, что в своем взаимодействии с искусством, банки все чаще выходят за границы просто маркетинговых задач, и это очень интересный тренд. Будем наблюдать его развитие.