Современные меценаты — самые заметные коллаборации банков с искусством

2024-10-14 17:41:26 Время чтения 13 мин 628

Искусство не может существовать без финансовой поддержки, особенно крупные театры, музеи, классическая музыка, опера, балет. Но где искать деньги на поддержку культурных проектов? Похоже, что художники в самом широком смысле этого слова, поняли, что за деньгами можно и нужно обращаться непосредственно в сферу финансов, к банкам. Но для чего такое сотрудничество банкам? Зачем им нужны коллаборации с искусством? Сегодня с коллегами из «РУССМАРКЕТ» изучаем кейсы самых крупных банков за последние пару лет и отвечаем на вопросы — для чего банки вкладывают в искусство, как интегрируют свои продукты в кампании и какие виды искусства предпочитают для взаимодействия.

Фото: пресс-служба musicAeterna

«Т-Банк»: панки, граффити, кино

Один из каналов коммуникации «Т-Банка» — онлайн-магазин с различными коллекциями мерча. Это одежда и аксессуары, созданные, в том числе в коллаборациях с блогерами, художниками и целыми брендами. Среди них, например, «Смешарики» и лимитированная коллекция мерча, созданная к 225-летию Пушкина. Интересно то, как интегрируется тема искусства в продукцию, в дизайн, и какое значение здесь имеет копирайтинг. В данном случае, мотивы всем известных произведений, вшиты очень тонко и с некоторой долей иронии. «Облекитесь в наряды, навеянные творениями великого поэта», — такой призыв к аудитории можно увидеть в коротком описании коллекции. А вот фрагмент текста, посвященного описанию футболки под лозунгом «Поднялась — и расцвела»: «Облачитесь в сию футболку, и пусть все вокруг дивятся вашему цветущему виду, будто вы — та самая царевна из пушкинской сказки».

Фото: «Т-Банк»

После ренейминга и масштабных изменений визуального стиля «Т-Банк» запустил имиджевый проект — коллаборацию с российскими художниками стрит-арта «Т-Банкси», заодно поиграв словами в названии. В рамках проектах до конца этого года именитые представители уличного искусства создадут муралы (гигантские граффити), инсталляции и скульптуры на улицах 13 российских городов. В Архангельске уже появился мурал под названием «Обмен», символизирующий обмен опытом и идеями между разными поколениями. В центре композиции корзина с грибами, которые являются одним из природных богатств Архангельской области. Автор работы — Артем Хазанов.

Фото: «Т-Банк»

В Мурманске появилась инсталляция «Золотое копытце» — работа художника Вова.Net. Олень является символом Мурманска, еще один уровень ассоциаций — олень, как символ обновления, встречающийся во многих культурах. По словам автора, в этой работе он также использовал ассоциацию со сказкой «Серебряное копытце» и образ оленя, который приумножал богатства. В Саратове художник Тимур Сафаров создал роспись «Друзья в мире перемен». Работа посвящена теме непохожести и взаимодействия разных людей, которые вместе развивают общество. В Челябинске художница Рита Хаак создала керамическую композицию «Цветы и птицы», которая символизирует обновление и цикличность жизни.

Фото: «Т-Банк»
Фото: «Т-Банк»
Фото: «Т-Банк»

А вот совершенно иной пример интеграции искусства в рекламные кампании к продуктам. В поддержку приложения «Путешествия» своей экосистемы «Т-Банк» сняли мини-сериал «Комнаты страха» с Антоном Лапенко. Каждая серия начинается в лучших традициях роуд-муви — автомобиль, который едет по извилистой ночной дороге в окружении дикого-дикого леса. А в следующем кадре перед нами компания друзей в загородном отеле и страшный рассказ у горящего камина, который сопровождается иллюстрациями в комиксной стилистике.

ВТБ: элита, древнегреческий театр, благотворительность

ВТБ уже не первый год является спонсором всемирно известного оркестра Теодора Курентзиса — musicAeterna. Совместно они запустили различные культурные проекты, один из них — подкаст Культурная страна, это беседы об искусстве и бизнесе. В рамках проекта уже опубликованы эпизоды с Константином Хабенским, Владимиром Уриным, Алексеем Ретинским, Ильдаром Абдразаковым и многими другими. Разумеется, в числе гостей и сам Теодор Курентзис, один из первых эпизодов с его участием: О перфомансах, панк-роке, искусстве в целом и любви.

В рамках коллаборации ВТБ, musicAeterna и Пушкинского музея создан междисциплинарный проект «Музыкальное измерение», для которого Теодор Курентзис и резиденты оркестра подготовили свои плейлисты. Музыкальные сборники должны помочь «погрузиться в контекст выставок и устроить свою персональную медитацию наедине с искусством», — так формулируют задачи проекта его авторы.

А вот еще один красивый пример коллаборации ВТБ с оркестром Курентзиса — онлайн-путеводитель к Девятой симфонии Густава Малера «Что я слышу?». Проект создан в поддержку серии концертов, которые проходили в Москве и Петербурге в прошлом году. Концерты прошли, а проект остался. «История, музыка, контекст — все на одной странице для тех, кто хочет знать и слышать больше», — красноречивый слоган на странице путеводителя.

Команда образовательного центра «Языки без границ» совместно с ВТБ создали проект «Диалоги об искусстве. Подкаст для неслышащих». В проекте уже доступны 12 выпусков — это экскурсии по экспозициям крупных музеев, рассказы о значимых для истории страны памятниках культуры, и все это на жестовом языке. Уникальный формат фильма-путеводителя, основой которого становятся неформальные диалоги ведущих.

«Альфа-Банк»: социальная ответственность, современное искусство, технологии

 «Альфа-Банк» является стратегическим партнером Мультимедиа Арт Музея (МАММ), музея фотографии и современного искусства. В рамках партнерства открыты экспозиции — «От Родченко до наших дней», «Спорт в фотографии», выставка к 90-летию Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» и другие. При поддержке банка в МАММ также постоянно работает киноклуб, программа которого рассчитана на очень разную аудиторию, в том числе детскую.

Фото: МАММ

Поддержка культурных проектов для «Альфа-Банка» — это часть большого направления социальной деятельности, в том числе поддержка образовательных проектов. В октябре стартовал ежегодный фестиваль для студентов «Альфа Движ». Он проходит в формате роуд-шоу в Петербурге, Казани, Ульяновске, Нижнем Новгороде, Тюмени и Москве. Фестиваль создает креативное пространство с мастер-классами, лекциями и музыкой. Еще один образовательный проект, который поддерживает «Альфа-Банк», это международный онлайн-конкурс от Школы дизайна НИУ ВШЭ под названием HSE CREATIVE OPEN. Здесь представлены самые актуальные направления моды, дизайна и современного искусства. Победители в номинациях «моушн-дизайн», «гейм-дизайн» и «цифровой дизайн» получают от «Альфа-Банка» денежные премии.

В рамках коллаборации с филиалом Третьяковской галереи в Самаре «Альфа-Банк» представил арт-объект работы Николая Полисского. Это стало началом ежегодной традиции паблик-арта, когда перед зданием музея устанавливаются работы современных художников. В этом году жители Самары увидели арт-объект Полисского «Супрематический куб», который объединяет традиции живописи прошлого века (собственно, квадрат Казимира Малевича) и цифровые технологии.

Фото: Третьяковская галерея в Самаре

Также «Альфа-Банк» запускает интересный формат — фильм-игру под названием «Альфа-Ген». Это онлайн-проект, в котором герои живут в привычной рутине, а участникам игры предлагается раскрасить серые будни персонажей, а заодно и выиграть достойные, полезные призы.

«Сбер»: нейросети, образовательные проекты, цифровизация

В «Сбере» решили использовать возможности своей нейросети Kandinsky для воссоздания полотен из пропавшей коллекции Воронежского музея изобразительных искусств. Социально значимые задачи проекта — привлечение внимания к музею, сохранение культурных и исторических ценностей. Для запуска проекта были выбраны 14 знаковых работ из утраченной коллекции. Затем с помощью нейросети специалистам удалось получить сотни генераций каждого полотна. Эксперты Воронежского музея отобрали самые лучшие работы, которые и стали Возрожденной коллекцией. Теперь ее можно увидеть в 3D-галерее на сайте проекта, а также непосредственно в Воронежском музее им. Крамского с помощью технологий дополненной реальности.

Источник: «Сбер»

«Сбер» уже давно коллаборируется с музеями. Одним из самых известных проектов стало взаимодействие с Третьяковской галереей и онлайн-кинотеатром Okko — «Третьяковка с…». Фильмы-экскурсии, посвященные самым важным экспонатам музея, в период карантина были весьма востребованы и решили важную социально значимую задачу — развлечение и поддержка людям, запертым в своих квартирах и ограниченных в передвижении.

В честь 10-летия кампуса «СберУниверситета» состоялась коллаборация с онлайн-университетом творческих профессий «Муза». Летом этого года стартовал проект «Арт-хюгге» — цикл мероприятий при участии деятелей культуры и звезд креативных индустрий. Первое событие посвящено русской классической музыке.

А еще в начале этого года «Сбер» и Пушкинский музей подписали соглашение о сотрудничестве в сфере цифровизации. Планируется создание цифровой интерактивной копии музея, а также экскурсионные программы в формате дополненной реальности.

Немного о трендах

Сфера искусства для банков перестает быть просто меценатством. Это взаимный интерес, который создает целый ряд преимуществ для художников с одной стороны и клиентов банка с другой. Мы изучили очень много кейсов, и в какой-то момент поняли, что искусство для бизнеса, для маркетинга, сейчас востребовано как никогда раньше. Что дает такое взаимодействие? Попробуем сформулировать ответ в нескольких тезисах:

  1. помощь талантливым исполнителям и коллективам, как начинающим, так и известным;
  2. участие в сохранении культурного наследия страны;
  3. создание особой территории для диалога с клиентами, который помогает сделать жизнь более насыщенной, интересной, осмысленной;
  4. повышение грамотности аудитории в сфере культуры;
  5. создание собственных культурных площадок и продюсирование собственного контента банков в сфере искусства.

Последний пункт стал для нас настоящим откровением. Очевидно, что в своем взаимодействии с искусством, банки все чаще выходят за границы просто маркетинговых задач, и это очень интересный тренд. Будем наблюдать его развитие.