Почему вы поддержали акселерационную программу FoodTech-2024? Чем она принципиально отличается?
Мы взяли в работу направление food-tech, так как считаем его перспективным в России и видим, что оно только начинает развиваться. Если в мире стартапы пищевой промышленности более-менее известны, то в России, даже если они есть, чаще это неизвестные проекты. Мы хотели зайти в ранее не открытый рынок и поискать добавочную стоимость, понять занимаются ли развитием ниши институты, или только частные команды принимают участие в развитии рынка. Так появилась идея поддержки акселератора. И нам, как институту развития, интересно открывать новые направления, открывать новые рынки. Если проводить параллель – практически так же, 4 года назад получилось со спортивным рынком. Правда тогда была понятна конъюктура.
Есть ли у вас прогнозы во сколько раз вырастет этот рынок?
Мы оцениваем перспективы по открытости отрасли и активности участников программ. Сделать выводы в части направленности food-tech проектов нам помогли московские конкурсы – аналитику мы начали собирать за год до старта программы. Большинство акселерационных программ запускались в тот период на платной основе, и тем не менее набор осуществлялся, что говорит о готовности проектов развиваться. И мы пришли к выводу – при финансировании специализированной программы, участники смогут не только вырасти, но и дать дорогу новым командам.
Как вы оцениваете потенциал ниши продуктов питания?
Полагаю в ближайшее время статистика не сильно изменится по причине еще не высокой популярности сферы. Те, кто занимается пищевым производством, должны быть экспертом и в органической химии и биологии, чтобы понимать как работают законы природы. При этом, иметь предпринимательское мышление и желание вывести свой продукт на рынок. Главный вопрос – кто сможет принимать участие в подобных проектах при высоком пороге входа? И здесь важно правильно выстроить связи между сельскохозяйственной отраслью, промышленным комплексом и пищевым производством.
Интересуетесь ли вы проектами на этапе идей?
Программы, которые мы запускаем, должны выходить на устойчивое развитие. Поэтому это скорее проекты, имеющие продукт и готовые что-то отдавать в акселератор, если чувствуют пользу. Мы подхватываем тех, кто прошел отбор начальной стадии и показал жизнеспособность. Свою задачу мы видим как помощь в преодолении «долины смерти» и выходе на большой рынок. Стадия «идеи» относится скорее к студенческим студиям на базе вузов.
Насколько часто, по вашему мнению, стоит открывать подобные программы?
В идеальном случае – регулярно, при постоянной работе команды наставников. Демодни могут показывать результаты раз в полгода, а команды и проекты работать в течение года, потому что у крупных компаний и брендов есть перманентный запрос на проекты, в которые можно проинвестировать.
Как вы оцениваете время выхода стартапа на рынок после акселерации?
Все зависит от того с какой степенью проработки проекты заходят в программу. Чаще всего заходят с запросом на масштабирование, поиск новых клиентов, увеличение продаж. Порой мы берем на себя сервисную поддержку, решаем задачи команды, форматируем ее или меняем приоритетность шагов для достижения основной цели. По времени вывода продукта на рынок, довольно сложно сказать, поскольку у всех разные запросы. В среднем, процесс акселерации занимает около полугода, но если проект существует в виде идеи, то процесс может занять и до полутора лет. Можно продвигать идею, кто-то заинтересуется продуктом, проинвестирует, но пока не будет первого прототипа и пилотный продукт не будет доработан, акселерация должна продолжаться.
Что вы скажете о проектах отраслевого акселератора? Есть ли будущее у выбранных стартапов, и как вырастить успешное поколение предпринимателей?
На Демодне акселератора FoodTech-2024, мы стали свидетелями того, как выросла акселерационная программа, где команды не только достигли своих целей за период акселератора, но и перевыполнили их. Отмечу, что показателем результата стало и то, что практически все стартапы вышли на новых клиентов, продажи, превысили все показатели, и это вдохновляет.
А для повышения уровня и количества полезных стартапов, считаю нам нужно начинать воспитывать предпринимательскую культуру в обществе со школьных лет. Нужна проектная деятельность и развитие стартапов в школах и университетах, чтобы росло новое поколение вдохновленных предпринимателей.
Мне кажется, чем больше мы информируем молодежь и представителей сферы производства о том, что у нас в стране есть такие технологии и компании, тем больше внимания привлекаем к возможностям амбициозной и креативной молодежи.
Почему вы поддержали программу фонда и вам работается с другими партнерами?
Партнерами и экспертами программы стали многие известные участники food-рынка, среди которых отмечу: «Вкусвилл», «ЭФКО», «Ленту», Фонд «Сколково» и «Россельхозбанк». Крупным игрокам интересно находить новые ниши, инвестировать в развитие молодых проектов – это перспективно и формирует спрос на создание новых программ. С Фондом содействия развитию науки, образования и медицины мы сотрудничаем некоторое время. Организаторы фонда оказывают активную поддержку инновационным проектам, стартапам и программам, нацеленным на развитие науки, образования, медицины, предпринимательства и решение социальных задач, что откликается нашей компании. Годом ранее фондом, при поддержке компании «Иннопрактика», была реализована программа SportTech-2023, в которой более 20 проектов получили возможность воплотить свои идеи в реальный бизнес. Сильные эксперты и практики традиционно принимают участие в программах фонда, а мы готовы поддерживать работающие акселераторы.