Почему на биржах фриланса есть профессионалы?

2024-12-23 18:57:19 Время чтения 14 мин 113

Сегодня фрилансер – это независимый профессионал, который зарабатывает на жизнь продажей своих навыков заказчикам. Онлайн-школы продают выпускникам «розовую мечту» о том, что как только студент выпустится, его с руками оторвут на любой фриланс-бирже, а в офис и вовсе можно больше никогда не приходить. 

А что слышат про фриланс заказчики, т.е. владельцы бизнеса и управленцы? Им продают биржу как способ найти профессионала на любую задачу за адекватные деньги. Надо только лишь опубликовать проект с подробным ТЗ, а дальше – исполнители сразу откликнутся.

Правда ли то, что известно фрилансерам и заказчикам о биржах фриланса? Разберемся в новой статье EasyBusy. 

Какие есть биржи фриланса?

Конечно, мы все знаем такие громкие имена, как Upwork, Fiverr, Behance и Profi.ru. Схема работы в целом одинаковая на всех площадках: фрилансер регистрируется на сайте, а заказчик публикует проект. Затем фрилансер откликается, и заказчик его нанимает. Платформа — точка доступа к пулу специалистов, которые предлагают разные навыки по разным ценам. 

Главный плюс фриланс-биржи — в том, что она занимает промежуточное положение между заказчиком и исполнителем и выступает в качестве посредника, который может принять сторону в случае спора. Таким образом, биржа выполняет функцию арбитража. Кроме того, она является еще и эскроу-счетом в сделке между фрилансером и заказчиком. Биржа как бы забирает деньги у заказчика, но не выдает их фрилансеру, пока не будет выполнена задача. Тогда исполнитель точно уверен, что работу оплатят – ведь площадка уже удержала его вознаграждение и передаст его после окончания работ. 

Не все площадки работают одинаково. Сайт how2freelance.com предлагает следующее разделение фриланс-бирж: 

  1. Freelance Bidding Marketplace. Заказчик выставляет заказ, а фрилансеры откликаются на него, предлагая свою цену. Исполнители конкурируют друг с другом за проект и стремятся предложить наиболее выгодные условия. Оплата может происходить пошагово либо по окончании проекта. 

Внутри этого типа маркетплейсов выделяют нишевые площадки (niche freelance marketplace) и конкурсные площадки (freelance contest marketplace). Нишевые площадки (Scripted.com, Codeable.io) предлагают специалистов более высокого уровня. Как правило, чтобы пройти в нишевый маркетплейс, необходимо выполнить тестовое задание и доказать экспертизу. На конкурсных площадках (99desgins.com) модель работает так: заказчик публикует задание и платит за него $500. За эти деньги борются несколько претендентов, и вознаграждение получает автор той работы, которую выберет потенциальный клиент. На такую фриланс-биржу новичкам, конечно, пробиться сложно, потому что платформа подразумевает наличие серьезного опыта, иначе выиграть конкурс просто не получится. 

  1. Digital Stock / Goods Marketplace. Это, так сказать, магазин материалов, которые создает фрилансер-автор, а заказчик покупает необходимое (Envanto.com). Это могут быть 3D-элементы (TurboSquid), стоковые фото и видео (ShutterStock), музыкальные треки и прочее. Для фрилансера это почти пассивный доход, потому что ему надо только выложить свои материалы, а заказчик сам все купит. 
  2. Micro Jobs Marketplace. На этих площадках исполнители предлагают выполнить небольшие задачи за скромную сумму. Лучший представитель такого типа фриланс-бирж — Fiverr. Маленькие задачи на копирайт, установка софта или простой графический дизайн можно купить за небольшие деньги. 

Откуда взялся миф, что на фриланс-биржах нет профессионалов? 

В индустрии фриланса есть достаточно причин, по которым на независимых исполнителей на фриланс-биржах клиенты могут смотреть с сомнением. Да и сами фрилансеры могут избегать площадок, так как не верят, что там могут быть надежные адекватные заказчики. 

Первая причина – это скам. Обман на бирже знаком как фрилансерам, так и заказчикам. Одна из популярных схем развода исполнителей – «Нам нужен доступ вот в эту программу для выполнения задачи, оплати ты, а я потом с вознаграждением верну». Только после оплаты ни заказчика, ни вознаграждения уже не найти. Клиентам тоже достается: фрилансер настаивает на предоплате, получает ее и исчезает. Естественно, заказчики не верят, что на бирже могут работать профессионалы; а профессионалы не хотят тратить свое время на нечестных клиентов. 

Вторая причина – демпинг. Будет ли профессионал обесценивать свои услуги, чтобы получить заказ? Конечно, нет. А среди голодных фрилансеров, только начинающих свой путь на биржах, «демпингующие», конечно, найдутся. Однако в этой тенденции есть влияние заказчиков тоже. Так, клиенты могут не понимать истинную стоимость работы. Они говорят: «А почему так дорого?» — и идут искать тех, кто сделает дешевле (и хуже). И ведь находят! И тогда из-за отсутствия спроса даже профессионалы могут снижать цены на свои услуги. 

Третья причина – на биржу приходят учиться. Действительно, как пишет Виктория Кучинова, сооснователь агентства ИТИРИЙ, в своей статье на workspace.ru, она после 10 лет работы в газетных редакциях ушла во фриланс и бралась за все, что попадалось на бирже: карточки товаров, тексты для лендингов… Была ли она новичком в написании карточек товаров? Получается, что да. Была ли она новичком в написании текстов и редактуре? Конечно, нет. 

Как найти профессионалов на фрилансе? 

Профессионалы занимаются фрилансом и на полставки, совмещая с основной работой, и на полной занятости, где все их рабочее время уходит на проекты заказчиков. Например, мамочка в декрете может быть специалистом с серьезным стажем, но у нее нет времени искать заказы, и она готова взяться за предлагаемую задачу чуть дешевле рынка. На фриланс также выходят бывшие сотрудники агентств. Тогда, допустим, дизайнеров сайтов, которые теперь работают на себя, может выдать результат на уровне агентства за кратно меньшую сумму. Так на что обращать внимание, если хочешь найти профессионала? 

Стоимость заказа. Если цену устанавливаете вы, то будьте готовы указать адекватную среднерыночную цену. Арифметика тут простая: вы сэкономите так больше, чем если переберете несколько «дешевых» фрилансеров, которые в силу отсутствия опыта сделают не то. Профессионал знает себе цену и бросаться на слишком дешевые заказы, конечно, не будет. 

Качество технического задания. Ваше описание желаемого конечного результата должно быть понятным и включать в себя весь спектр работ, которые необходимо выполнить. Фрилансеру будет понятно, что от него требуется и интересен ли ему этот заказ. Профессионал не будет тратить время на неясные проекты, где сам заказчик еще не знает, чего хочет. 

Если вы готовы заплатить действительно адекватные деньги за задачу в соответствии с рынком и написали подробное ТЗ, которое позволяет на 90% сразу понять ваш проект, следует обратить внимание на профили фрилансеров и то, как они общаются – по этим аспектам можно выделить профессионалов. 

Профили находятся в топах рейтингов на биржах. За таким высоким местом в рейтинге стоят годы опыта и серьезные финансовые вливания. Следует обратить внимание также на тех, кто расположен достаточно высоко в общем рейтинге. Как правило, специалисты имеют постоянный поток заказов и просматривают его на бирже иногда, а не мониторят постоянно. Будьте готовы написать понравившемуся исполнителю первым. 

Менее 2 отрицательных отзывов. Каждый фрилансер, какой бы хороший он ни был, может нарваться на неадекватного заказчика, который посчитает нужным написать плохой отзыв. Однако сам по себе негативный отзыв – это крайняя мера воздействия, когда договориться мирно не получилось. Если фрилансер в такие ситуации попадает слишком часто, то скорее всего, дело не только в заказчике. Поэтому ориентируйтесь на количество негативных отзывов – если их больше, то следует рассмотреть другого исполнителя. 

Фрилансер присылает нешаблонный отклик. Обычно ответы «под копирку» без привязки к проекту или категории – яркий признак, что рассылкой управляет робот или сам фрилансер «спамит» заказчиков. Напротив, небольшое сообщение с вопросом показывает, что задачу прочитали, оценили и нашли интересной. Профессионал не принимается за проект, пока не выяснит точные сроки и все «хотелки» клиента. Исполнитель, который обещает все сделать и которому все понятно, скорее всего, либо не профессионал, либо и вовсе обманщик.

Фрилансер не хочет сразу давать ссылки на свои соцсети или другие контакты вне биржи. Сделаем небольшой дисклеймер: фрилансер хочет работать безопасно через биржу, а не переходить на другую площадку или метод оплаты, что лишит его защиты эскроу. Поэтому в первом же сообщении просить личные контакты лучше не надо. Однако если позже фрилансер избегает внешних контактов, то есть повод напрячься. Профессионалы развивают личный бренд и рады поделиться ссылками на свои соцсети. 

Фрилансер не пропускает никаких дедлайнов. Профессионалы придерживаются сроков даже в самых скромных договоренностях: обещал прислать ссылку сегодня и прислал, обещал перезвонить через час и перезвонил. Естественно, иногда может случиться непредвиденная ситуация, но с хорошими исполнителями это редкость. 

Где найти профессионалов на фриланс-бирже? 

Как мы писали выше, топ-листы на площадках укажут на наиболее успешных и известных фрилансеров. Такие специалисты берут дорого, но вы можете быть уверены в их профессионализме и качестве результата. Дополнительно можно оценить топовые позиции внутри категории – там найдете лидеров по направлению, а не по всей бирже. 

Еще один способ – сарафанное радио. Наличие рекомендации и возможность узнать из первых уст об опыте работы с фрилансером поможет быстрее принять решение и установить контакт. Даже если вы нашли исполнителя напрямую, все равно можно работать с ним через биржу, чтобы между вами был эскроу-счет. 

Следующий вариант – специализированные нишевые биржи. Как правило, доступ к ним ограничен – исполнитель должен сначала сделать тестовое задание, которое подтвердит его уровень, и только потом фрилансер сможет создать профиль и откликаться на проекты. Естественно, цены на таких биржах выше, чем на более общих платформах, но так вы получаете доступ к проверенным исполнителям. 

Конечно, не следует пренебрегать международными платформами, на которых конкурируют фрилансеры из разных стран. На них конкурс значительно выше, а значит, слабые фрилансеры просто не задержатся на таких площадках. EasyBusy, Upwork, Guru… Сегодня список таких платформ достаточно разнообразен. Но будьте внимательны с методом пополнения счета заказчика – так, из списка выше в СНГ доступен только EasyBusy. 

Резюме

Фрилансеры – это специалисты, которые по каким-либо причинам ушли в свободное плавание. Кто-то выбрал фриланс, потому что там интереснее задачи, а кто-то пока ещё в процессе перехода с полной занятости на работу на себя. Однако среди исполнителей всегда есть профессионалы, которые готовы делиться экспертизой за меньшие деньги, чем если бы задачу взяло агентство. 

Ключевой ошибкой при поиске фрилансера является убеждение, что все исполнители делают хорошо и дёшево. Такое сочетание, безусловно, можно найти, но это скорее исключение. Поэтому, если вы ищете профессионала:

  1. будьте готовы к среднерыночной цене или выше, чтобы мэтч случился с первого раза;
  2. обратите внимание на то, как фрилансер общается с вами, как интересуется проектом. Профессионалы внимательно уточнят вопросы по ТЗ и срокам, прежде чем принять проект и начать работу;
  3. используйте все каналы поиска – и сарафанное радио, и биржи. Биржа выполняет важнейшую функцию эскроу. Для профессионалов, которые ценят свое время, такая функция является гарантом, что их работу оплатят.