А.С. Пушкин любил рисовать. Сначала он рисовал на манжетах и на полях своих рукописей. Со временем он понял, что из-за обилия его неразборчивых каракуль, на листе остается совсем немного места для рисунков. С этого момента он старался соблюдать точную пропорцию: половина текста – половина картинок. Однако, природа брала свое и, с каждым днем, все меньше места на черновике занимали стихи и все больше рисунки.
Вот, например, как выглядел первый лист черновика известного стихотворения.
В центре листа был изображен радостный бородатый мужик в лаптях и залатанной косоворотке. В правой руке угадывались очертания штофа, а в левой помятая бумажка. Мужик как бы слегка пританцовывал на столе, а на заднем плане было нарисовано заиндевевшее окно, за которым валил снег. Короче, после долгих раздумий, зритель понимал: мужик получил вольную.
Текст был краток: «Зима. Крестьянин торжествуя».
Дальше шла целая серия картин: «На дровнях», «Обновляет путь» и других. Широкую известность получили практически все произведения, даже акварель сомнительного качества под названием «Его лошадка, снег почуя…».
Затем великий поэт приступил к написанию своей самой знаменитой серии картин «Евгений Онегин». Восторженная публика ломилась в галереи, специально построенные для демонстрации десятков тысяч картин и рисунков. Картины скупались известными западными коллекционерами за баснословные деньги. Так, например, кроваво-красное полотно «Он уважать себя заставил», изображающее толстого урядника на разборке с бандой озверевших беспризорников, была продана за 1000 рублей золотом.
После «Евгения Онегина» популярность Пушкина как художника продолжала расти. Картин становилось все больше, они расходились по всему миру и уследить за их судьбой не было никакой возможности. Поэтому, возникла необходимость в создании списков и реестров. Компьютеров тогда не было, и списки составлялись от руки. Часть их была создана поэтом собственноручно, но даже здесь ему порой было трудно сдержаться, и на полях, то и дело, появлялись небрежные наброски. Потом списки печатались и многократно переиздавались. До нас эти списки дошли в виде литературных произведений.
Вообще, копирайт – это великое искусство, а хороший слоган – половина успеха рекламной кампании.
ЮV