Принято считать, что маркетинг зародился в США, а форпостом его развития в Европе стала Великобритания. Вот почему, какой бы невероятной или, напротив, скучной, и абсолютно неприемлемой для России ни казались британская рекламно-маркетингово-коммуникационная реальность, за ней всегда любопытно наблюдать: придет ли такое к нам, и как скоро?
В Великобритании я впервые оказалась в 1992-м, затем изучала там маркетинг (в CIM), а потом приезжала в командировки каждые 2-3 года - удобный интервал, чтобы замечать тенденции и делать выводы… На днях вернулась из очередной поездки, к сожалению, единственной за последние 4 года (кризис!). И вот решила поделиться увиденным. Сразу оговорюсь, что это не исследование, а обрывки впечатлений простого обывателя, который по стечению обстоятельств оказался еще и обладателем такой профессии, как консультант по маркетингу.
Итак, Лондон, ноябрь 2011.
В Великобритании по-прежнему актуален лозунг «THINK GREEN». Как и 15 лет назад, британцы ставят экологию во главу угла. Здесь маркетологи свято верят, что бережное отношение к ресурсам и среде обитания очень важны, потому что компания или персона, которая демонстрирует общественности свое ответственное отношение к экологии, воспринимается в более выгодном свете и, в конечном итоге, может лучше достигать поставленных целей, в том числе - продвигать товары или идеи.
И вот Вам самый свежий пример в действии: Площадь у собора Св.Петра сплошь занята палатками с протестантами, выступающими против поддержки правительством банков. Вид у большинства «революционеров» слегка припыленный и хипповатый. Может это из-за того, что на площади закрыли бесплатные туалеты, дабы не поощрять борцов оставаться здесь надолго. Полицейские не вмешиваются и наблюдают за происходящим со стороны. К палаткам то и дело подходят съемочные группы, ведут репортажи, берут интервью. Казалось бы: ну кого сейчас волнует экология? - Как бы не так! Посреди лагеря рядом с импровизированным пресс-центром - баки для раздельного сбора мусора… Понятно, что они - не самоцель, но как удачно коммуницируют посыл, что люди в палатках - граждане ответственные… и т.д. и т.п.
Вы можете представить себе такую картину в России? Я - нет! И, видимо, не смогу еще, как минимум, лет десять. Ну не ассоциируеются у нас мусорные баки с высокими помыслами! Не то, чтобы мы были против экологии, просто пока жертвовать ради нее своими удобствами, привычками и лощеным имиджем пока не готовы. Видимо из-за этого пока буксуют, а то и вовсе закрываются, не успев стартовать, проекты по раздельному сбору мусора в различных городах России и еще долго не будут работать рекламные призывы купить товар из-за того, что его упаковка сделана из макулатуры.
Вот еще кратенький пример «зеленого мышления» в Лондоне. Правда, реализовала его японская компания RICOH, которая установила здесь биллборд, работающий от энергии солнца и ветра, второй после аналогичной конструкции на Time Square в США. Японцы знали, что в Лондоне это, наверняка, оценят!
Кстати, вот Вам и решение для автономного электроснабжения наружной рекламы в Москве:)
Еще впечатления - в следующих темах, если кому-то будет интересно.