В последнее время интерес к развитию исламских финансов значительно возрос, в том числе и в России. Такое внимание далеко не случайно: на сегодняшний день в мире существует достаточно обширная практика реализации исламских финансов – отрасль достигает 2 триллионов долларов и представлена более чем в 70-ти странах мира, включая многие немусульманские страны. Темпы роста отрасли также внушают оптимизм: они достигают 15-20% в год и значительно превосходят темпы роста традиционного финансового сектора, которые составляют не более 5% в год. Однако, с сожалением, надо отметить, что не всегда исламские финансы соответствуют всем принципам ислама.
Мухаммад Таки Усмани, председатель шариатского совета AAOIFI, отмечал: «До тех пор, пока менеджмент, акционеры и клиенты исламских банков не будут готовы принять разницу в концепции их деятельности в сравнении с традиционными, - исламские банки будут продолжать использовать чуждые исламу принципы работы, и подлинная исламская система никогда не будет установлена».
Так что же представляет собой система исламских банков, в чем их преимущество перед традиционной западной системой?
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) предупреждал свою общину: «Если вы станете продавать товар в кредит и выкупать его обратно за меньшую плату (бай аль-‘инах), держаться за коровьи хвосты, довольствоваться земледелием и перестанете усердствовать на пути Аллаха, то Аллах обречет вас на унижения до тех пор, пока вы не вернетесь к своей религии» (Сунан Абу Дауда, похожий хадис приводится в Муснаде имама Ахмада).
Основные положения, которые предлагает религиозная община, это:
1. проведение экономических операций на основе четкости и этики;
2. разделение рисков между финансистами и клиентами;
3. кредит должен укреплять положение заемщика;
4. не втягивать в долговую яму;
5. увязывание финансирования реальным сектором экономики.
Исламские финансы – это финансы с долевым участием, обеспеченные активами, этические, устойчивые и социально ответственные. Эта система предполагает концепцию разделения рисков, соединения финансового сектора с реальной экономикой и всеобщий доступ к финансовым услугам и социальному благополучию.
У исламских банков три источника прибыли:
1. Мушарака, мудараба и кард уль хасан.
Мушарака – это объединение капиталов для финансирования. Прибыль делится в определенном порядке. Мудараба – соглашение между двумя сторонами, когда один дает деньги, а второй – управляет проектом. Кард уль хасан (иными словами, благотворительный кредит) – это беспроцентный кредит как материальная помощь или субсидия.
2. Долгосрочные инвестиции.
3. Комиссионные сборы и лизинг.
Говоря о комиссионных сборах, имеется ввиду мурабаха – договор между банком и клиентом о продаже товаров по специальной цене, которая включает в себя маржу – разницу между ценой покупки и ценой продажи. Идентичной операции мурабаха является операция бай битаман аджил, когда банк приобретает оборудование или товары по просьбе клиента, а впоследствии продает их клиенту по взаимно согласованной цене, которая превышает цену покупки, что и составляет прибыль банка. Клиент может производить оплату в рассрочку, в установленном заранее сроке, или же выплатить всю сумму сразу.
Еще одной операцией подобного рода является операция бай аль салям, или контракт о продаже товаров, когда цена оплачивается заранее, а товары поступают в будущем. Получив денежные средства, банк может вложить их в производство или в ценные бумаги, что позволит ему получить определенный доход, который составляет прибыль банка от данной операции. Возможна также оплата постепенно, то есть клиент выплачивает банку не всю сумму сразу, а поэтапно - в рассрочку. Такая операция известна в исламском банковском деле под названием истисна.
Что касается лизинга, то здесь речь идет об иджара. Это когда банк по поручению клиента покупает и сдает ему в аренду определенный объект. Разновидностью иджара является договор иджара ва-иктина, единственным отличием которого является то, что клиент обязуется по окончании срока аренды выкупить арендованное имущество из собственности банка.
Главный принцип работы исламского банка можно определить как следование предписаниям Корана. К примеру, ислам запрещает риба (ростовщичество). Помимо этого запрещен ссудный процент (риба), нельзя финансировать аморальные и неэтические виды бизнеса (к примеру, алкоголь, табачная продукция), финансирование должно быть связано с реальными активами.
Так в чем же плюсы внедрения исламского банкинга, что он может привнести полезного?
В первую очередь, это мобилизация финансовых ресурсов, особенно в странах с низким уровнем личного дохода. Здесь особое внимание уделяется работе с мелкими клиентами, а исламский банк исполняет роль социально-воспитательного стимула. Не стоит забывать и об инвестиционной деятельности. Инвестиционная логика исламских банков следует из принципа увеличения общественной выгоды.
Особое внимание – долгосрочным проектам, в которых нуждаются развивающиеся страны. Параллельно идет финансирование мелких проектов. Доход по вкладам зависит от результатов деятельности компаний, в которых банк вложил свои средства. Таким образом, устанавливается благоприятная инвестиционная среды и происходит эффективное распределение финансовых ресурсов в пользу наиболее прибыльных отраслей экономики. Как отмечал бывший исполнительный директор МВФ Аббас Мирахор, финансирование по исламской модели позволит покончить с зависимостью реального сектора от интересов банковского капитала.
Еще одной немало важной функцией исламского банка является предоставление подробной информации о своих клиентах, за исключением случаев, когда это является коммерческой тайной. К тому же банки призваны проповедовать и развивать исламскую мораль. Банк, будучи частью исламской модели экономического развития, создает баланс между материальным и духовным началами и позволяет удерживать равновесие между правами и обязанностями. Исламский банк должен содействовать не только установлению справедливости в мусульманском обществе, но и консолидировать общество на базе единой религиозной идеи.