— Ну, что, едем к Сереге во Владимир?
— Когда??? (я уже предчувствую волшебное завтра)
— Завтра, утром.
— Спрашиваешь! Конечно, едем!
Вдвоем с Алексеем, моим добрым учителем, гнали мы по неожиданно пустой «горьковке». Промелькнул краеведческий музей Покрова, лакинский пивзавод (о как!), через два часа уже на месте. А вот и он — неспешная фигура в черном поднималась снизу улицы. Увиделись наконец-то! Столько-то уже насмотрелись неописуемых работ по резьбе этого человека и наобщались в интернетах, а увиделись впервые. Поехали в серегину мастерскую. Две минуты езды. Ветхое зданьице своим запущенным видом словно издевалось над хозяевами — большими мастерами по дереву да заслуженными художниками. Художники располагались выше, а подвальное помещение было отведено под мастерскую. Зашли, и вкусный запах липовых досок заполнил легкие.
Длиннющий, метров в десять, верстак был завален стамесками, они также висели рядами и на стене. Восхитительно прекрасный бардак! Между инструментами лежали резные детали, некоторые еще в заготовках, а некоторые уже почти завершенные. На стенах старые резные орнаменты, ангелочки, розетки, балясины, даже древнего вида Иисус с отломанными конечностями.
Все это в свете ламп и единственного крошечного окошка играло приятным древесно-янтарным цветом и так благоухало, что мы невольно восклицали, как же здесь хорошо, как душевно!
— Я здесь жить останусь! — резюмировал Леха.
Это и впрямь была какая-то магия творчества.
Сереге всего 28. Он уже успел сотворить (именно это слово уместнее всего) сложную резьбу восьми иконостасов внушительных размеров. Человек настолько увлечен своим делом, что заражаешься этой увлеченностью мгновенно. С каким-то мощным добрым и открытым знанием и мастерством он берет стамеску и тут же из загогулистой заготовки вырезает вполне оформленную волюту, попутно комментируя такие нюансы, о которых как-то и не догадывался никогда.
Барокко, роккоко, рокаиль, стиль регентства — из молодого мастера просто льются даты, факты, особенности эпох и стилей — хочется присесть на табурет и слушать и слушать, смотреть да смотреть. На столе появляются старинные, под 200 лет, книги для резчиков и мебельщиков, с гравюрами и рисунками. У меня подобные есть только в электронном виде. А тут листаю древние страницы, и мурашки пробирают.
Зашли в столярное помещение, Серега заварил чаю. Заточили приготовленных в дорогу бутербродов. Брюхатая кошка залезла ко мне на колени и принялась громко урчать. Напротив стоят четыре коринфские колонны, на каждой ордера из 16 акантовых листов и 8 волют, и все такое воздушное и грациозное, слов нет. Серега снял резную корону со столба и протянул нам в руки, глаза на лоб полезли, насколько все искусно исполнено.
После того как перекусили в столовой, Сергей устроил нам великолепную экскурсию по центру Владимира. Теперь вторая наша цель — иконостас Успенского собора. Но пока шли — наслаждались гармонией города. Солнечный день, свободные пространства, храмы, Золотые ворота, отсутствие высоток.
Вышли к площади, откуда и поднялись к собору. Вход 80 руб.
Серега предупреждает:
— Сейчас вы такое увидите... так что, чур, матом не ругаться!
— Да как можно, да зачем же это? — завозмущались мы.
Обошли для начала вокруг. А там... РУСЬ. До горизонта.
Клязьма петляет невероятно, тянется вдаль мост, по которому словно муравьишки бегут машины. Поля, луга да череда храмов, взбирающихся повыше жилых домиков. Рядом красивый парк с обширной смотровой площадкой и памятником князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Фёдору.
Заходим внутрь собора.
— Ё...... — Леха опомнился на второй букве и таки встрял с запрокинутой головой и полусловом.
Я тоже парализовался в обзоре резного золоченого чуда.
А Серега стоял рядом, с улыбкой, вот уж он не удивлялся нашей реакции. До самого потолка вились барочные кудри, и ничего не повторялось. Сверху смотрели на нас фигуры, множественные лики ангелов, все сверкало и мутило рассудок масштабностью богатейшего убранства.
Да простят меня смотрители, но я не мог не отфотографировать весь иконостас. Можно было смотреть в каждую его точку от пола до теряющегося в высоте потолка и дивиться диковинным архитектурным и орнаментальным решениям. Что-то грандиозное. Потолки собора покрыты фресками Андрея Рублева. Сергей рассказал, что в основном люди сюда приезжают посмотреть именно на них. Переев великолепия, вышли подышать воздухом. Еще раз обошли вокруг, насладившись просторами, дошли до рядом стоящего Дмитриевского собора, украшенного рельефными декоративными колоннами да диковинными животинками, из которых ни разу ни одна не повторилась.
Пора уже и назад. Полные впечатлений, тепло простились и поехали обратно, собрав по дороге все вечерние подмосковные пробки. Однако на душе было радостно — насколько же замечательным получился день во Владимире!
Да ведь еще остался у меня подарок Сергея — изящный тонкий лист аканта от ордера колонны, ставший маячком в моих резных начинаниях.