Ноябрь 2014-го ознаменовался сразу двумя замечательными событиями — в Московском доме творчества на Большом Овчинниковском прошел фестиваль резчиков, посвященный 80-летию Михаила Давыдовича Ильяева. Дядя Миша, как любя и с уважением называют его братья по творчеству, уже 36 лет ведет занятия в своей школе резьбы, постоянно собирает увлеченных одним делом людей. На фестивале было представлено очень много интересных работ, познакомился с такими мастерами, как Владимир Нестеров, Николай Гетьман, миниатюрист Владимир Денисов и др.
Михаил Давыдович давний последователь творчества Эрьзи. На сегодня, пожалуй, нет других специалистов, знающих о Степане Нефедове и его жизненном пути столько же.
М. Ильяев. Скульптор С. Эрьзя. 2005, кебрачо.
М. Ильяев. Эрьзя с трубкой. Береза
В начале декабря я на несколько дней уехал в родной Саранск. И первым делом направился в музей им. Эрьзи. Снежило, настроение было самое радостное. Написались такие стишки.
К музею Эрьзи
Саранские студентки что синички —
Смеются и щебечут, веселы,
Их, в снегопад, красивые реснички
Особенно игривы и милы.
Вот в этих корпусах пять лет учился,
А в этом доме как-то ночевал,
На "Большевисткой, шестьдесят" трудился,
верстал, придумывал, чего-то там писал.
Иду по старым улицам Саранска,
И на душе по-детски хорошо,
Ах, Новый год, твоя пора прекрасна.
К музею Эрьзи я с улыбкою дошел.
В нашем городе действует главный музей всемирно известного мастера с самым большим количеством его произведений. Музей находился долгое время в ремонте и вот теперь предстал перед посетителями в обновленном виде. Стекло, мрамор, простор, тишина, современные технологии. Отлично! Огромный кольцевой зал Эрьзи на втором этаже, плавно уходящий на первый этаж — с отдельными залами художника Сычкова и произведениями 17-18 веков. Когда-то, с четверть века назад, я бывал здесь и вот снова вернулся, уже во взрослом возрасте, с самым живым интересом к резьбе и скульптуре.
Эрьзя. Иоанн-креститель
С некоторых образов рукой смахивал белые пушинки, испытывая при этом какие-то необычные ощущения.
Текстуры кебрачо и альгарробо можно рассматривать даже отдельно вне скульптуры, а уж как великолепен контраст полированных и необработанных поверхностей, особенно кебрачо! Что-то невероятно красивое. Мое отношение к Эрьзе двоякое — многие работы субъективно кажутся в разы менее гармоничными или характерными, незавершенными, но есть такие, от которых захватывает дух. Из любимых: Иоанн-креститель, Испанка, 14-летняя мать с ребенком. Отдельно впечатлил инструмент — "бор-машинка", точнее бор-машинище с размером режущей сферы в кулак. Собственно и величина
коряг впечатляет: от кавказского дуба "Летящего" до 2-метровой глыбы альгарробо "Моисея". Дядька Гигант!
Эрьзя. Монголка
Эрьзя. Последняя ночь осужденного перед казнью
Эрьзя. Аргентинка
Взяв несколько свежих музейных изданий в подарок, вернулся в Москву. В середине декабря приехал в гости к Михаилу Давыдовичу, в его школу. Рабочая комната очень скромных размеров, но тем особеннее ее уют — все стены сплошь заставлены работами мастера — в основном это великолепные портреты. Словно бы целое великое общество смотрит на тебя со всех сторон.
Дядя Миша очень обрадовался моему скромному подарку и вручил свою книгу "Спасибо, Эрьзя", посвящение 130-летию Степана Эрьзи.
Собственно об этой книге и хотелось бы рассказать подробнее. Если простыми словами — это очень ценная книга. В ней переплетаются судьбы всех героев — Эрьзи, его друзей и врагов, учеников и завистников, политиков и коллекционеров, и, конечно, отдельной нитью прослеживается творческий путь самого Михаила Давыдовича. Чтение захватывает, документальный формат заставляет проникнуться огромным уважением к автору.
Представляю вашему вниманию несколько разворотов книги.
1952 год — чемпион Москвы по акробатике среди юношей. Михаил выступает в цирке с акробатическими номерами. Тяжелая травма позвоночника и долгое восстановление. Возвращение на арену. Снова гастроли. Приобщение к таланту Эрьзи. Книга выстроена интереснейшими главами, посвященными отдельным личностям, например, об ученицах Елене Мроз и Юлии Кун, о друге мастера — художнике Сутееве, после в Аргентине Сергееве и т.д. Все это переплетено с личными переживаниями и ожиданиями Михаила в поиске новых фактов, новых скульптур Степана Нефедова. Трижды бывал автор в Аргентине, собирая уникальные материалы о мордовском гении, общаясь с последними современниками, которые знали мастера лично. На пути познания Михаила встают удивительные люди — русские эмигранты и ценители русской истории, аргентинская политическая и экономическая элита, итальянские баронессы, члены различных арт-клубов и ассоциаций — целый калейдоскоп лиц мелькает на страницах книги. Все это не менее интересно, чем биография самого Эрьзи, столь полная взлетов и непризнаний. На одних страницах разговариваем с Еленой Мроз, а на других Юлия Кун передает в дар Михаилу аргентинскую бор-машину Эрьзи 1930 года и запасы кебрачо... Вот мы идем аргентинскими улицами, посещаем известные дома и общаемся с увлеченными Эрьзей горожанами. Вот переносимся в Саранский музей, а вот мы уже в Италии, в мраморных карьерах Каррары...
Несколько работ Михаила Ильяева.
М. Ильяев. Девушка с косой, береза.
М. Ильяев. Анджела Девис. Портрет подарен ей же в 1972 году автором.
М. Ильяев. Модница. Кебрачо
М. Ильяев. Папина фуражка. Красное дерево
Склады дядь-Мишиных работ...
М. Ильяев. Мордовский гений. Красное дерево
На одной из фотографий вижу полосу газеты «Столица С» от 2003-го года.
Вот так раз, газета, в которой я проработал с 1997-го по 2001-й, как удивительны траектории жизни! И вот мы сидим вдвоем с дядей Мишей и пьем чай. Он пишет слова напутствия на обложке книги.
Понимание, сколько прожито этим человеком, сколько всего сделано и сколько дорог пройдено — завораживает. Скольким людям Михаил Давыдович передал свой настрой и желание творить. Он достал альбомы двух учеников, теперь уже состоявшихся мастеров, живущих в США и работающих в сложном стиле ампир на самом высшем уровне. И это лишь капли в море. Сколько людей со всех городов каждый раз объединяют его московские юбилеи. Дядя Миша до сих пор в отличной форме, и да пусть еще долгие-долгие годы сопутствуют ему творческая сила и здоровье!
Спасибо!
С уважением,
Сергей Пронин
P.S. Жаль, что такие люди так мало получают внимания со стороны государства, работают, будучи неуверенными в завтрашнем дне, не выгонят ли Московский дом творчества с занимаемых метров современные арендодатели, не завершатся ли эти памятные встречи мастеров и учеников, не растворится ли что-то настоящее и ценное в новом мире денег и глянцевой суеты.