Современный энергетический кризис затронет весь мир

2021-09-27 14:46:19 3339

Мегаваттагедон. Газаапокалипсис. Энергастроф. Называйте это как хотите, новости энергетического рынка, поступающие из Великобритании, рисуют мрачную картину того, что происходит, когда экономика, совершающая справедливый переход к доступной, чистой, возобновляемой энергии, вынуждена обращаться к дорогостоящему газу, чтобы продолжать двигаться вперед.

Поскольку последствия энергетического перехода отражаются на каждом уголке общества, опыт Великобритании является поучительной историей для остального мира, примером того, что может - и очень вероятно будет - пойти не так, как надо, когда страны по всему миру спотыкаются о своем переходе к зеленая энергия.

Китай уже предупредил, что это может повлиять на продовольственную безопасность, поскольку стремительный рост цен на уголь повлияет на поставки удобрений. В ЕС влияние дефицита электроэнергии на потребителей уже отразилось на политике, поскольку счета за электроэнергию резко выросли в связи с низкими запасами газа в преддверии зимы, но больше всего страдает Великобритания.

Как упало домино

Эффект домино, который привел к нынешней боли Великобритании, начался с похолодания. После холодной зимы 2020-2021 годов, когда Великобритания и большая часть Европы истощили свои запасы энергии, мир начал выходить из пандемии COVID-19. Выйдя из спячки, Европа и Азия начали соревноваться за ограниченные поставки газа США, Норвегии и России, каждый из которых пополнял свои собственные запасы.

Неудивительно, что цены на газ выросли: цены на спотовом рынке с начала года выросли на 400%, а цены на электроэнергию подскочили на 250%.

Когда расходы на газ начали съедать прибыль, фирмы, которые не могли позволить себе такой скачок, начали закрываться.

В индустрии удобрений два крупных британских завода, принадлежащих американской компании CF Industries Holdings, временно закрыли свои цеха, а норвежская компания Yara также сократила производство на ряде своих европейских площадок.

Это, в свою очередь, привело к нехватке углекислого газа, побочного продукта производства удобрений, который используется для оглушения животных перед забоем, и нехватки сухого льда для охлаждения продуктов при хранении и транспортировке.

А это, в свою очередь, поставило под угрозу поставки в британские супермаркеты курицы и ветчины, газированных напитков и мороженого. Только в одном примере продуктовый онлайн-магазин Ocado Group прекратил поставки замороженных продуктов потребителям из Великобритании из-за нехватки сухого льда.

«Мы находимся на острие ножа», - сказал исполнительный директор Британского птицеводческого совета Ричард Гриффитс.

Многие представители энергетической отрасли сразу же заявляют, что период высоких цен пройдет и вскоре все вернется на круги своя. Они избегают использования апокалиптических терминов, таких как «энергетический кризис» или дефицит газа, и вместо этого предлагают, чтобы повышение цен выявило недостатки рыночной энергетической системы Великобритании, которая оказалась в значительной степени зависимой от того же газа, от которого она пыталась отказаться.

Но есть масса причин полагать, что этот энергетический кризис - не разовое шоу.

«Это явление происходит во всем мире, поскольку мы продолжаем увеличивать проникновение возобновляемых источников энергии, чего мы и хотим. И мы должны продолжать идти по этому пути », - сказал Энтони Катачанас, генеральный директор Victory Hill Capital Group, управляющий активами, которому принадлежит портфель газовых заводов, которые включаются в периоды пикового потребления электроэнергии, - известные как пиковые станции - на очень долгое время. высокие цены.

"Зигзагообразная линия"

Энергетический переход будет не плавным, а «зигзагообразной линией», - сказал Йост Бергсма, руководитель фонда возобновляемых источников энергии Glennmont Partners.

«Направление не изменится, в системе всегда будет больше возобновляемых источников энергии, но люди должны осознавать риски и проблемы нестабильности, связанные с достижением этой более высокой точки», - сказал он.

В прошлом Великобритания полагалась на свои собственные запасы газа в Северном море для обеспечения энергией в любой момент, при этом потребность в хранении газа в остальной Европе была незначительной. Но по мере того, как производство замедлялось, страна наращивала производство возобновляемых источников, чтобы сохранить свою энергетическую независимость. Этот бум возобновляемых источников энергии, особенно из-за оффшорного ветра в Северном море, означает, что Великобритания добилась быстрого прогресса в сокращении сжигания угля: летом 2021 года были зафиксированы рекордные два месяца без угля.

Проблема в том, что по мере того, как Великобритания законсервировала угольные электростанции, страна стала более зависимой от международного спотового рынка газа как единственного гибкого источника выработки электроэнергии, который необходимо восполнять, когда ее обычные источники перестают работать.

Когда цены на газ были низкими, а ветер генерировал твердые 25% энергии в Великобритании, что происходило в среднем в течение 2020 года, похоже, никто не замечал этой проблемы. Но как только ветры в Северном море утихли, как этим летом - производство снизилось до 7% от энергетической ценности страны, - мировые цены на газ взлетели. И безопасность, доступность и выбросы внезапно стали очень важными.

Удивление и шок, продемонстрированные правительствами перед лицом этих скачков цен, выглядят немного неискренне в глазах некоторых представителей отрасли, которые вместо этого видят отсутствие планирования со стороны лидеров, которые с радостью принимают низкие цены, когда им предлагают, но не желают этого. чтобы заплатить за планы по смягчению неизбежных всплесков.

«Шокер. Неустойчивые цены непостоянны. Они поднимаются и опускаются », - сказал глава финансовой консультационной компании в области энергетики, пожелавший остаться неизвестным. Он спросил, если страны действительно хотят стабильных цен, «тогда почему вы поощряете наиболее неустойчивое определение цен?»

Принимая во внимание постепенный отказ от угля (и ядерной энергетики) в Великобритании, летучий газ, каким бы дорогим он ни был, просто по-прежнему необходим.

"Это вполне ожидаемо. Это естественное следствие того, что такое структура энергопотребления", - сказал Катаханас из Victory Hill, управляющего активами, владеющего газоперерабатывающими заводами. производство электроэнергии на газе вводится в баланс энергосистемы.

Для Катахан энергетический «кризис» на самом деле является вопросом «ожидания» или его отсутствия у правительства.

Кто заплатит за повышение цен?

Независимо от того, работает ли рынок так, как задумано, или скачки предсказуемы, правительство Великобритании изо всех сил пытается выяснить, кто понесет основную тяжесть издержек. Должны ли потребители оплачивать более высокие счета за электроэнергию по мере роста оптовых цен?

По крайней мере, четыре энергетических компании, которые присоединились к рынку распределения электроэнергии в последние годы, обанкротились с начала августа, не успев справиться с глобальным скачком оптовых цен на газ. (По слухам, поставщик электроэнергии Bulb, специализирующийся на возобновляемых источниках энергии, также разоряется.)

«Я симпатизирую потребительским ценам, но в то же время должен быть какой-то баланс. Вы не можете заставить компании-поставщики съесть более высокие производственные затраты, - сказал Бергсма из Glennmont Partners. - Урок в том, что это общая ответственность потребителя, поставщика и правительства ».

К сожалению, это, скорее всего, повлияет на домохозяйства с более низким доходом. Согласно данным Reuters, в 2019 и 2020 годах домохозяйства в дециле с самым низким доходом потратили почти в три раза больше на газ и электроэнергию по отношению к своим общим расходам по сравнению с домохозяйствами в дециле с самым высоким уровнем дохода.

И не только британские потребители сталкиваются с резким скачком цен на энергоносители. Премьер-министр Испании Педро Санчес объявил о временном снижении налогов и сокращении сверхприбылей, получаемых энергетическими компаниями от помощи потребителям в стране. Правительство Италии потратило 1,2 миллиарда евро на снижение роста цен на энергоносители для домашних хозяйств, а его премьер-министр Марио Драги пообещал еще 3 миллиарда евро, чтобы помочь потребителям в ближайшие месяцы. Франция уже объявила о субсидии в размере 100 евро для почти 6 миллионов семей с низкими доходами.

Потребность в гибкости

Великобритания - крайний пример. За последнее десятилетие в стране наблюдался стремительный приток возобновляемых источников энергии, в то время как пиковые потребности ее энергетической системы по-прежнему сосредоточены на газовом рынке. Но это глобальная проблема, из которой можно извлечь урок для стран по всему миру, когда они начинают энергетический переход: один сбой может разрушить систему без достаточного количества резервных копий.

«Эта проблема не является полностью изолированной для Европы», - говорит Бергсма из Glennmont Partners, указывая на недавний кризис в Техасе, когда сильный зимний шторм повредил недостаточно изолированную инфраструктуру природного газа и заморозил ветряные турбины. В Техасе самое большое производство возобновляемой энергии среди всех штатов США.

По мере того, как мир отходит от ядерной энергии и ископаемого топлива, будет расти спрос на гибкие источники энергии, которые смогут реагировать на пики и спады возобновляемых источников энергии с перерывами. И они не всегда будут чистыми.

«Мы очень заметно это видели в Австралии, - сказал Катаханас. Хотя возобновляемые источники энергии имеют место в Австралии, уголь по-прежнему обеспечивает 70% ее энергобаланса. Это «происходит из-за того, что энергосистема не может в достаточной степени полагаться на производство возобновляемой энергии, поэтому они переходят на уголь, который является более опасным, более дорогостоящим и менее эффективным», - сказал Катаханас.

На данный момент надежность поставок по-прежнему в безопасности. «Я не вижу причин для отключений электроэнергии, потому что источников электроснабжения более чем достаточно. Это будет просто дорого», - говорит Карлос Торрес Диас, глава отдела рынков газа и электроэнергии исследовательской компании Rystad Energy.

Но пока природный газ остается крайне нестабильным товаром, рост цен на газ и его дефицит будут продолжаться - и, вероятно, будут расти.