Первая ступень лестницы вверх – так охарактеризовал сегодняшнюю философию марки Gourji ее основатель и креативный директор Дмитрий Гуржий. И рассказал, что ждет марку на самом верху лестницы.
Как появилась идея марки Gourji: российские аксессуары и украшения класса люкс, причем такого ностальгического дизайна?
Идея эта появилась давно: причем создать марку универсальную, которая представляет не только украшения, но и разные аксессуары из кожи, предметы гардероба, изделия из фарфора. Тут мы ориентировались на мировой опыт. Мы знаем много таких известных универсальных домов в Европе и Америке, которые в своей философии опираются на национальные культурные корни своей страны и используют вполне узнаваемые исторические знаки в своем творчестве.
Gourji я бы хотел построить по такому же принципу: от конкретной идеи – к глобальности. Но я бы не назвал эту идею российской, а скорее евразийской. Мы рассматриваем как наше культурное пространство всю территорию от Тихого океана до Балтии, этот огромный плавильный котел культур, и на основе этой самобытной эстетики создаем коллекции. Да, начали с советского периода, но в первую очередь потому, что он ближе всего к нам по времени, его легче всего осмыслить. Но здесь нас интересует не партийный строй, а в первую очередь культурный пласт, который господствовал долгое время на всем евразийском пространстве.
И насколько ваша идея нашла отклик у покупателей?
Марке Gourji всего полтора года, но я уже могу сказать, что старт был удачен. Мы занимаемся дистрибуцией многих ювелирных марок и можем сравнивать. Сейчас Gourji можно увидеть в 22 магазинах Москвы, мы представлены в бутиках Парижа и Куршевеля. Правда, клиенты в основном русские, но постепенно мы завоевываем известность.
А почему вы решили довольно смело назвать марку своим именем?
Потому что я уже пять лет мечтал именно о создании собственного бренда. Что касается имени, то тут на выбор повлияло два момента. Во-первых, моя фамилия звучит очень по-евразийски, что согласуется с концепцией марки. Слово «гуржи» можно встретить во многих языках, от тюркских до славянских. А второй момент более важен: когда ты называешь марку своим именем, это дополнительный самоконтроль, больше ответственности за то, что ты под этим именем производишь.
Но, как я понимаю, вы только разрабатываете проекты, а производите украшения в Италии?
Моя мечта, конечно, производить все в России. К сожалению, пока что это невозможно, если следовать заданным высоким стандартам качества. У нас хорошо делают литье, гранят камни, у нас прекрасные художники. И все, что касается литья, росписи, мы стараемся делать в России. Но более тонкую работу и работу с золотом мы пока производим в Валенце, это город на севере Италии, исторически специализирующийся на золоте, там работают лучшие мастера.
Вы сказали, что советская тема – это «проба пера». А долго вы будете еще с ней работать?
Мы уже двигаемся дальше. Сейчас создаем коллекции, навеянные творчеством Льва Бакста, Серебряного века, Дягилевских сезонов. У нас готова коллекция мужских запонок «Белое дело»: в ней использованы мотивы знаков отличия царских офицеров. Дальше мы хотим идти в гораздо более ранний период, раннее Средневековье, расцвет скифских и хазарских культур – обещаю, вы увидите еще много интересного.
Между тем, крупные иностранные дома, о которых вы говорили, создают такие коллекции скорее как сезонные «фишки», а основой ассортимента у них являются универсальные, просто красивые вещи. У Gourji же такой основы, получается, нет?
Не забывайте: мы еще в самом начале пути. Если вы посмотрите на историю других домов, то они тоже начинали с «фишки». Вначале надо стать брендом, чтобы предлагать что-то универсальное. Да, мы можем сейчас сделать «просто запонки» или «просто кольца», но кому они будут нужны? Поэтому вначале мы должны запомниться, выделиться своей эстетикой, привязкой к конкретной территории. К тому же мы делаем очень красивые вещи. Все, кто видят наши украшения и аксессуары, ценят не только тематику, но и тонкую работу.
А вы создаете коллекции по заранее подготовленному плану или на вас может снизойти неожиданное вдохновение?
И то и другое. Я бы сказал, что источником вдохновения для Gourji служит само наше общество. Мы живем в нем, дышим одним воздухом, стараемся предугадать, что нужно нашим современникам. И, как мне кажется, сейчас им нужно что-то твердое, надежное, какая- то система координат, на которую можно опереться. И я надеюсь, что Gourji участвует в формировании этой системы.
То есть все надежное, хорошее, ценное – все в прошлом?
Конечно, менталитет человека так устроен, что ему кажется, что все самое лучшее было в молодости. Но дело не только в этом. История культуры – это лестница вверх, и если убрать историю, то ты попросту скатишься вниз. Меня все время спрашивают: а когда же будут символы современности или символы будущего. Я не знаю. Я пока таких безусловных символов сегодняшнего дня не вижу, я сам жду, когда они появятся. А появятся они в том числе и из-за того, что мы все время будем изучать и переосмысливать прошлое. Если будем просто сидеть и думать, ах, как бы нам придумать современные символы, вряд ли мы что-то создадим.
Кто вас спрашивает про современные символы? Или точнее – кто ваша клиентура?
Наши клиенты – это бизнесмены от 35 лет и выше, это люди, которые сегодня имеют средства, но воспитаны на культуре «безусловных знаков». И в основном это мужчины, поскольку наши коллекции в основном мужские. И им в равной степени нравится и качество исполнения наших изделий, и стоящая за ними история.
Значит, у вас есть философия марки, есть четкая позиция в классе люкс и мужская аудитория. Тогда логичный вопрос: когда же Gourji представит собственные часы?
Да, я сам мечтаю об этом. Я даже знаю, от чего оттолкнуться, что должно стать первой ступенью в нашей системе координат. Видите: у меня на руке часы «Полет» 50-х годов, механические в золотом корпусе, ультратонкие. Они тоньше тех моделей, которые недавно были представлены в Женеве.
Конечно, в России сейчас нет возможности повторить эту технологию, но я считаю, что дизайн и стиль наших часов 50-х и 70-х годов заслуживает того, чтобы стать источником вдохновения для современных престижных часов. И я думаю, что уже к концу года мы что-то продемонстрируем.
Журнал "Мои Часы", #1-10