Взгляд на деловые подарки с исторической точки зрения

2010-07-01 09:37:08 3876

История корпоративных подарков на самом деле насчитывает тысячелетия. Ведь как иначе расценить дар одного племени другому? Чистой воды деловой презент! И, продвигаясь вперед по дороге цивилизации, человечество в числе прочих полезных знаний нарабатывало еще и опыт уместного и выгодного дарения. Исторический взгляд на корпоративные подарки и ошибки, которых можно избежать.

Навеки в истории: самые экстравагантные

Самый опасный. В XIII веке до н. э. троянцы «не заглянули в зубы» дареному деревянному коню, которого им презентовали данайцы. И напрасно! Потому что подарок был нашпигован воинами. Ночью, выбравшись из коня, они распахнули ворота и впустили в Трою осаждавшее ее войско. Так и появилась пословица: «Бойтесь данайцев, дары приносящих».
Самый странный. Приятель художника Сальвадора Дали, магараджа, обещал подарить ему целый корабль слоновьих черепов. Дали мечтал разбросать их по берегу моря рядом со своей резиденцией в Порт-Льигате, чтобы внести разнообразие в тамошний ландшафт. Он говаривал: «Ведь здесь, что ни посади, непременно испортит весь пейзаж. …Уместней слоновьих черепов тут ничего не придумаешь». Один слоновий череп он-таки пристроил на своей террасе.
Самый нематериальный. Остроумный раб Цезаря как-то под Новый год пожелал своему господину прожить в следующем году дольше, чем в предыдущем. Цезарь, оценив его чувство юмора по достоинству, не остался в долгу и подарил пройдохе… свободу.

Почему появились деловые подарки

Брак по расчету. У вас с клиентом типичный «брак по расчету», поэтому время от времени подкрепляйте свои отношения вескими материальными аргументами. Тем более что в бизнесе они обходятся куда экономичнее, чем в реальном браке по расчету. Если в последнем эквивалентом благодарности служат мех и жемчуг, то в вашем «браке» достаточно преподнести клиенту подарок с символикой фирмы, и он будет чувствовать себя по-прежнему желанным.
Рекламный агент. Клиент, который пользуется вашим подарком, тем самым популяризирует вашу фирму. А это значит, что доверие, которое окружающие питают к вашему клиенту, автоматически перенесется на вас. В итоге клиент незаметно для себя станет вашим рекламным агентом.
Всегда под рукой. Вряд ли клиенту придет в голову воспользоваться услугами другой фирмы, если подарок с вашим логотипом будет постоянно и ненавязчиво напоминать ему о вашем существовании.
Вовремя подброшенная бочка вина. Согласно афоризму эта самая «бочка» превращает народные волнения в гуляния. Волнение клиента надо устранять не менее экстренно, чтобы оно не вылилось в предпочтение другой фирмы. Своевременно сделанный подарок может сгладить напряженность, проскользнувшую в отношения между вами.
Психологический кредит. Подарок вызовет в ответную благодарность клиента. Подсознательно он будет стремиться компенсировать ваши затраты новым обращением к вашим услугам. Потому что это даст ему психологическое ощущение возврата «кредита».

Проверено – лучше не дарить!

Несуразные презенты. «В течение довольно долгого времени по линии подарков к торжествам и годовщинам у нас не все обстояло благополучно, – зубоскалили Ильф и Петров над советскими привычками в области презентов. – Обычно дарили или очень маленькую, величиной с кошку, модель паровоза, или, напротив того, зубило, превосходящее размерами телеграфный столб». Не стоить вручать клиенту несуразные презенты. Подарки сомнительного назначения не впечатлят серьезного партнера.
Бесполезные дары. «Дарю тебе все, что успела сказать», – заявила Герцогиня из знаменитой «Алисы в стране чудес», наговорив главной героине ворох всяких глупостей. «Пустяковый подарок, – подумала про себя Алиса. – Хорошо, что на дни рождения таких не дарят!» Не стоит вручать клиенту бесполезные презенты. Практичные вещи вроде ручки, ежедневника, календаря будут куда уместнее и не вызовут раздражения.
Сомнительные подношения. «Хотел сварить господину обер-лейтенанту куриный суп, но он отказался и подарил курицу мне», – объяснял происхождение курицы бравый солдат Швейк, готовя ужин. Услышав, что обер-лейтенант добровольно подарил птицу, его приятель недоверчиво уточнил: «Дохлая?» Подарок не должен возбуждать подозрительность и вызывать рассуждения на тему: «Что за этим кроется?» В последнее время стало популярным презентовать продуктовые корзины. Но, экспериментируя со съедобными дарами, вы рискуете проявить бестактность: вряд ли вегетарианец обрадуется окороку, а сидящий на диете – круассанам. Обдумывая корпоративный подарок, посмотрите на него глазами клиента. Презент не должен унизить его («Какая мелочь!»), насторожить («Они троекратно вернули стоимость подарка за счет тех денег, которые из меня выжали!») или чересчур польстить («Видимо, без меня они как без рук!»).
Чтобы сделать партнеру безопасный для ваших отношений подарок, учитывайте три фактора: практичность презента, то есть возможность его использования по назначению, качественный строгий дизайн, не слишком низкую и не слишком высокую стоимость

Еженедельник «На стол руководителю»