Генитальные символы в рекламе

2011-05-17 02:11:55 5781

Как известно, у многих народов на всех континентах очень давно возник фаллический (правильнее назвать: «генитальный») культ, в котором в качестве сакрального начала выступали мужские и женские гениталии, органы размножения животных и растений (цветы), сперма, семена растений, – как символы жизненной энергии, плодородия, защиты [[i]].

История и этнография

Можно предположить что, у этносов, проходивших в своём историческом развитии общественный уклад, приближенный к матриархату, в этот период доминировали вагинальные символы, а после перехода к патриархальной модели усилилось значение пенисных символов.

Рассмотрим два генитальных символа, используемых в рекламе, – это известный кукиш и digitus impudicus («палец непристойный» – средний палец, выступающий в верх из кулака), известный нам больше из американских блокбастеров. Хотя по данным исследователя Е. Е. Левкиевской [[ii]] символ «непристойный палец» бытовал в среде южных славян и назывался «кур» (петух). Можно предполагать, что «знак петуха» в патриархальной традиции мужчина показывал мужчине, посылая символический сигнал превосходства: «Я кур, ты курица…»

Рис. - «Бентли»

Ироничная реклама автомобиля Бентли - показательный случай «правильного традиционного» использования кура («фак-пальца»)

- продолжение с иллюстрациями см.: www.iliassov.info/article/figa/1.html (опубликовано: Ильясов Ф. Н. Генитальные символы в рекламе // Социальные исследования. 2016. №1. С. 50–60.)

[i]. См., например: Штернберг Л. Я. Фаллический культ // Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л.: Изд-во Института народов Севера, 1936; Киньяр П. Фасцинус (Фаллический культ в культуре греков и римлян) // Киньяр П. Секс и страх: Эссе. Пер. с фр. М.: Текст, 2000. С. 36—50.

[ii]. Левкиевская Е. Е. Кукиш // Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И. Толстого. Т. 3. М.: Институт славяноведения РАН. 1994. С. 26.