Интернет как брешь в «Железном занавесе»

2011-07-26 12:22:54 2330

«Почти век спустя после Октябрьской революции …» - вот таким оригинальным образом начинается рассказ Западных экспертов о социальных сетях в современной России.

Америка и Европа, которые никак не могут оправиться от того, что в России много лет подряд господствовал коммунизм, выражают искреннее удивление тем, какими сумасшедшими темпами в этой «дикой стране» развивается интернет. И в частности, социальные сети.

Выдержки из недавно опубликованного исследования зарубежных экспертов звучат довольно забавно. «Россия постепенно начинает выходить из-за «Железного занавеса»…, и поколение молодых людей 18-27 лет, желая привести страну к социальным и экономическим переменам, размещают твиты, посты, «лайки», письма посредством огромного количества социальных сетей».

Честно говоря, спроси сегодня у молодёжи, что такое «Железный занавес» - подавляющее большинство наверняка не поймёт вопроса. Однако стереотипы незыблемы, и лишь некоторые американцы, побывавшие в России в последнее время, трезво оценивают ситуацию: «В стране всё меняется с сумасшедшей скоростью».

Ниже мы взглянем на российский интернет именно глазами «заморских» экспертов. Некоторые утверждения стоят того, чтобы заострить на них внимание.

Россияне осваивают социальные и электронные медиа гораздо активнее и глубже, чем жители других стран. Один только Facebook чего стоит: с тех пор, как его запустили в России в январе 2010 года, он вырос на 376%, и сейчас его аудитория здесь составляет 4,5 млн. человек. Причем около 75% людей, переключившихся на Facebook с местной социальной сети – Вконтакте – младше 27 лет. А это означает для Запада только одно: молодые русские хотят выйти на уровень мирового развития, хотят общаться с друзьями, брендами, знаменитостями и политиками совершенно другим языком.

Ну ладно, примиримся с мыслью о том, что наши «домашние социальные сети» ещё отражают пережитки коммунистического прошлого (хотя в чём? как? где?). Но вот дальнейшие тезисы исследования звучат для отечественных интернетчиков совсем уж непривычно.

- Твиттер существует в России только в зачаточном виде;

- Один из самых популярных русских «твиттерян» - президент Медведев. Он на удивление часто обновляет свою страничку сообщениями и удивляет своим прямым и чистосердечным подходом к этому делу (особенно западных учёных удивили президентские твиты о школьных годах, Deep Purple и непростительных ошибках его правительства);

- То, что почти 80% жителей России имеют мобильные телефоны и гаджеты, является поразительным фактом;

- Россияне гораздо активнее вовлечены в общение в «социалках», чем какая-либо другая нация в мире. Причём автор статьи настолько сильно потрясён этим фактом, что повторяет его два раза подряд: видимо, чтобы аудитория осознала «масштаб катастрофы».

Тем не менее, кроме эмоциональных наблюдений, исследователи публикуют о российском digital-мире довольно любопытные цифровые показатели.

- Российская молодёжь до 24 лет занимает почётное третье место по активности использования «продвинутых» мобильных технологий, уступая лишь США и Китаю.

- На «социальных» сайтах жители нашей страны проводят 10,2 часа в месяц, что в два раза больше аналогичных показателей по всем США.

Любое исследование должно заканчиваться выводами. Западные эксперты пристально следят за российским интернетом, и не зря: их интересует собственная экономическая выгода.

«Конечно, американские и европейские компании первыми начали позиционироваться в социальных сетях, - скромно признаются учёные. – Однако российские бренды, которые хотят быть прогрессивными, уже начали осваивать эту платформу. По прогнозам, это выгодно отличит их от конкурентов в ближайшие 12-18 месяцев».

Скажем больше: десятки тысяч Западных компаний уже запустили свою онлайн-рекламу в России, однако все попытки получить от этого прибыль терпят крах. Дело в том, что российские бизнесмены пока что не настроены на построение долгосрочных деловых отношений и не хотят вести переговоры, нацеленные на прибыль. Это значит, что они не желают делать роль социальных медиа более значимой с экономической точки зрения.

Бизнес-аналитики сейчас активно пытаются решить эту проблему: как устроить бизнес на электронном рынке той страны, в которой частная значимость «всемирной паутины» гораздо важнее корпоративной? И вот буквально сейчас мы всё же можем наблюдать приятную тенденцию, когда ведущие игроки мирового рынка завоёвывают доверие русского интернет-сообщества.

Нас-то этим вряд ли можно удивить: всё-таки, самая быстрорастущая digital-нация в мире, и всё такое. Однако у американского аналитика – другой взгляд на данную ситуацию. Свой доклад он оканчивает словами: «Если Российские компании хотят завоевать конкурентное преимущество среди представителей следующих поколений, им нужно быстрее следовать нашему примеру».

Конечно, все эти утверждения не лишены смысла. И во многом Россия сейчас идёт по стопам Запада, перенимая «тамошние» практики. Небольшое противоречие заключается в другом: если у нас сейчас такой уникальный путь развития электронных коммуникаций, если мы удивляем всех зарубежных экспертов, то кто у кого должен учиться и брать пример?

Но это так… Всего-то пространные рассуждения человека, перепрыгивающего через «Железный занавес».

Новую и интересную информацию из мира интернет-рекламы вы также можете найти в корпоративном блоге Ingate: http://blog.ingate.ru/

По материалам электронного издания "Нескучные новости интернет-маркетинга"