Применение дистанционных технологий с использованием Интернет в обучении

2010-07-12 08:05:37 1755

Дикова Ф.А., Массальская Д.О.

Республиканский научно-технологический и информационный комплекс «Баштехинформ» АН РБ

Дистанционное обучение – это современная технология профессионального повышения квалификации, ориентированная на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию.

Большой интерес к дистанционному обучению, который существует сегодня во всем мире, особенно с использованием интернет-технологий, имеет объективную основу. В связи с техническим прогрессом и появлением новых специальностей растет потребность людей в получении знаний: в повышении квалификации, переподготовке и дополнительном профессиональном образовании. При этом растущий динамизм жизни вызывает потребность в мобильных учебных системах. Развитие сети Интернет открывает новые перспективы дистанционного образования, при которых учащемуся обеспечиваются как возможности, свойственные очному обучению, так и целый ряд дополнительных, возникших в связи с развитием современных информационных технологий.

Системы дистанционного обучения начинают развиваться в вузах и университетах России и Республики Башкортостан – перспективность дистанционного обучения на сегодняшний день ни у кого не вызывает сомнений. Цель дистанционной формы обучения - это предоставление образовательных услуг без посещения учебного центра, с помощью современных информационных технологий, таких как электронная почта, TV, INTERNET и видеоконференцсвязи.

У дистанционной технологии обучения много преимуществ перед стандартными формами образования. Это возможность заниматься в любое удобное для себя время, в удобном месте и темпе, надежность и простота обучения, открытость для модернизации, относительно невысокая стоимость. Дистанционное обучение носит индивидуальный характер – преподаватель уделяет внимание каждому; снимаются многие психологические проблемы, связанные с общением; оказывается позитивное влияние на обучающегося, развивается творческий и интеллектуальный потенциал – за счет получения новых знаний, самоорганизации.

Внедрение системы дистанционного обучения на предприятии дает возможность: непрерывного повышения квалификации сотрудников на рабочих местах, получения сотрудниками филиалов необходимого уровня подготовки вне зависимости от удаленности образовательного центра, проведения консультаций и передачи передового опыта ведущих специалистов всем сотрудникам компании.

На базе Республиканского научно-технологического и информационного комплекса «Баштехинформ» Академии наук Республики Башкортостан создан Центр Дистанционного Обучения (ЦДО), который проводит курсы повышения квалификации для предпринимателей и специалистов по различным направлениям: организация деятельности, экономика, кадры, делопроизводство, информационные технологии и др.

Процесс дистанционного обучения осуществляется через Интернет в специализированной образовательной среде, которая включает в себя электронные учебники и обучающие программы, средства тестирования и контроля, средства общения и передачи данных. Программная оболочка на базе системы дистанционного обучения «Прометей» не только обеспечивает дистанционное обучение и тестирование обучаемых, но и позволяет управлять всей деятельностью виртуального учебного заведения.

Средством доступа к среде ДО, информационной поддержки, коммуникации и рекламы учебного центра выступает сайт www.cdo.bash.ru, на котором предоставлена вся необходимая информация о возможностях дистанционной технологии обучения, приведены программы обучающих курсов повышения квалификации и контактные данные.

Реализация процесса повышения квалификации состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительный этап.
  2. Проведение обучения.

На каждом этапе привлекаются различные категории участников процесса дистанционного обучения, которые выполняют определенные необходимые функции.

На этапе подготовки после проведения маркетинговых исследований и выявления образовательных потребностей и актуальных направлений развития привлекаются члены авторских коллективов для разработки и создания уникальных учебных материалов курса повышения квалификации и методисты для преобразования их в мультимедийные электронные учебники.

Далее в процесс дистанционного обучения вовлекаются координаторы курсов, которые выполняют роль консультанта, наставника, организатора и сопровождают весь процесс реализации обучения - от первоначального контакта обучаемого, предварительной переписки и оформления документов на обучение, до окончания обучения, т.е. выдачи документа о повышении квалификации.

На этом этапе привлекаются также тьюторы, которые консультируют обучаемого по вопросам курса, осуществляют проверку знаний обучаемого, резюмируют выполненные задания, подводят итоги.

В течение всего процесса функционирования учебного центра, на всех этапах обучения работают администраторы системы, которые осуществляют системное и техническое сопровождение работы необходимых программных средств, обеспечивают доступ к комплексу информационно-учебных серверов, поддерживают работу используемых в процессе обучения сетевых ресурсов и пр.

На любом этапе привлекаются Web-программисты, которые разрабатывает дизайн электронных учебников, обеспечивают сопровождение Web-сайта и среды ДО, пополнение информацией, своевременную актуализацию и внесение изменений.

Со своей стороны обучаемый самостоятельно изучает материалы электронного учебника курса повышения квалификации, выполняет предусмотренные задания. Свои ответы он предоставляет на проверку тьютору при помощи средств среды ДО, таких, как обмен файлами, форум и электронная почта. Контроль соответствия сроков прохождения курса осуществляется автоматизировано благодаря встроенным в среду ДО индивидуальным календарным планам.

Возможностями среды ДО организуются сетевые дискуссии, на которых обсуждаются вопросы по теме курса, даются необходимые консультации и рекомендации.

Все учебные материалы курсов доступны обучаемым в среде ДО через Интернет в течение всего периода их обучения. При наличии ограничений, связанных с Интернет, возможно использование смешанных технологий – предоставление учебных материалов на CD-диске, по электронной почте.

Опыт использования показал, что оптимальным является использование различных наборов методик, способов и форм обучения, реализуемых под конкретную задачу каждого курса и индивидуальных возможностей обучаемых. В настоящее время по дистанционной технологии обучаются не только жители Республики Башкортостан, но и из других регионов, и даже из-за границы (Греция, Швеция).

Научно-технический прогресс развивается с такой скоростью, что человеку, чтобы успеть за ним, необходимо уже сейчас каждые пять лет повышать свою квалификацию, а в некоторых областях науки и техники даже чаще. Именно поэтому в США дополнительное обучение и переподготовка кадров с помощью дистанционного обучения возведена в ранг национальной политики. Ежегодно на дистанционное образование в США тратится около 13,6 млрд. долларов.

Многие крупнейшие российские компании, уделяющие серьезное внимание работе с персоналом, рассматривают дистанционные курсы повышения квалификации, как подающую большие надежды форму обучения сотрудников. Основой политики таких компаний является принцип сохранения ключевого персонала. Компании рассматривают свой персонал как капитал, а расходы на повышение профессиональной компетентности сотрудников – как долгосрочные инвестиции в развитие бизнеса, и поэтому создаются условия для организации системы повышения квалификации с использованием современных технологий.

Материалы межрегиональной научно-практической конференции
"Актуальные вопросы правовой охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности".
Уфа: Гилем, 2005. С. 84-87.