Борьба за мозг с интернетом: Пятый канал и "отвлекательное" ТВ

2010-10-01 17:49:26 2843

Александр Роднянский: «Мы постараемся играть без фейка»


Очень сложно сегодня сделать проект на умные, интересные темы и не сделать его неокупаемым толстым журналом. А создать такой проект на федеральном телевидении, учитывая его репутацию у читателей толстых журналов — и вовсе невозможно. Вытащить меч из камня пытается Пятый канал, недавно переживший полную перезагрузку.

В одну из ночных посиделок мы с коллегой спорили о том, нужно ли телевидение пользователям интернета. Честно говоря, сошлись на том, что не очень нужно. Однако тема "интернет-совместимого" канала общего интереса, рассчитанного на образованную аудиторию, засела в мозгу. Я стала интересоваться прожектами по "перетряске" петербургского Пятого канала, ставшего недавно федеральным. В результате родилась эта статья.

Для москвичей приход Пятого канала в столичный эфир был приятной новостью. В атмосферу кондового, железобетонного федерального ТВ он привнёс нотку ностальгии. Даже некоторая унылость программирования и «олдовый» кинопоказ выглядели милой весточкой из советского и перестроечного ТВ.

Теперь, став федеральным и «перезагрузившись», канал в каком-то смысле берёт реванш у «Культуры». Именно ей достались в 1997 году федеральные вещательные мощности ГТРК «Петербург», а сам пятый канал вместо этого стал всего-навсего областным телевидением. Сегодня по всей стране встают ретрансляторы: каналы «Национальной медиа-группы» пытаются стать прибыльной альтернативой, и в то же время идейным противовесом для тяжеловесной тройки «Первый»-«Россия»-«НТВ». (Возмущённым ленинградцам НМГ пообещала новый областной канал «Петербург»).

Новый поворот

По сути, сюжет перезагрузки Пятого канала — это проекция опыта, желаний и деловых интересов одного человека, А. Роднянского. Многие знают его как человека, раскрутившего успешный, аполитичный до идиотизма СТС. Но до этого он создал и десять лет руководил украинским 1+1, пока не ушёл оттуда по политическим мотивам. Теперь ради того, чтобы делать РЕН и «Пятый», Роднянский разорвал контракт с СТС (дело чуть не дошло до суда, а неустойки составили десятки миллионов). Впрочем, ушел он не с пустыми руками; а полученные от «СТС-Медиа» деньги вложил в кинокомпании «Нон-стоп продакшн» и «Кино без границ».

Роднянский очень хорошо умеет продвигать свои проекты гладкими речами (достаточно вспомнить отлично проработанную концепцию «Обитаемого острова», фильма за которой не оказалось вообще). Но в этом случае его выкладки интересны сами по себе, и могут стать гораздо важнее, если совпадут с реальностью.

«…"наевшись" информационно-дискуссионного телевидения в 90-х, я совершенно сознательно сконцентрировался на телевидении развлекательном, являющемся неотъемлемой частью нового потребительского общества. Судя по реакции аудитории, большая часть зрителей в этом вопросе испытывала сходные с телевизионными профессионалами чувства. Сейчас же <…> появилась потребность в телевидении содержательном, внятном, способном обсуждать ту повестку дня, которой мы все озабочены, но на другом качественном уровне» — А. Роднянский

Если верить «главе экспертного совета» НМГ Роднянскому, новый «Пятый» в силу федерального статуса будет универсальным, а не нишевым каналом для интеллектуалов. «Единственное, что должно отличать "Пятый", — это уровень обсуждения и компетентность участников дискуссии» — говорит он.

«…нам всем непривычно, тяжело отойти от стереотипов, связанных, например, с многофигурными ток-шоу, где обычно ценятся эмоциональный надрыв, конфликтная ситуация и взрыв страстей, а нам бы хотелось, наоборот, этого избегать.»

Вообще, сдержанность на данный революционный момент — ценная телевалюта. С одной стороны телевизор грызут надрывные, конфликтные шоу. С другой — недостаточность, вялость академической «Культуры», канала, лишённого определённого посыла. А, к примеру, ток-шоу об отношениях «Будь по-твоему» на «Пятом» было задумано как решение первой проблемы — задача ведущего в нём достичь компромисса между участниками.

«Целью «Пятого канала» во многом является разрушение отношения к миру как к простой модели. Значит, модель мира, связанного с РЕН-ТВ, была излишне проста, представление о людях было упрощенным.»

К тому же продюсер уверяет, что разработал систему, в которой интеллектуальный канал станет самоокупаемым (задача, которую у нас принято считать невыполнимой, кивая на многострадальную «Культуру»). Часть его метода — финансовая синергия «Пятого» с флагманом «НМГ», каналом РЕН-ТВ.

Как быть

Вопрос успеха такой авантюры напрямую зависит от другого, более общего: нужен ли вообще телевизор потенциальным зрителям «Пятого»? При общем национальном пользовании интернетом, равном 40%, на этот вопрос придётся отвечать.

«Как привлечь к телеэкранам молодую, наиболее активную и думающую аудиторию, которая все глубже увязает в интернете и все чаще заявляет: "Я не смотрю телевизор",— вот главный вопрос, стоящий перед нашим телевидением.» «Откровенный трэш и желтизна, которые были так заметны в предыдущих телесезонах, уже перестают быть эффективным оружием в борьбе за рейтинг.» — Вячеслав Муругов, генеральный директор СТС

По существу, для зрителей-интернетчиков привлекательность программы определяется иным, нежели раньше, способом. Хорошая телепрограмма для человека, готового в любой момент отвернуться к лэптопу — не увлекательный кусок занятого времени, которое иначе грозит остаться свободным; а концентрированный, крепко сбитый, идейный продукт, точно попадающий в нужные темы. Такое телевидение должно захватывать так же, как захватывает общение с компетентным собеседником, а также укладываться в интернет-формат — то есть каждый его компонент должен «звучать» и «смотреться» в виде медиа-единицы за пределами программной сетки.

К сожалению, «Культура» с такой задачей справляется плохо. Механически отбросив обычные ТВ-завлекалочки — инстинкты, саспенс, развлечение, провокация, актуальность темы — этот канал немного напоминает пустой школьный спортзал, на полу которого стопками разложены самые интересные на свете книги — нет даже проходов. Как если бы по заданию сделать Openspace.ru сдали бы Lib.rus.ec.

Пятый канал в решении этой проблемы рассчитывает на два фактора: актуальная тематика и содержательные, часто немедийные личности в роли ведущих и гостей. Уместны и весьма приличные — хотя бы лучше, чем у федеральных кнопок — сайт и видеоархив (впрочем, пока сайт безбожно тормозит).

новые лица «Пятого» поясняют, что же хорошего в их программах

Канал уже запустил несколько новых проектов, отвечающих концепциям Роднянского. Интересна как факт «Программа передач со Светланой Сорокиной». Ради того, чтобы осмыслить историю постперестроечного телевещания, ветеран НТВ нарушила клятву не работать на телевидении, которую дала три года назад.

Также вписывается в концепт «Суд времени», несколько театральная, но очень дотошная программа о спорных вопросах российской истории (достаточно сказать, что в ней не надеются решить проблемы типа Афганской войны или роли Хрущева за один час, а растягивают темы на два-три выпуска). Ежедневный «Реальный мир» больше всего похож на хороший научно-развлекательный блог, программа явно отсылает к интернет-форме потребления информации. Ток-шоу «Свобода мысли» с Александром Вайнштейном и Ксенией Собчак интересно хотя бы самим этим сочетанием. Есть кейс-стадиз «Шаги к успеху» с Алиной Кабаевой — программа о серьёзных, немедийных людях, но сделанная по правилам развлекательного ТВ. Запущен значительный объём документальных проектов с довольно интеллигентной тематикой, от биографии Германа-старшего до проекта о русском флоте со Шнуровым.

Кроме того, «Пятый» придумал ассиметричный ответ «Закрытому показу». Вместо тощего флегматичного Гордона в программе «Картина маслом» модерирует дискуссию бурлящий Дмитрий Быков. В «Ночи на Пятом» тоже замена в русле актуальности: ведут эфир киновед из «Сеанса», философ-писатель из СПбГУ, современный композитор и контркультурный писатель. «Пятый» старается упирать на освещение не-московских реалий: на это работает новостная служба программы «Сейчас» и серия документалок о разных уголках страны.

Talk of the town

Интересно отношение к новой политике «Пятого» гигантов российского ТВ. Вот как они высказались о ней в анкете «Коммерсанта» по поводу нового телесезона.

Большой Брат в лице гендиректора «России 1» Златопольского добродушно похлопал по плечу младшего: «В следующем году, думаю, в разделе "Достижения" мы будем говорить о Пятом канале и РЕН ТВ». Вячеслав Муругов (СТС) о планах бывшего коллеги высказался осторожно, хотя назвал нововведения «самым обсуждаемым событием прошлого телесезона». А вот главы НТВ и «Первого» не удержались. Владимир Кулистиков (НТВ) зачем-то перешёл в наступление.

«Феномен сезона — "Пятера", типично питерский симбиоз Эрмитажа и Кунсткамеры, где музейный совкинопоказ разбавлен странненькими форматиками, ведомыми либо великими тенями, либо гомункулусами из демпробирки. Интересно всем, кроме зрителя, но новация бесспорна.» «В России его роль [телевидения] не развлекательная, а отвлекательная. А отсюда — его уникальность как стабилизатора непростой реальности. Поэтому эта реальность, я считаю, должна кроиться под телевидение, а не наоборот.» — Владимир Кулистиков

Отповедь Константина Эрнста была краткой: «Что сказать о новом образе Пятого канала? Нет слов.»

Выстрел вслепую

К сожалению, на российском ТВ более масштабных авантюр сегодня нет, а за авантюрами по крайней мере интересно следить.

«…с перестройкой, особенно в девяностые, начался информационный период развития общества, когда телевидение превратилось в дискуссионную площадку, где сталкивались разные финансово-промышленные группы в борьбе за свои, извините, материальные, а значит, и политические интересы. И в этом смысле я не большой поклонник телевидения девяностых — при всем, опять же, огромном уважении.» «Я работал в начале девяностых несколько лет на одном из крупнейших общественных телеканалов Европы — ZDF, и я с тех пор понимаю, что такое общественное телевидение. Оно не всегда интересно, оно может быть очень скучным, но оно по определению пытается репрезентировать интересы общества — может быть, удачно, может быть, неудачно» — Александр Роднянский

Пока в новых программах «Пятого» чувствуется некоторая корявость и старомодность, как будто канал медленно переходит из местного, подчеркнуто питерского в национальное состояние. Где-то эта корявость трогательная, где-то не очень. Но для этого канала очень важны концепции: не как способы впарить кейс аккаунту, а как стержень, вокруг которого по идее предполагается возникновение гравитационной массы зрителей.

Наверное, поэтому у канала так много звучных слоганов: «Телевидение для тех, кто умеет читать», «Свобода без мысли опасна, мысль без свободы обречена» и так далее. Честно говоря, все рекламные тексты нам с соавтором приятно чешут за ухом, и я понимаю, что просто входим в ЦА этой рекламы. Но хорошо бы, если бы благодаря «Пятому» в неё вошёл кто-нибудь ещё — не из интернет-тусовки или университетской скамьи, а просто так; с мороза, на огонёк.