Налоговая служба выдала Вам документы, подтверждающие открытие компании. Какие действия необходимо предпринять в самом начале деятельности? Мы предлагаем для начала пройти четыре простых шага. Об этом мы и поговорим в нашей статье.
Шаг 1. Вступление генерального директора в должность.
Формально, для налоговых органов, директор вступил в должность с момента регистрации общества, однако для надлежащего оформления вступления в должность требуется совершить ряд юридических формальностей:
- заключение трудового договора с генеральным директором:
В соответствии с п. 4 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее — Закон об ООО) порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью (далее - общество, ООО) и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.
В случае, когда в обществе несколько участников, трудовой договор заключается от имени председателя общего собрания учредителей общества, либо лицом, специально уполномоченным на данном собрании, заключить трудовой договор с генеральным директором. Согласно ст. 39 Закона об ООО в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно. Закон об ООО также не указывает на то, что его положения, предусматривающие заключение договора между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа, не применяются в случае совпадения в одном лице генерального директора ООО и его единственного участника. Следовательно, с генеральным директором - единственным участником ООО, как и с любым работником, должен быть заключен трудовой договор.
При отсутствии в обществе совета директоров (наблюдательного совета), к компетенции которого отнесено решение вопроса об избрании генерального директора и заключении с ним трудового договора, от имени общества трудовой договор с генеральным директором подписывает единственный участник. Подчеркнем, что работодателем для генерального директора в этой ситуации будет не единственный участник, а общество. Единственный участник лишь осуществляет права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с генеральным директором как орган управления обществом (часть шестая ст. 20 ТК РФ). Поэтому трудовой договор в рассматриваемом случае будет заключен между различными субъектами правоотношений: ООО и физическим лицом, назначенным на должность генерального директора.
- издание приказа о вступлении в должность:
Прием на работу генерального директора общества оформляется в обычном порядке, который предусмотрен ст. 68 ТК РФ. На основании решения единственного участника ООО о назначении генерального директора издается приказ о приеме на работу (унифицированная форма № Т-1, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1). Приказ должен быть подписан генеральным директором как лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества с момента назначения на должность. Как правило, в начале работы ООО не имеет в штате бухгалтера, в связи с чем, до его приема, обязанности счетного работника исполняет генеральный директор. Об этом так же указывается в приказе о вступлении в должность.
Шаг 2. Печать Общества
7 апреля 2015 года, вступил в силу закон, позволяющий организациям отказаться от использования печати (Федеральный закон от 06.04.15 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ»: Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества (п. 7 ст. 2Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Из указанного следует, что если в уставе общества указано, что общество имеет печать, то печать должна быть обязательна. Мы рекомендуем изготовить печать и утвердить ее макет решением общего собрания участников общества.
Шаг 3. Открытие расчетного счета в банке
По состоянию на 2017 год в России открыто 627 банков. Часть кредитных организаций уходят с рынка самостоятельно, потеряв прибыльность: они подают документы на банкротство и добровольно «отдают» лицензию. Но таких организаций очень мало: как правило, они изначально создавались для вывода средств, а не полноценной банковской деятельности. В 2017 году такая история уже не сработает – ЦБ очень жестко следит за каждой операцией. При открытии расчетного счета, мы рекомендуем обращать внимание на ТОП-20. Только присутствие банка в указанном списке даст Вам относительную гарантию сохранности Ваших денежных средств. Так же мы не рекомендуем открывать счета в банках, к которым применены меры внешнего управления.
В процессе деятельности, общество может иметь бесконечное количество расчетных счетов. Это связано с некоторыми особенностями работы с государственными организациями, участием компании в тендерных процедурах и т.п. В любом случае выбор остается за Вами. Своим клиентам Юридический Центр «ЮАРЕКС» предлагает сопровождение открытия счета в Альфа банке. Данный банк является официальным партнером нашего центра, за годы сотрудничества зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны.
В последнее время, требования к потенциальным клиентам, банки существенно ужесточили. Так, безусловным основанием для отказа в открытии счета является участие в компании руководителя с номинальным участием, один из участников является учредителем или руководителем компании, которая внесена в «черный список», компания зарегистрирована по адресу массовой регистрации.
Шаг 4. Сайт компании
Как правило, перед открытием компании, участники продумывают вопросы названия, сайта, видов деятельности, составляют бизнес-план. Если доменное имя зарегистрировано перед открытием компании, мы рекомендуем переоформить его на юридическое лицо сразу после открытия. Если после — сразу регистрировать на юридическое лицо. В дальнейшем это позволит избежать лишних проблем с проведением оплаты, компания не лишится доменного имени в случае корпоративных споров и т.п.
В нашей практике был случай, когда генеральный директор перевел без ведома второго участника доменное имя на имя своей супруги и таким образом уводил клиентов «на сторону». Домен мы в итоге вернули законному владельцу — обществу, но прошел год! Сколько клиентов было потеряно за это время и как пострадала репутация компании за этот период. Рекомендаций по доменной зоне предоставлять не будем. Отметим лишь тот факт, что принято выкупать домены с идентичным названием в зонах .Ru и .COM.
В конце хотелось бы отметить, что все указанные вопросы наша компания решает в качестве подарка для клиента, предоставляя всеь пакет сразу же после регистрации компании.