Тема этого поста навеяна мне большим количеством бизнесов, которые не могут себе позволить приобрести услуги нашего агентства. Эту ситуацию я каждый раз воспринимаю двояко, ведь теория классического маркетинга в некоторых случаях диктует, что если клиент часто задает вопросы о цене сервиса, то что-то не в порядке с самим предложением. Начинаешь тут же думать о скидочных пакетных предложениях, «длинных» предоплатах со скидкой и других способах облегчить финансовые отношения агентства и клиента.
Но если посмотреть с другой стороны, то диктует экономика – от модели расчета себестоимости не уйдешь никуда. Если содержать сотрудников в офисе, платить специалистам достойные нормальной самоотдачи деньги, обращать внимание на налоги, то структура себестоимости дает продажные цены, которые, на самом деле, малый бизнес не способен потянуть в долгом периоде времени (от ситуаций, когда в стартапе есть инвестор уйдем – таких мало).
По этой причине малый бизнес вынужден обращаться к малопрофессиональным агентствам или фрилансерам, которые демпингуют рынок, поскольку структура их себестоимости отлична или вообще отсутствует. Как правило, такие истории заканчивается фрустрацией клиента и потерей веры в интернет-маркетинг как в способ привлечения клиентов. Не все, но большинство. Остающиеся обращаются к профессионалам, но в силу объемных вложений (к примеру, в создание хорошего интернет-магазинга или в поисковый маркетинг) вложения растягиваются на долгий срок. А уж если не вышло с привлечение аудитории, то NPV>0 этот начинающий стартап может вообще никогда не увидеть.
Проблема, на мой взгляд, в том, что бюджеты расходуют не в те каналы, в которые должны. Я склонен к тому, что оплачивать большую часть бюджета нужно за интеллектуальную, а не исполнительскую часть услуг. В случае создания сайта – его проектирование с учетом всех особенностей аудитории, ее поведения на сайте и дальнейшего продвижения ресурса, а в случае продвижения или рекламы в поиске – составление и тестирование эффективного тезауруса рекламной кампании. Неким обобщенным документом, который включает в себя вышеуказанные вещи является бизнес-план или стратегия интернет-маркетинга для бизнеса. Называйте, как хотите – сути дела не меняет.
Написав грамотный документ, в котором будут расписаны:
Цели сайта и целевые действия посетителей на нем (способы конвертации посетителей в клиентов);
Структура сайта (для посетителей и для поисковых систем);
Шаблоны (форм-фактор) основных страниц сайта;
Способы демонстрации преимуществ бизнеса на сайте;
Параметры целевой аудитории, под которую нужно создавать сайт;
Типа наполнения, семантическое ядро сайта и техзадание на его тексты;
Можно совершенно спокойно отдавать такой документ любому фрилансеру, который потребует уже значительно меньший бюджет на проект создания сайта. Сократив расходы на индивидуальный дизайн (в очень редком числе случаев он влияет на эффективность сайта) и платформу можно создать хороший сайт, способный привлекать посетителей, буквально «за копейки». К примеру, интернет-магазин на платформе inSales, Shoptus или других платформах будет стоит в разы меньше – в районе 30 000 рублей в год с учетом и хостинга, и домена, и программной платформы. Шаблон дизайна добавит еще 10 000 – 15 000 рублей (и то, при желании владельца бизнеса). Написав самостоятельно (и бесплатно) верные тексты, можно будет значительно сократить затраты на seo-продвижение.
Дальше можно воспользоваться любым автоматическим инструментом закупки ссылок для продвижения в поисковой системе, к примеру seopult или maremoto. Уверяю, что бюджет, который выставят эти сервисы будет существенно меньше, чем бюджет оптимизаторов при условии создания верного сайта с точки зрения текста и структуры. Поскольку инструмент автоматический, Вы сами сможете заниматься продвижением сайта.
Отдельным вопросом стоит периодическая оценка эффективности интернет-маркетинга. Эту активность, к сожалению, отдать на откуп автоматики не получится – нет инструмента, который сможет переводить цифры статистики в словесные выводы. Однако, такую операцию можно выполнять нечасто, либо найти компанию, которая будет предоставлять оценку эффективности на ежемесячной основе.
Такой подход позволяет сэкономить большое количество бюджета, растрачиваемого на ненужные Вам вещи: дорогой уникальный дизайн, платформы разработки сайта, внутреннюю оптимизацию и так далее. Ваш сайт будет стоить копейки в разовом формате, а ссылки Вы сможете закупить самостоятельно, не подсев на «оптимизаторскую иглу». И дальше, если Вы захотите выйти на «уровень выше» и отдать на аутсорс агентству активности (что нормально, поскольку бизнес растет), то просто передадите ему доступы в ссылочный агрегатор, который принадлежит только Вам. И никакого съема ссылок, потери результатов и провалов – Вы страхуетесь от излишнего риска.
В заключении – инструменты автоматического продвижения и удобные SAAS-сервисы создания сайтов уже стали способны отнимать клиентов у небольших агентств интернет-маркетинга. И это правильно, поскольку эти сервисы пзволяют платить меньше и, в ряде случаев, дают положительный результат. Плата за аналитику и стратегию – нормальное явление и страховочное решение для развивающегося бизнеса, позволяющее платить минимум за ежемесячное обслуживание и развиваться при отсутствии рисков. Правильно продуманная стратегия позволяет сэкономить массу денег в будущем.