А причина одна – качество управления организацией деятельностью по охране окружающей среды, которое включает в себя качество управления всеми аспектами деятельности компании на всех уровнях (от уборщицы, которая моет пол с порошком, до генерального директора, отдающего команды на сброс химикатов в реку). Конечно же, на качество управления ООС влияет много факторов:
– работоспособное оборудование (его периодический осмотр, ремонт и обслуживание);
- квалифицированный персонал от рабочего до директора (обученный и компетентный);
- наличие соответствующей актуальной регламентирующей документации в местах использования (как внутреннего так и внешнего происхождения);
- финансовые ресурсы (для реализации экологических задач);
- и многое другое.
Отсюда видно, что ответственность за качество управления ООС никак не может ложиться только на отдел охраны окружающей среды (как принято на многий предприятиях), а за управление ООС отвечают все сотрудники организации. А для того чтобы качественно управлять ООС и снизить риски возникновения экологических аварий и инцидентов многие компании внедряют систему экологического менеджмента (СЭМ) в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001:2004.
Система экологического менеджмента (СЭМ) это современный подход к учету приоритетов охраны окружающей среды при планировании и осуществлении деятельности организации, неотъемлемая составная часть современной системы управления ею. СЭМ применяются производственными и сервисными организациями, органами государственного управления и образовательными учреждениями; принципы СЭМ распространяются на управление территориями и регионами. Несмотря на определенные препятствия, СЭМ уже получили распространение в России, и в первую очередь — из-за значительных связанных с ними преимуществ для всех заинтересованных сторон. Для организаций, внедряющих СЭМ, особенно важны возможности СЭМ по повышению устойчивости и эффективности всей их деятельности.
Вклад СЭМ в формирование успеха организации определяется тем, что она позволяет систематизировать подходы к предотвращению и решению экологических проблем во всех аспектах бизнеса. В российских условиях сокращение издержек, вызванных нерациональным использованием ресурсов и материалов, потерями и пр., выступает в качестве одного из наиболее значимых преимуществ внедрения СЭМ.
Не следует отождествлять понятия внедрения СЭМ и достижения сертификации, т.к. многие компании просто «покупают» сертификат ISO 14001 у
«нечистоплотных» органов по сертификации, что очень распространено при сертификации ИСО 9001. НО основные преимущества приносит организации именно реально работающая СЭМ, для создания которой необходима систематическая деятельность, включающая широкое вовлечение персонала в разработку и функционирование СЭМ, постановку конкретных и достижимых экологических целей и задач, определение ответственности и выделение ресурсов, разработку, пересмотр и внедрение процедур, решение поставленных задач и достижение целей, наконец, анализ результатов руководством и последовательное повышение результативности и эффективности СЭМ. Сертификация СЭМ является одним из способов демонстрации внимания организации к вопросам охраны окружающей среды заинтересованным сторонам.
Внедрение СЭМ повышает инвестиционную привлекательность компаний, позволяет снизить страховые расходы и стоимость кредитов. СЭМ помогает сократить издержки, повысить качество не только продукции и услуг, но и компании в целом, последовательно уменьшать негативное воздействие продукции на окружающую среду и здоровье человека на протяжении всего ее жизненного цикла, тем самым повышая конкурентные возможности организации.
В основу СЭМ лежит управление так называемыми «экологическими аспектами» т.е. элементами деятельности компании, которые тем или иным образом взаимодействуют с окружающей средой.
Экологические аспекты должны быть выявлены в отношении всей деятельности организации, ее продукции и услуг, включая планируемые. При этом должны быть учтены основная и вспомогательная деятельность, включая складирование, техобслуживание, уборку, работу офисных служб и т.п.; регулярная деятельность, нештатные и аварийные ситуации; в ряде случаев следует учитывать воздействие в ходе всего или части жизненного цикла продукции, площадки, оборудования или отходов производства. При этом необходимо помнить, что экологические аспекты деятельности, продукции и услуг организации не заканчиваются на границе организации, но распространяются в пределах ее возможностей по контролю аспектов. Кроме того, нужно учитывать и те экологические аспекты, взаимодействие с окружающей средой которых не регулируется законодательством или нормативными актами.
Для выявления экологических аспектов можно применять несколько подходов; более того, эффективным будет их совместное использование, что может быть заложено и в соответствующей процедуре. Можно использовать следующие подходы:
• Анализ деятельности, продукции, услуг и выявление экологических аспектов
(как элементов деятельности, взаимодействующих с ОС).
• Оценка состояния окружающей среды в зоне действия организации, а также
факторов воздействия (выделение веществ и энергии в ОС) и выявление
экологических аспектов, определяющих эти факторы.
• Анализ материального баланса / энергетических потоков, выявление возмож ных потерь и связанных с ними экологических аспектов.
• Изучение позиций заинтересованных сторон и выявление экологических
аспектов, вызывающих их интерес.
• Анализ законодательных и нормативных требований и выявление деятельности, продукции, услуг, к которым предъявляются спе циальные требования, затем — выявление экологических аспектов, связанных с этими требованиями.
• Для идентификации непрямых экологических аспектов также могут быть
использованы подходы оценки жизненного цикла
Результаты сбора информации должны стать основой для создания схематических описаний всех процессов организации (включая нештатные ситуации).
Подробность выделения этапов и элементов процессов должна быть достаточной для установления однозначной связи элементов процесса и воздействия на окружающую среду.
На основе собранной информации должен быть составлен регистр, содержащий:
• описание процесса / продукции;
• описание элемента процесса / продукции — экологического аспекта;
• описание воздействия на окружающую среду, связанного с данным аспектом;
• приоритет аспекта;
• требования / ссылки на требования, предъявляемые к аспекту и/или связанному с ним воздействию;
• описание имеющихся средств регулирования;
• ссылки на связанные процедуры и/или инструкции;
• ссылки на связанные цели, задачи, мероприятия.
Это очень трудоемкая работа, однако, результаты себя оправдывают, так как вовлекается весь персонал в управление ООС, каждый понимает свою ответственность за управление ООС на своем «месте», понимает риски возникновения экологического инцидентов, осуществляет оценку последствий влияния на ОС при планировании тех или иных задач.
Отсюда и системное управление ООС в организации на всех стадиях жизненного цикла продукции (услуги) (в соответствии с разделом 7 стандарта ИСО 9001) направленное на эффективное управление экологическими рисками организации, включая внешние процессы, а следовательно снижение затрат на управление ООС, повышение репутации на рынке и повышению конкурентоспособности.