Журналистская этика. Она еще существует?

2011-05-22 01:17:28 1803

Наше общество все больше и больше обустраивается по рыночным правилам. Рыночный принцип организации при обмене товарами и услугами имеет убедительные преимущества по сравнению с бюрократическими методами государственного регулирования сверху. Но он также имеет существенные недостатки.

На вопросы справедливости и гуманности рынок ответа не дает. Он также не производит мерил для защищенности и необходимости оказывать помощь слабым, детям, молодежи, пожилым людям и больным. Ему также малознакомы такие понятия как милосердие, как любовь к ближнему и солидарность. В своей основной конструкции рынок функционирует на принципах дарвинизма. Успехи и неудачи измеряются монетарными величинами.

Принципиально то же самое касается СМИ. Правдивость как защита от коллективного и личного обмана и ошибки, уважение к достоинству и личной жизни, защита от коллективной и личной дискриминации - это те мерила, которым медийный рынок сам по себе не создает. Так что современные СМИ хотят привлечь внимание к собственной продукции как можно большего количества потребителей и побудить их к приобретения ее. Немонетарные ценности подвергаются давлению, а часто их отвергают. А вместе с ценностями и людей.

Что делать? Отменить рынок и заменить системой рационирования? В конце XXI века никто серьезно это не будет рассматривать. Тем более, организованные государством системы рационирования как раз не проявили себя гарантами основных ценностей. Очевидно, остается лишь один путь: рыночные правила мы должны дополнить социальными и гуманными правилам, совокупность которых мы называем этикой. При этом мы должны заботиться о том, чтобы для этой этики найти консенсус в профессиональном и общественном дискурсе. Это повышает способность к реализации и совместимость с общественными процессами. За государством мы можем и должны оставить те функции регулирования, осуществлять которые пока удается только через репресивные меры.

Языковым соответствием правдивости является достоверность. Достоверность является одновременно также основным капиталом СМИ и тех, кто там работает. Если же достоверность теряется, то надолго разрушается и экономическая основа публицистики. И пусть нас при этом не вводят в заблуждение экономически успешные высокие тиражи и доли так называемых развлекательных СМИ.

Идеальным был бы непротиворечивый симбиоз рынка и этики. И разве так уж нереально, если бы в будущем все больше людей тратили деньги прежде всего на те СМИ, которые в соответствующем продукте всегда воплощали бы этично то, что они коллективно и индивидуально публично обещали своей аудитории?

Категории: Прочее