Можно с уверенностью сказать, что уже на протяжении последних трех лет продолжаются последовательные действия правительства по искоренению коррупции в России. Эти действия, однако, не являются пока достаточно эффективными и не привели к ощутимым результатам.
Возможно, причины не всегда успешной деятельности правительства по борьбе с коррупцией кроются в несовершенстве политико-правовой системы Российской Федерации. Несмотря на провозглашенный в Конституции РФ принцип разделения властей и наличия системы сдержек и противовесов, можно отметить доминирующую роль исполнительной власти над законодательной и судебной.
Демократическая подотчетность в России пока еще достаточно слаба. Парламент не обладает достаточными контрольными функциями в отношении деятельности правительства и исполнения бюджета, а большинство законов, принимаемых парламентом, готовится исполнительной властью. Сам же парламент формируется при непосредственном участии исполнительной власти, вследствие чего представляет в значительной мере ее интересы. Отсутствуют механизмы обратной связи с депутатами, формально избранными в округах их проживания. Все то же самое можно сказать про местные представительные органы.
Конечно, 20 лет независимости России - очень маленький срок для формирования гражданского общества. Но при этом нельзя и забывать, что развитие гражданского общества есть обязанность государства, исходящая из Конституции и международно-правовых актов, которые Россия должна соблюдать как член ООН и ОБСЕ. Вместо этого делается попытка усиления контроля над обществом, отсутствуют приемлемые условия для развития неправительственных организаций, используются слабые и неэффективные формы взаимодействия с обществом и его институтами. Общественные организации не могут осуществлять независимый гражданский контроль за деятельностью государства. Одна из причин безуспешной борьбы государства с коррупцией в том, что не инициируется деятельность общественных организаций в этом направлении, так как невозможно победить коррупцию без участия общества.
Кажется странным, что при наметившихся положительных тенденциях наблюдается политика все большего давления на средства массовой информации, разный подход государства к ним. Наблюдаются попытки установления тотального контроля государства над информационным пространством, контроля над Интернетом, применение административных и уголовных мер в отношении руководителей СМИ и журналистов. Все это, на наш взгляд, является причиной слабого участия СМИ в борьбе с коррупцией.
Несмотря на закрепленные в Конституции РФ положения о том, что высшими ценностями в республике являются человек, его права и свободы, граждане имеют ограниченные права на свободу объединений, собраний, на проведение объективного расследования, социально-экономические права, права на получение и распространение информации. Все это, в конечном счете, приводит к слабому участию граждан в борьбе с коррупционными проявлениями.
Говоря о системе государственной власти, необходимо отметить, что существует два уровня коррупции.